Delist.ru

Стратегическое управление развитием регионального университета как исследовательско-ориентированного вуза (05.09.2007)

Автор: Белан Елена Петровна

Объективной тенденцией функционирования и развития высшего образования в регионах также является диверсификация, проявляющаяся в организации новых образовательных учреждений, придании образовательных функций общественным и некоммерческим организациям, введении новых направлений обучения, создании междисциплинарных программ.

В современных условиях экономически развитые страны всемерно способствуют приоритетному развитию научных исследований, их активному внедрению в производство, т. к. это дает обществу значительный экономический эффект. Университет в регионе все более становится центром научной мысли: от 60 до 80 % новой научной информации приходится на долю вузов. Это непосредственно связано с тем, что методология науки становится основой всей исследовательской деятельности, осуществляемой в системе высшего образования (В.В. Леденев), в том числе и при выполнении диссертационных работ (Н.И. Загузов, А.Я. Найн).

На состоявшейся в апреле 2005 г. в Глазго конференции Европейской ассоциации университетов (ЕАУ) была подписана Декларация «Сильные университеты для сильной Европы», объявившая обеспечение будущего европейских университетов одним из самых высоких приоритетов европейской политики, заявлено о взятой университетами ответственности за широкую образовательную работу со студентами на всех уровнях, основывающуюся на исследованиях и подтверждены обязательства университетов по углублению исследовательской и инновационной деятельности посредством оптимального использования ресурсов и разработки институционных исследовательских стратегий.

Всесторонние усилия национальных систем образования по осуществлению общества знаний, мультикультурного и трансграничного образования вызвали системные изменения в функциях университетов. Исследователи из США, Канады и Европы акцентируют внимание на существенных факторах, определяющих развитие университета: современные технологии, исследования, глобализация и конкуренция между университетами. Сегодняшний относительно успешный университет – это образовательная сетевая структура, которая смогла врасти в экономику всеми своими важнейшими функциями – подготовкой кадров под заказ, проведением фундаментальных и прикладных исследований и освоением востребованных инновационных технологий.

Таким образом, региональный университет как исследовательски-ориентированная образовательная организация в современную эпоху сталкивается со следующими принципиальными изменениями: природы высшего образования, стратегий деятельности, практики принятия решений, организационной структуры, технологии обучения и др.

Во второй главе «Динамика инновационных моделей университета в обществе знаний» дан историко-педагогический и теоретический анализ типологии, моделей и процесса развития университета, выявлены изменения в университетах общества знаний, охарактеризованы современные модели университетов.

На протяжении исторического развития университет, будучи по содержанию и форме деятельности уникальной организацией, подвергался существенным трансформациям. Реагируя на экономические и политические запросы общественной жизни, он способствовал развитию цивилизации воспроизводством культуры, приращением знаний и подготовкой профессиональной и интеллектуальной элиты.

Идеи исследовательского университета В. Гумбольдта и интеллектуального университета Дж. Ньюмена стали первыми попытками осмысления университета, определения его миссии в современном мире. Значительный вклад в развитие идеи университета в разное время также внесли Б. Спиноза, X. Ортега-и-Гассет, К. Ясперс и др. Именно «классическая идея университета» – синтез исследования, обучения и воспитания – В. Гумбольдта выступила критерием, по которому рассматривалась вся дальнейшая эволюция европейских и американских университетов.

Базовыми принципами классической идеи университета стали: государственная поддержка университета при сохранении им относительной автономии; идея академической свободы в исследовании и обучении как основополагающая; исследование и обучение как сущность образования; активное включение преподавателей и студентов в общественную жизнь; этическое обоснование достоинства знания и учености.

Основные функции классического университета как материального воплощения идеи производства и передачи научного знания были сформулированы В. Гумбольдтом и конкретизированы ведущими представителями социологии образования Т. Парсонсом и К. Керром: 1) производство знания; 2) накопление и хранение знаний; 3) передача знаний; 4) распространение знаний.

На рубеже XIX – XX вв. университет как особый социальный институт осуществлял следующие функции: традиционную деятельность по передаче накопленных знаний новым поколениям; создание новых знаний; подготовку специалистов для производства и общественно-политической сферы; сохранение и развитие культуры в самом широком ее понимании; формирование социальной элиты.

Кризис университетского образования на рубеже 60-х – 70-х гг. XX в. привел мировое университетское сообщество к новому видению университета, ориентирующегося на служение обществу, нации, региону, и производящего не только знания, но специалистов, обладающих этим знанием и необходимых для бизнеса, промышленности, сферы услуг.

С 70 – 80-х гг. XX в. исследователи, анализируя развитие и функционирование университетов, все чаще подчеркивают лидирующую роль университета в обществе и государстве. Университеты последних десятилетий прошлого века – сложный элемент не только системы образования, но и всего общества в целом. Предназначением университетского образования в XXI в. является развитие человеческого капитала страны, повышающего её конкурентоспособность в глобальном сообществе (К. Керр, К. Стоув).

Основными системообразующими функциями университета большинство современных исследователей (А. Барблан, Р. Барнетт, Д.Б. Джонстон, К. Керр, Т. Парсонс и др.) считают обучающую, исследовательскую, культурную и сервисную функции. К числу основных функций современного классического университета они относят: экспертно-эпистемическую (знаниевую) функцию, функцию коммуникационного центра, функцию воспроизводства интеллектуальной элиты, функцию трансфера знаний и технологий из университетского мира в экономику, функцию развития территории размещения.

В настоящее время во всем мире активно идут процессы формирования международных макрорегиональных университетских сообществ, в рамках которых формируются условия для внутривузовской специализации, определяются условия межуниверситетского сотрудничества, новый институциональный уклад формирующихся университетов XXI в.

Дискуссии, ведущиеся в вузовском сообществе в начале ХХI в., рассматривают широкий спектр концептуальных университетских моделей, сформированных в процессе самоопределения активно работающих над соответствующим преобразованием российских и зарубежных университетов: исследовательский университет, академический университет, пассионарный университет, инновационный университет, предпринимательский университет, региональный научно-образовательный комплекс и ряд других. Изучение опыта университетского самоопределения привело к выделению двух основных моделей: исследовательский университет и региональный научно-образовательный комплекс. Модель университета исследовательского типа, которую взяли за основу развития ведущие университеты мира, имеет две основные модификации: академический исследовательский университет и предпринимательский (инновационный) университет.

Степень разработанности моделей различна, т. к. процесс самоидентификации и реструктуризации университетов в соответствии с требованиями знаниевой экономики находится на начальной стадии: для исследовательского университета разработаны показатели, позволяющие проводить процедуру идентификации; для регионального университетского комплекса, международного и предпринимательского университетов сформулированы только концептуальные основы.

?¤????-

????????Д

?????????A?аучно-производственного (инновационного) характера, которая образуется на базе классического университета, обретая при этом новые черты: мультидисциплинарность, широкое, на системной основе осуществляемое привлечение обучающихся к научным разработкам, практическая/инновационная направленность тематики исследований.

В российской педагогической науке разработаны альтернативные модели исследовательского университета. М.Д. Щелкунов показал, что исследовательский университет создает условия интеграции научных исследований и образовательного процесса на всех уровнях подготовки (университетский курс, магистратура, аспирантура, докторантура, переподготовка и повышение квалификации, стажировка) и наличие инфраструктуры подготовки кадров высшей квалификации.

Г.В. Майер предлагает следующие критерии исследовательского университета: наличие ведущих научных и научно-педагогических школ; интеграция научных исследований и образовательного процесса на всех уровнях подготовки; наличие инфраструктуры подготовки кадров высшей квалификации; наличие информационной базы учебно-научной деятельности и возможностей передачи информации научно-образовательному сообществу; интеграция в мировое научно-образовательное пространство, сотрудничество с мировыми научно-образовательными центрами, фондами и т. д.

Выделенные нами основные структурно-содержательные характеристики, присущие региональному университету нового типа, развивающемуся в обществе знаний, нашли отражение в таблице 1.

Таблица 1

Основные структурно-содержательные характеристики исследовательско-ориентированного регионального университета общества знаний

Основные характеристики регионального университета общества знаний

Содержание характерных признаков исследовательско-ориентированного регионального университета общества знаний

Глобализация деятельности регионального университета Глобальная стратегия, глобальная организация деятельности в единстве с региональными проектами развития непрерывного образования, позволяющая действовать в разных странах на любой стадии процесса создания образовательного продукта. Производство и экспорт образовательных услуг на транснациональный рынок образования. Использование в образовательной деятельности, научных исследованиях и разработках наиболее эффективных сырьевых, трудовых, финансовых ресурсов.

Построение структуры регионального университета на основе принципа сетизации Делегирование определенных функций другим образовательным организациям посредством перераспределения ресурсов или создания стратегических альянсов, т. к. сосредоточение в университете всех видов деятельности (от научных исследований и разработок до маркетинга, распределения и реализации образовательной продукции) не обязательно. Поиск новых партнеров, обладающих ключевой компетенцией в форме ресурсов и способностей для совместной организации и реализации деятельности и достижения конкурентного преимущества. Включение в сеть покупателей и пользователей образовательных услуг и продуктов. Возникновение как сети образовательных организаций и учреждений, так и сетевого университета, внутренняя организация которого основывается на сетевых структурах.

Интеграция содержания, характера, функций управления в региональном университете Адекватное переменам во внешней среде изменение внутреннего менеджмента, переход на принципы стратегического управления развитием всех процессов и структурных единиц. Университет как интегрированная организация с перекрещивающимися функциями управления. Взамен традиционной жесткой функциональной специализации, при которой четко очерчиваются маркетинг, производство, научные исследования, опытно-конструкторские разработки и другие сферы, гибкое матричное организационное построение университета. Принятие важных решений на основе интеграции и координации функций.

Адаптивность и самообучаемость структур регионального университета Возможность гибкой адаптации к изменениям на рынке трансглобального образования и в среде своего действия. Обеспечение адаптивности целенаправленным обучением и тренировкой сотрудников, включением самоанализа в процесс деятельности. Частью обучающейся системы организационных структур университета становятся последовательное экспериментирование и применение соответствующих средств оценки деятельности.

Активное использование информационно-коммуникационных технологий, глобальных информационных систем в региональном университете Использование для повышения эффективности протекающих процессов и принимаемых решений, достижения устойчивых конкурентных преимуществ на рынке трансглобального образования информационно-коммуникационных технологий. Существенное влияние информационных систем, систем связи на деятельность и результаты работы всех структурных подразделений, интеграцию производственных и обслуживающих процессов, повышение конкурентоспособности. Создание единой информационной системы, основанной на широком применении новых информационных и коммуникационных технологий.

Ориентация регионального университета на предвидение Обеспечение быстрых, независимых и ответственных действий всех сотрудников на основе четкого, дальновидного, практичного предвидения. Сосредоточение усилий сотрудников на достижении общего понимания. Способность предвидения как одна из ключевых компетенций управленческого персонала среднего и высшего звена.

Горизонтальные принципы построения регионального университета Превращение пирамидальных оргструктур в плоские, упрощенность и меньшая иерархичность по сравнению со структурой традиционного университета. Создание организационных структур в горизонтальной плоскости (через границы) и в вертикальной (в рамках локальных подразделений, на уровне факультета, университета, государства).

Формирование автономных команд (групп) как основы построения регионального университета Становление автономных групп (команд) в качестве основы организационной структуры. Нацеленность на постоянное повышение творческой и производственной отдачи менеджеров, ППС и учебно-вспомогательного персонала. Возрастание ответственности всех сотрудников (как индивидуумов, так и групп). Главное преимущество – возросший интерес, вовлеченность и ответственность персонала, что ведет к более быстрому и полному удовлетворению образовательных потребностей индивидуумов и общества в целом.

Открытость регионального университета Невозможность функционирования как закрытой организации, заинтересованной лишь в достижении своих внутренних целей. Обеспечение открытости всех видов деятельности университета для общества в целом, для обучающихся, заказчиков и других образовательных организаций. Уделение существенного внимания не только обучающимся, но и интересам других членов регионального, национального и международного сообщества. Широкий и круглосуточный доступ обучающихся ко всем ресурсам университета.

Трансграничность регионального университета Расширение кооперационных связей между конкурентами, поставщиками и потребителями образовательного продукта. Стирание традиционных границ университета посредством создания сетей образовательных организаций и университетов-сетей. Использование специфических рыночных возможностей, которые для отдельно взятых образовательных организаций не существуют; любые функция и процесс в этих условиях реализуются на мировом уровне.

Ориентация регионального университета на конкуренцию, основывающуюся на времени Понимание решающего значения фактора времени для общих результатов деятельности и конкурентоспособности, необходимости ускорения производства и выхода на рынок нового образовательного продукта. Ускорение процесса разработки новой продукции и выхода её на рынок образования, т.к. жизненный цикл большинства продуктов и услуг становится всё короче.

Ориентация на удовлетворение образовательных потребностей конкретных клиентов Осознание в качестве ключевых факторов развития ориентации на рынок трансглобального образования и инновационных технологий. Создание системы поощрений сотрудников, исходя из уровня удовлетворения образовательных потребностей клиентов и степени участия в научно-исследовательской деятельности.

Инновационность регионального университета Приоритет инновационной деятельности над традиционной в области образования, исследовательской деятельности, в производстве продукции и услуг. Своевременное и эффективное осуществление инновационных преобразований. Создание в рамках университета нововведенческих подразделений, ориентированных на производство и самостоятельное продвижение в быстро меняющихся внешних условиях новых технологий и продукции.

Страницы: 1  2  3  4  5  6  7  8  9