Delist.ru

Стратегическое управление развитием регионального университета как исследовательско-ориентированного вуза (05.09.2007)

Автор: Белан Елена Петровна

– теории лидерства (У. Беннис, К. Блэнчард, Р. Гонт, С. Гэррет, Р. Риванс, П. Сенге, М.П. Фоллет, Н. Фой и др).

– концепции стратегии (И. Ансофф, Г. Минцберг. М. Портер);

– теория сетей (М. Бест, В.Л. Иноземцев, А.В. Олескин, М. Портер, В.В. Радаев, А.-М. Слотер, О.А. Третьяк, Р. Шиллер);

– работы, в которых осуществлен анализ общих закономерностей развития высшей школы (С.И. Архангельский, В.П. Беспалько, А.А. Вербицкий, С.И. Зиновьев, И.Я. Конфедератов, В.Я. Ляудис, A.M. Новиков и др.);

– работы, посвященные проблемам формирования философской концепции университетского образования (Р. Барнетт, Х. Ортега-и-Гассет, Х. Шельский, Ю. Хабермас, Т. Хюсен, К. Ясперс и др.);

– глобализации и интернационализации университетского образования (Ю.Д. Гранин, С.Л. Зарецкая, И.Н. Зорников, М. Квиек, Е.Г. Леонтьева, Дж. Найт, П. Скотт и др.);

– концепция профессионального педагогического образования по проблемам повышения профессионального мастерства педагогических и управленческих кадров (З.И. Васильева, В.В. Сериков, В.А. Сластенин и др.);

исследования, посвященные осмыслению миссии регионального университета в обществе и особенностей его современного развития, роли регионального педагогического университета (А.А. Греков, Ю.В. Громыко, В.И. Данильчук, А.Р. Наумов, В.Н. Окатов, Н.М. Рассадин, Л.Л. Редько, В.В. Чекмарев и др.);

исследования университетского педагогического образования в системе непрерывного педагогического образования, его модернизации (В.И. Данильчук, В.А.Козырев, О.Е. Ломакина, В.М. Лопаткин, Н.Ф. Радионова, Р.М. Ситько, А.П. Тряпицына).

Характерной чертой работы является междисциплинарность, что определило довольно широкий спектр взаимодополняющих методов исследования, а именно: методы системного теоретического анализа (сравнительно-сопоставительный, ретроспективно-перспективный, кластерный), методы научного исследования (методы аналогий, переноса значений, логические методы выработки категорий и понятий, моделирование), прогностические методы (проектирование деятельности), праксиметрические методы (анализ продуктов и процессов деятельности), социологические методы (опросы, тестирование, анкетирование, интервьюирование, метод экспертных оценок, метод прямых атрибутов).

Исследование осуществлялось в несколько взаимосвязанных этапов:

1. на подготовительном этапе исследования (1998 – 2001) изучалась философская, социологическая, экономическая, психологическая и педагогическая литература, осуществлялась постановка цели и задач исследования, определение гипотезы и методов исследования;

2. на проектно-прогностическом этапе (2002 – 2004) – осуществлялось формирование концептуального и методологического аппарата исследования, уточнение контекста деятельности по управлению развитием исследовательско-ориентированного педагогического университета, проведение пилотных исследований по теме диссертации;

3. на обобщающем этапе (2005 – 2007) происходило окончательное формирование концептуального и методологического аппарата исследования, анализ и обобщение и публикация основных результатов исследования, разработка и внедрение системы стратегического управления развитием педагогического университета как исследовательско-ориентированного вуза.

Экспериментальной базой настоящего исследования явились кафедра управления образованием ФПК и ППРО Педагогического института федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Южный федеральный университет» (ФГОУ ВПО ЮФУ), факультет технологии и предпринимательства ПИ ЮФУ, лаборатория профессионально-информационной педагогики и лаборатория информационного и математического моделирования ПИ ЮФУ. Работа выполнялась в контексте комплексной исследовательской программы Южного отделения Российской академии образования.

Научная новизна результатов исследования заключается в том, что в нем впервые выявлен и концептуализирован феномен регионального университета как исследовательско-ориентированного вуза; обоснована сущность регионального университета как самообучающейся организации в современном обществе знаний, что даёт исследовательскую возможность обосновать содержание и объём понятия «исследовательско-ориентированный региональный университет». Впервые определены и обоснованы основные подходы и организационные условия преобразования регионального университета в исследовательско-ориентированный вуз: интеграция системы стратегического управления с системой менеджмента качества, развитие ключевых и особенно стратегических компетенций университетских менеджеров, стратегическое развитие регионального университета исследовательского типа через развитие корпоративных ключевых компетенций и организационной культуры.

Впервые введено и обосновано понятие «исследовательско-ориентированный региональный университет»; на основе сравнительно-сопоставительного, компаративистского анализа деятельности ведущих российских и зарубежных университетов разработаны принципы и механизм преобразования регионального университета в исследовательско-ориентированный вуз; обоснована целесообразность изменения стратегий управления региональным университетом исследовательско-ориентированного типа, обеспечивающего основанное на научных исследованиях воспроизводство научных и педагогических кадров; разработана содержательная часть ключевых компетенций менеджеров и всего персонала регионального университета, критерии их оценки.

В работе представлена вариативная модель исследовательско-ориентированного регионального университета на основе методологии преобразующего стратегического менеджмента и условия, обеспечивающие её влияние на развитие регионального университета как исследовательско-ориентированного вуза. В исследовании предложена модель развития компетентности университетских менеджеров и персонала исследовательско-ориентированного регионального университета.

Представлены недостаточно раскрытые в ранее выполненных исследованиях методология преобразующего стратегического менеджмента и выявленные функции исследовательско-ориентированного регионального университета, а также введены в научный оборот следующие теоретические положения: организационное развитие регионального университета на основе методологии преобразующего стратегического менеджмента в исследовательско-ориентированный вуз, фасилитация персонала регионального университета, ключевые компетенции исследовательско-ориентированного регионального университета и др.

Всё это позволило вывить сущность исследовательско-ориентированного регионального университета, процесс его развития (на примере Педагогического института Южного федерального университета), управление им в условиях информационного общества, глобализации и регионализации образовательных процессов.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что исследование вносит вклад в теорию высшего образования и управления его развитием. Его результаты позволяют определить общую стратегию трансформации регионального университета в исследовательско-ориентированный вуз. Обоснование сущности исследовательско-ориентированного регионального университета позволило преодолеть ряд методологических и ценностных противоречий, существовавших в педагогической науке в решении вопросов университетского управления, реализовать инновационную модель на основе применения методологии преобразующего стратегического менеджмента образовательного учреждения. Результаты исследования углубляют разрабатываемую в настоящее время в педагогической науке проблему менеджмента в образовании. Выводы и предложения по результатам исследования могут быть использованы в проектировании развития региональных вузов России.

Практическая значимость исследования состоит в том, что его теоретические результаты доведены до уровня методических подходов и конкретных рекомендаций по определению общей стратегии развития регионального университета как исследовательско-ориентированного вуза: разработаны модели компетенций менеджеров и персонала регионального университета, критерии их оценки и индикаторы проявления, принципы, подходы и технологии обеспечения подготовки управленческих кадров университета; разработаны проекты нормативной документации по обеспечению преобразования и функционирования регионального университета как исследовательско-ориентированного вуза, программы обучения и развития компетентности менеджеров исследовательско-ориентированного регионального университета, дополнительная профессионально-образовательная программа повышения квалификации менеджеров университета «стратегическое управление инновациями и конкурентоспособностью вуза».

Результаты исследования могут быть использованы в практической деятельности региональных вузов, стоящих перед необходимостью разработки эффективной стратегии инновационного развития в обществе знаний, т. к. позволяют строить в региональном вузе инновационный процесс подготовки высококвалифицированных конкурентоспособных специалистов в области непрерывного рекуррентного образования. Материалы исследования используются в рамках реализации дополнительной профессиональной образовательной программы повышения квалификации менеджеров педагогического института Южного федерального университета «Стратегическое управление инновациями и конкурентоспособностью вуза», программно-методического обеспечения дисциплин образовательных программ.

Достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечены: теоретико-методологической базой исследования; методологией инновационной деятельности высшей школы, глубоким теоретическим обоснованием проблем исследования; репрезентативным массивом; применением адекватных задачам исследования эмпирических и теоретических методов; использованием системного, эволюционно-исторического и культурно-исторического подходов; удовлетворением требований к методологии науки как системе метазнания.

Положения, выносимые на защиту:

1. Тенденции в развитии инновационно-исследовательского типа образования на основе методологии преобразующего стратегического менеджмента.

Данная методология явилась базой теоретического объяснения и моделирования исследовательско-ориентированного регионального университета; в частности использовались парадигмы стратегического менеджмента, стратегического инновационного развития организации, самообучающейся организации, системно-рекрематический подход, концепции матричной структуры управления, трансфера знаний и технологий, организационной культуры, управления проектами, управления человеческим капиталом и т. д. Применение методологии преобразующего стратегического менеджмента дает исследовательскую возможность сформулировать аксиологические приоритеты инновационной модели развития, признаки и функции исследовательско-ориентированного регионального университета.

Методология системного подхода позволила рассматривать региональный исследовательско-ориентированный университет с одной стороны как систему взаимосвязанных элементов многоуровневой структуры, ориентированной на подготовку и переподготовку кадров, а с другой стороны, как элемент более общей системы воспроизводства кадров и социальной структуры общества в целом, на которую оказывают влияние системные факторы иного уровня: экономические, идеологические, культурные и др.

2. Динамика и аксиологические приоритеты инновационных моделей университета в обществе знаний. Современный университет в обществе знаний полифункционален и многозначен, поэтому он и отличается множеством функций, соответствующим разным контекстам человеческой жизни – культуре, обществу, науке, идеологии. Основными системообразующими функциями университета большинство исследователей считают обучающую, исследовательскую, культурную, сервисную функции. Происходит переход к новой научной модели управления университетом в регионе, в основе которой лежат интеграционные процессы в организациях, их объединение с помощью глобальных информационных систем в стратегические альянсы и другие союзы самых разных типов в условиях общества и экономики знаний.

Наряду с традиционными функциями (образовательной, научно-исследовательской и культурно-воспитательной) региональному исследовательско-ориентированному университету присущи инновационно-проектные функции. К ним мы относим функцию обеспечения условий для профессионального становления обучающихся – получение новых знаний, создание и трансфер новых технологий, подготовку специалистов, бакалавров, магистров, переподготовку и повышение квалификации, функцию формирования личностно-ориентированной образовательной среды, способствующей личностному и профессиональному развитию обучаемых, научно-методическую, проектировочную, медиаторскую (коммуникативную), креативную, внедренческую, экспертную функции, а также дистанционную информационно-педагогическую поддержку и сопровождение образования.

3. Анализ отечественного и зарубежного опыта стратегического управления инновационным развитием университета в глобальном образовательно-исследовательском пространстве выявил широкий спектр разработанных в процессе самоидентификации и реструктуризации университетов в соответствии с требованиями знаниевой экономики концептуальных университетских моделей. Основными моделями являются исследовательский университет и региональный научно-образовательный комплекс. Модель университета исследовательского типа, которую взяли за основу развития ведущие университеты мира, имеет две основные модификации: академический исследовательский университет и предпринимательский (инновационный) университет.

4. Совокупность понятий, характеризующих стратегическое управление развитием регионального университета как исследовательско-ориентированного вуза: «преобразующий стратегический менеджмент», «исследовательско-ориентированный региональный университет как образовательная организация с доминирующей исследовательской функцией», «исследовательско-ориентированный региональный университет как саморазвивающаяся организация», «рекрематический подход», «фасилитация персонала регионального университета», «ключевые компетенции исследовательско-ориентированного регионального университета», «организационная культура исследовательско-ориентированного регионального университета», «ключевые компетенции менеджера исследовательско-ориентированного регионального университета».

5. Внешние и внутренние факторы, влияющие на становление регионального университета как исследовательско-ориентированной образовательной организации в обществе знаний.

К внешним факторам становления регионального университета как самообучающейся исследовательско-ориентированной образовательной организации относятся: глобальные формы воздействия социально-экономической и природной среды на общество и человека; мультипликация (институциональная диверсификация) образовательных систем в условиях глобализации и интернационализации высшего образования; рост масштабов высшего педагогического образования; появление трансграничного рынка образования; растущая потребность в новом качестве образования; общественная роль, доступность образования; развитие региональных систем непрерывного образования; изменение профессиональных компетенций; введение международных образовательных стандартов.

К внутренним факторам мы относим: наличие организационного видения и стратегии развития; заинтересованность руководства в успехе коренных изменений в деятельности вуза; управление организационным знанием посредством информационных и коммуникационных технологий, инноваций в образовательной и исследовательской деятельности; наличие корпоративной культуры, инициирующей и поддерживающей развитие, инновации и творчество; формирование лидерской культуры университетских менеджеров; изменение природы ключевых компетенций персонала; использование специальных методов и технологий совершенствования (управление проектами, обучение действием); формирование научно-образовательных структур (университетские комплексы, научно-образовательные центры, технопарковые структуры, центры трансфера технологий).

6. Становление и устойчивое развитие регионального университета как образовательной организации исследовательско-ориентированного типа возможно, если опирается на следующие основные принципы системного преобразования: сильное административное ядро, лидерство руководства; баланс централизации и децентрализации, предполагающий децентрализованные факультеты, структурные подразделения и централизованное стратегическое планирование; интеграция системы менеджмента качества с системой стратегического менеджмента, постоянное улучшение и совершенствование всех видов деятельности на основе системы менеджмента качества; комплексность использования ресурсного потенциала; многоканальность обеспечения экономическими, информационными и кадровыми ресурсами; универсальность ретранслируемых знаний и компетенций в разных социокультурных и производственных системах; непрерывность образовательного, исследовательского и воспитательного процессов; интеграция учебной, научно-исследовательской и инновационной деятельности университета при приоритетности научно-инновационной деятельности; сетевая кооперация на основе интеграции с помощью глобальных информационных систем в стратегические альянсы; процессный подход к организации деятельности; академическая автономность.

7. Основными структурно-содержательными характеристиками управления региональным исследовательско-ориентированным университетом общества знаний определены: глобализация деятельности университета в единстве с региональными проектами развития непрерывного образования; построение структуры университета на основе принципа сетизации; интеграция содержания, характера, функций управленческой деятельности; адаптивность и самообучаемость университетских структур; активное использование информационно-коммуникационных технологий, глобальных информационных систем; ориентация университета на предвидение; формирование автономных команд (групп) как основы построения университета; открытость для взаимодействия с правительством, бизнесом, потребителем и международным сообществом; трансграничность; ориентация на предвидение; ориентация на конкуренцию, основывающуюся на времени; ориентация на удовлетворение образовательных потребностей конкретных клиентов; инновационность во всех сферах деятельности и др.

Признаками регионального исследовательско-ориентированного университета (на примере ПИ ЮФУ) как вариативной модели университета общества знаний можно считать:

– формирование образовательного, интеллектуального, экономического и культурного пространства региона и России в целом за счёт устойчивого воспроизводства мобильных и конкурентоспособных кадров;

– развитость научного сообщества (наличие уникальных научных школ и научных направлений, генерирующих новые знания и обеспечивающих преемственность оригинальных методик исследовательской деятельности);

загрузка...