Delist.ru

Стратегическое управление развитием регионального университета как исследовательско-ориентированного вуза (05.09.2007)

Автор: Белан Елена Петровна

Разработке проблем, связанных со статусом современного университета и доминирующими характеристиками формирования университетской образовательной среды, культурной миссией университета как центра эталонного знания, реализацией в образовательной практике университета антропного принципа, синтезирующего гуманитарную и естественнонаучную составляющую, интернационализацией университетского образовательного пространства уделено значительное внимание в работах Н.И. Басовской, Л.А. Вербицкой, В.Г. Взятышева, О.Н. Голубевой, Ю.В. Громыко, А.О. Грудзинского, Д.Б. Джонстона, О.В. Долженко, В.А. Журавлева, И.В. Захарова и Е.С. Ляховича, Н.В. Карлова, А.К. Клюева, А.Ф. Киселева, В.Г. Кинелева, О.Н. Козловой, Э.М. Короткова, Н.С. Ладыжца, В.С. Леднева, Г.В. Майера, Н.П. Макаркина и О.Б. Томилина, В.Д. Повзуна, Н.С. Розова, Л.Н. Романова, И.С. Савицкого, Н.Д. Сорокиной, Ю.Г. Татура, В.В. Шукшунова и др.

В трудах вышеперечисленных авторов ведется поиск параметров, индикаторов инновационного образовательного и исследовательского пространства университета, концептуальных принципов и стратегий формирования целостной модели современного университетского образования, специфичность которой заключена в практической ориентированности, поиск форм университетского и университетского профильного образования, адекватных ситуации, сложившейся в университетах России и в регионах. Актуальность диссертационного исследования развертывается в рамках проблемного исследовательского поля, связанного с поиском и осуществлением стратегии устойчивого развития университетского образования на основе методологии преобразующего стратегического менеджмента, а предметные и методологические рамки задаются предельной динамичностью самого процесса развития высшего профессионального образования.

Актуальность данной работы обусловлена осмыслением системы следующих противоречий:

– между необходимостью трансформации регионального университета в самообучающуюся образовательную организацию и недостаточностью системного научно-обоснованного проектирования этого процесса;

– между необходимостью обновления традиционной системы вузовского менеджмента и недостаточной разработанностью содержательного, технологического и методического обеспечения процесса управления университетским развитием, отсутствием специальных образовательных программ подготовки вузовских управленческих кадров;

– инновационной практикой университетского управления и теоретическим её осмыслением на региональном уровне в деятельности региональных университетов;

– необходимостью конкуренции на трансглобальном рынке инноваций университетского менеджмента и неадекватным механизмом и технологиями университетского управления.

Ведущей идеей исследования выступает устойчивое развитие регионального университета как учебного заведения исследовательско-ориентированного, инновационного типа, осуществляющего многоуровневую подготовку конкурентоспособных специалистов на базе реальной интеграции научного, учебного процессов и инновационно-производственной деятельности, использования современных образовательных и управленческих технологий.

Объектом исследования является система высшего профессионального образования и управление её развитием в условиях становления инновационного общества, общества знаний.

Предмет исследования – стратегическое управление развитием регионального университета как исследовательско-ориентированного вуза.

Цель исследования: разработка методологии стратегического управления развитием регионального университета как исследовательско-ориентированного вуза.

В соответствии с заявленными объектом, предметом, целью и задачами исследования сформулирована гипотеза исследования, основанная на предположении о том, что стратегическое управление развитием регионального педагогического университета как исследовательско-ориентированного вуза будет эффективно, если:

– раскрыты тенденции в развитии инновационно-исследовательского типа образования;

– выявлена динамика и аксиологические приоритеты инновационных моделей университета в обществе знаний;

– осуществлён анализ отечественного и зарубежного опыта стратегического управления инновационным развитием университета в глобальном образовательно-исследовательском пространстве;

– к процессу управления региональным университетом применена методология преобразующего стратегического менеджмента;

– сформулирована совокупность понятий, характеризующих стратегическое управление развитием регионального университета как исследовательско-ориентированного вуза;

– выявлены внешние и внутренние факторы, влияющие на становление регионального университета как образовательной и исследовательско-ориентированной организации в обществе знаний;

– определены принципы преобразования регионального университета в образовательную организацию исследовательско-ориентированного типа;

– выявлены структурно-содержательные характеристики и признаки регионального исследовательско-ориентированного университета как вариативной модели университета общества знаний.

Для подтверждения поставленной гипотезы в соответствии с указанными проблемой, объектом, предметом и гипотезой исследования были определены следующие основные задачи:

1. раскрыть тенденции в развитии инновационно-исследовательского типа образования;

2. выявить динамику и аксиологические приоритеты инновационных моделей университета в обществе знаний;

3. осуществить анализ отечественного и зарубежного опыта стратегического управления инновационным развитием университета в глобальном образовательно-исследовательском пространстве;

4. на основе преобразующего стратегического менеджмента определить совокупность понятий, характеризующих стратегическое управление развитием регионального университета как исследовательско-ориентированного вуза;

5. выявить внешние и внутренние факторы, влияющие на становление регионального университета как образовательной и исследовательско-ориентированной организации в обществе знаний;

6. определить принципы преобразования регионального университета в самообучающуюся образовательную организацию исследовательско-ориентированного типа и функции стратегического менеджмента в данном преобразовании;

7. выявить структурно-содержательные характеристики и признаки регионального исследовательско-ориентированного университета как вариативной модели университета общества знаний (на примере Педагогического института Южного федерального университета);

8. разработать на основе методологии преобразующего стратегического менеджмента в рамках рекрематического подхода вариативную модель развития исследовательско-ориентированного педагогического университетского образования (на примере Педагогического института Южного федерального университета);

9. разработать модели ключевых компетенций менеджеров и персонала, комплексно-целевую программу развития корпоративных компетенций исследовательско-ориентированного регионального университета.

Теоретическую и методологическую основу исследования составляют философские концепции единства общего, особенного и единичного; философские и педагогические концепции, раскрывающие закономерности и способы управленческой деятельности; достижения отечественной и зарубежной научной мысли в области теории социального управления, управления развитием образовательных систем, социально-педагогического проектирования; методологические принципы системного, синергетического, эпистемиологического, аксиологического и культурно-антропологического подходов к исследованию феномена университетского образования. В частности, использованы следующие теории и идеи:

исследования в области методологии науки, объясняющие процессы синтеза знаний, построения парадигм, теорий, исследовательских программ (Т. Кун, И. Лакатос, К. Поппер, С. Тулмин);

– теория систем (Л. фон Берталанфи, И.В. Блауберг, В.Н. Садовский, Э.Г. Юдин и др.) и системно-преобразующий подход к управлению (И.Д. Абросимов, Л.Д Гительман, Т. Давенпорт, А.Ю. Егоров, П.В. Журавлев, Г.П. Иванов, В.А. Карташов, В.П. Медведев, Ф.М. Русинов, Р.С. Седегов, М. Хаммер и Дж. Чампи, Р.А. Фатхутдинов, В.Г. Янчевский и др.);

– положение о смене парадигмы общественного развития (Л. Абалкин, А.И. Субетто и др.);

исследования, раскрывающие теоретические основы применения системного и деятельностного подходов в изучении, проектировании развития систем образования (П.Ф. Анисимов, В.Г. Афанасьев, В.И. Байденко, В.П. Беспалько, А.В.Богданов, Б.С. Гершунский, В.М. Жураковский, А.В. Карпов, О.Н. Олейникова, Ф.И. Перегудова, Г.Н. Сериков, Н.С. Сунцов, Ф.П. Тарасенко, Ю.А.Урманцев, В.М. Филиппов, В.Д. Шадриков, Н.Г. Ярошенко и др.

– положения социокультурного подхода в контексте исследований психолого-педагогических основ управления (М.Г. Захаров, М.М. Поташник, Т.И. Шамова, И.В. Якимов и др.);

– философские, экономические, психологические и общенаучные положения в области теории управления и инновационной деятельности (В.Г. Афанасьев, Н.А. Бердяев, М.М. Бирнштейн, М. Вебер, Н.А. Витке, Д.М. Гвишиани, П. Друкер, А.Л. Журавлев, Ю.А. Конаржевский, Д. Мак-Грегор, Э. Мэйо, Г. Саймон, Г. Селье, Ф. Тейлор, О. Тоффлер, А.Д. Урсул, А. Файоль, В.П. Ширшов, Ю.А. Шрейдер, Б. Швальбе, Л. Якокка и др.);

– теории управления социальными и образовательными процессами и системами (Р. Акофф, Ж. Аллан, Д. Бэлл, М. Вебер, О.С. Виханский, Г.Г. Габдуллин, И.Н. Герчикова, Б.С. Гершунский, Э.Д. Днепров, Г.Е. Зборовский, В.А. Караковский, Н.Б. Костина, А.И. Кравченко, Г. Кунц, В.С. Лазарев, М. Мескон, А.М. Моисеев, А.И.Наумов, С.О'Доннел, А.А. Орлов, М.М. Поташник, И.Н. Проданов, В. Руст, В. Сандер, В.П. Симонов, П.И. Третьяков, А.П. Тряпицына, И.О. Тюрина, В.Н. Турченко, К.М. Ушаков, Ф. Хедоури, Р.Х. Шакуров, Т.И. Шамова, В.К. Шаповалов, В.Н. Шевелев, В.А. Якунин и др.);

– работы, раскрывающие методолологию, принципы, механизмы стратегического планирования в социальных, в том числе в образовательных системах (И. Ансофф, И.В. Бестужев-Лада, Э.Д. Днепров, В.И. Загвязинский, В.Ю. Кричевский, О.Г. Лебедев и др.);

– концепуальные положения менеджмента знаний (А.Л. Гапоненко, К. Вииг, Б.З. Мильнер, И. Нонака и Х. Такеучи, Т. Стюарт и др.);

загрузка...