Стратегическое управление развитием регионального университета как исследовательско-ориентированного вуза (05.09.2007)
Автор: Белан Елена Петровна
БЕЛАН Елена Петровна СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ РЕГИОНАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА КАК ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ВУЗА Специальность 13.00.08 – теория и методика профессионального образования АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук Ростов-на-Дону Работа выполнена в Педагогическом институте Южного федерального университета на кафедре управления образованием Научный консультант: доктор педагогических наук, профессор Владимир Иванович Мареев Официальные оппоненты: чл.- корр. РАО, доктор педагогических наук, профессор Ольга Владимировна Гукаленко доктор педагогических наук, профессор Владимир Трофимович Фоменко доктор педагогических наук, профессор Людмила Леонидовна Редько Ведущая организация: ГОУ ВПО «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена» Защита состоится 8 ноября 2007 г. в 10.00 час. на заседании диссертационного совета Д.212.208.18 при Федеральном государственном образовательном учреждении Высшего профессионального образования «Южный федеральный университет» по адресу: 344082, г. Ростов-на-Дону, ул. Большая Садовая, 33. С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Педагогического института ФГОУ ВПО «Южный федеральный университет» Автореферат разослан _______________ 2007 года. Ученый секретарь диссертационного совета П.П. Пивненко ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ Актуальность исследования. Переход человечества к глобальному обществу, основанному на знаниях, обусловил ряд системных изменений высшего образования, поэтому определяющим фактором национального и регионального развития является интеллектуальный потенциал нации, формируемый системой высшего образования. За последние десятилетия XX в. установка на получение высшего образования стала общепринятой нормой в условиях развивающегося информационного общества, а образовательные учреждения превратились в важнейшую инфраструктуру инновационного развития своих государств и территорий, приобрели стратегическое значение в формировании человеческого капитала. В начале XXI в. происходит усиление роли университетов как значимых субъектов развития в формировании гуманитарного потенциала региона, складывается система интегрирующих функций университета в целостной национально-региональной образовательной системе, что отражено в таких документах Болонского процесса, как Сорбоннская (1998) и Болонская (1999) декларации, Коммюнике встреч европейских министров, отвечающих за образование (Прага, 2001; Берлин, 2003, Берген, 2005) и др. Современный региональный университет начала XXI в. в документах Болонского и Брюгге-Копенгагенского процессов соединяет фундаментальность образования с ориентацией на реалии и перспективы будущей профессиональной деятельности в информационном, транскультурном обществе. Эксперты международного всемирного доклада ЮНЕСКО 2005 г. «К обществам знания» утверждают, что новые наиболее эффективные способы использования человеческого капитала требуют новых моделей развития высшего образования, основанных «на знании, на взаимопомощи и всеобщем участии» (Л. Демаре, Ж. Плуэн, Ф. Ривьер и др.). В этой связи авторы концепций информационного общества (Р. Барнет, Д. Белл, З. Бжезинский, Дж. Гэлбрейт, М. Кастельс, И. Масуда, Д. Рисман, А. Тоффлер,) обоснованно полагают, что высшее образование превратится в определяющий гуманитарно-социальный институт, поэтому лидировать будет та нация, которая создаст наиболее эффективную систему непрерывного образования – «образования в течение всей жизни» (long life education). В этом контексте следует отметить тенденции, в том числе и негативные, в развитии высшего образования в России: новые экономические условия деятельности системы высшего профессионального образования; формирование рынка образовательных услуг; формирование новых форм взаимодействия вузов с государством (введение госзаказа, многоуровневая система образования, ЕГЭ и ГИФО); ориентация вузов на запросы потенциальных потребителей образовательных услуг; переход образования на инновационные технологии; реализация кластерного, системного взаимодействия образования, науки и бизнеса в интересах развития современной России; усиление конкуренции вузов в силу глобализации образовательного пространства и демографического спада; недостаточная развитость системы профессиональной переподготовки и повышения квалификации; неразвитость системы непрерывного обучения – «обучения на протяжении всей жизни» (long life learning). С одной стороны, университеты – организации, осуществляющие производство научных и образовательных продуктов и услуг; с другой стороны, они всё более превращаются в фактор социально-экономического и культурного развития, формирования единого социо-культурного и образовательного пространства, своеобразные точки роста регионов. Неадекватность классической, традиционной модели организации и функционирования университета реалиям знаниевой экономики вызвала реформирование региональных университетов, поиск путей трансформации университетов в образовательные организации нового типа, ориентированные на трансглобальный рынок образования и технологических инноваций, строящие образовательный процесс на основе синергии, интеграции научно-исследовательской и учебной деятельности как преподавателя-исследователя, так и студента. Одной из актуальных задач модернизации университетского образования на глобальном и региональном уровне является разработка механизма стратегического управления университетом, обеспечивающего его устойчивое развитие в обществе знаний, учитывая положительные изменения в системе образования, а именно: переход на управление образовательными системами в режиме инновационного развития; развитие проектных, проективных процессов в образовании; смену командной системы отношений отношениями сотрудничества; построение образовательного процесса на базе научно-исследовательской деятельности; регионализацию, дифференциацию, непрерывность, открытость, вариативность образования и т. д. В данном исследовании отражена методология преобразующего стратегического менеджмента в проектировании и осуществлении трансформации регионального университета в исследовательско-ориентированный вуз, решая тем самым задачи формирования содержания высшего профессионального образования в обществе знаний. Степень разработанности проблемы. Университетское управление начало формироваться в научную отрасль знания в 70-е гг. XX в. как следствие теоретического осмысления инновационных процессов в североамериканских, западноевропейских и австралийских университетах, происходящих под воздействием сокращения государственного финансирования и новых требований, предъявляемых обществом к университету (Д. Бок, Д. Дилл, Дж. Дудерштадт, К. Кейт, Б. Кларк, М. Коган, М. Консидайн, П. Koтлер, Л. Лесли, С. Маргинсон, К. Мортимер, Б. Ридингс, Г. Розовски, В. Терней, Э. Хаккет, М. Шаток и др.). Проблемы университетского менеджмента и, в частности, стратегического управления стали предметом всестороннего обсуждения на конференциях и семинарах, проводимых Европейской ассоциацией университетов (EUA), Европейской академической сетью деканов (DEAN), Европейской сетью глав университетских администраций (HUMANE), Европейским консорциумом инновационных университетов (ECIU), Евразийской ассоциации университетов, Российской ассоциации университетов. Большое влияние на исследования проблем стратегического управления высшей школой оказали работы в области стратегического управления Р.С. Каплана и Д.П. Нортона, Дж. Коттера, П. Лоуренса, Дж. Лорша, Г. Минцберга, М. Портера, К. Прахалада, Д. Пуфа, К. Таверньи, А.А. Томпсона, А.Дж. Стрикленда, Г. Хэмела и др. Формирование научного содержания университетского управления как отрасли знания в рамках отечественной науки происходит в течение последних нескольких лет на стыке социологии управления, психологии и педагогики. Так появились работы, связанные с обоснованием необходимости стратегического планирования в управлении развитием социальных, в том числе педагогических систем (Р. Акофф, И. Ансофф, И.В. Бестужев-Лада, Э.Д. Днепров, О.Е. Лебедев и др.), а также работы, посвящённые стратегическому управлению высшей школой (В.И. Астахова, А. Барблан, А.Л. Гавриков, В.А. Исаев, Е.В. Калинкин, Т.А. Каплунович, Е.А. Князев, Г. Муди, М.Н. Певзнер, Д. Пивис, Д.В. Пузанков, П. Рамсден, В.Ф. Рябов, Д. Стюарт, П. Табатони, А.Томсон, В.В. Украинцев, Ф.Р. Филиппов, Р.М. Шерайзина, А.Г. Ширин и др.). |