Delist.ru

Акторы региональных политических процессов в постсоветской России: система взаимодействий (05.09.2007)

Автор: Баранов Андрей Владимирович

- раскрыть институциональный и коммуникативный аспекты российского федерализма как системы взаимоотношений центра и регионов;

- определить влияние реформы территориального устройства России 2000-х гг. на центр-региональные отношения;

- выявить изменения роли органов государственной власти субъектов федерации в региональных политических процессах;

- установить параметры влияния региональных политических режимов на политические процессы в России;

- определить сущность, социальный состав и функции региональных политических элит России, модели их рекрутирования;

- выявить ресурсы влияния и политические ориентации региональных элит;

- установить тенденции развития партий как актора региональных политических процессов;

- дать трактовку изменений роли групп интересов в региональных политических процессах;

- выявить территориальные закономерности электорального поведения как вида взаимодействий акторов региональных процессов.

Теоретическая и методологическая основа исследования включает в себя три уровня: общенаучные принципы анализа, а также методологические подходы и методы политической науки. В ходе исследования применены общенаучные принципы системности, диалектики, объективности, историзма. Они позволили интерпретировать взаимодействия акторов региональных политических процессов как социально-детерминированный компонент трансформации политической системы.

На уровне методологий политической науки применен неоинституциональный подход (Д. Норт, Дж. Марч, Й. Ольсен)80, что позволило преодолеть односторонность структурно-функционального и бихевиорального анализа политики. Д. Растоу ввел категорию «динамическая модель» процесса, что позволило перейти от описания изменений к выявлению строения процесса и взаимосвязей его элементов. Доказано, что условия, вызвавшие переход к демократии, могут быть совершенно иными, чем условия, необходимые для её укрепления и стабильного развития81.

Неоинституциональный подход позволяет выявить реальные, а не только формально–правовые и декларативно-идеологические аспекты политических процессов. Именно неоинституционализм раскрывает роль исторической обусловленности трансформаций политических систем. Важная черта неоинституционализма – понимание институтов как «правил игры» в обществе. Институты задают структуру побудительных мотивов деятельности, – и в политике, и в экономике, и в социальной сфере (Д. Норт)82.

Институты политики, акторы, стратегии и ресурсы определяются в транзитологических работах как относительно постоянные структурные элементы политических режимов (Ф.Шмиттер, Г.О'Доннелл)83. Динамика политических режимов задается в основном влияниями внешней среды, а также взаимодействиями акторов политических сообществ по поводу власти. Неоинституционализм полезен для изучения «переходных» обществ тем, что позволяет органично соединить статические и динамические модели политического процесса, преемственность и изменения.

На уровне методов прикладного политологического исследования применен сравнительный анализ. Наибольшее внимание уделено бинарному (парному) сравнению регионов России по сходству и контрасту признаков, а также сравнению региональных акторов политики с федеральными. Использован также метод «case-study» применительно к отдельным регионам, характерным по своим политическим и социально-экономическим индикаторам для групп субъектов РФ. Проводилось как синхронное, так и кросс-темпоральное сравнение объектов анализа (обосновано в работах М. Доган и Д. Пеласси, Л. Уайтхеда, С.Уиарда)84.

Реализованы также методы анализа документов, вторичного анализа данных социологических исследований, процедуры количественной обработки данных (построение вариационных и динамических рядов) применительно к статистическим итогам выборов и Всероссийских переписей населения.

Примененная совокупность принципов, подходов и методов, на наш взгляд, позволила обеспечить валидность теоретико-методологических основ анализа проблемы.

Эмпирическая основа диссертации включает в себя виды источников, выделенных по критериям общности происхождения, содержания и назначения текста:

- законодательные акты органов государственной власти;

- нормативно-правовые акты органов исполнительной власти;

- документы политических партий и объединений федерального, а также регионального уровня;

- публичные выступления политических деятелей (речи, интервью, доклады);

- материалы периодической печати и публицистику (газетные статьи, предвыборные агитационные материалы);

- итоги социологических исследований;

- статистические данные;

- биографические справочники.

Часть источников изучалась в их Интернет-версиях, а не в текстовой форме. Особую ценность представляли сайты избирательных комиссий, а также Государственной службы РФ по статистике.

Среди законодательных актов особое внимание уделено Конституции Российской Федерации, ряду Федеральных законов: «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», «О порядке формирования Совета Федерации, Федерального Собрания Российской Федерации» и др. Анализ законодательных актов важен для трактовок нормативной подсистемы политики, выяснения официального дискурса политических решений.

Нормативно-правовые акты органов исполнительной власти харатеризуют правоприменение законов, компетенцию и процедуры деятельности высших должностных лиц субъектов РФ и администраций. К данному виду документов примыкает группа нарративных источников: докладов глав администраций, аналитических записок и отчетов органов власти. Они доступны на сайтах органов власти, а также в изложении периодической печати.

Документы партий и общественно-политических объединений также делятся на нарративные (доклады на съездах и конференциях, выступления в прениях) и директивные (программы, уставы, резолюции съездов и конференций). С учетом обилия данных мы включили в выборку документы тех акторов, которые стабильно участвуют в политических процессах и обладают ныне достаточными ресурсами влияния. Таковы всероссийские политические партии: «Единая Россия», Коммунистическая партия Российской Федерации, Либерально-демократическая партия России, «Справедливая Россия», Союз правых сил, РДП «Яблоко». Внимание уделено их региональным отделениям, а также партиям и объединениям этнорегионалистского характера, имевшим право деятельности до лета 2003 г.

Среди публичных выступлений политиков можно выделить их тексты, отражающие позицию органов государственной власти (выступления Президента Российской Федерации, руководителей палат Федерального Собрания РФ, высших должностных лиц субъектов РФ, руководителей законодательных органов регионального уровня), а также тексты партийных деятелей, журналистов, участников некоммерческих организаций. Этот вид документов в наибольшей мере характеризует идеологемы российских политиков, стиль аргументации.

Материалы периодической печати изучены на интервале 1990-2007 гг., включая основные ориентации политического спектра России: либерализм, консерватизм, коммунизм, социал-демократизм. Особый интерес представляли публикации «Независимой газеты», «Российской газеты», «Новой газеты», «Советской России», информационного агентства «Регнум»; журналов: «Коммерсант-власть», «Итоги», «Лица», «Политического журнала» и др. Выборка изданий учитывала рейтинг популярности и частоту цитирований издания.

Материалы социологических исследований включили в себя анкетный опрос «Социологический портрет Краснодарского края и перспективы региональной политики» (февраль-апрель 2007г., n=1000), проведенный под руководством автора. Проведен вторичный анализ итогов анкетного опроса «Социальная стратификация современного российского общества» (2004-2005 гг., холдинг «Ромир-мониторинг»), а также анализ опубликованных опросов «exit-poll» и опросов о предвыборных ориентациях жителей регионов. Этот вид источников характеризует ориентации и установки массового сознания.

Статистические данные включают в себя материалы переписей населения 1989 и 2002 гг., ежегодные отчеты Государственной службы РФ по статистике об уровне социально-экономического развития регионов, а также итоги выборов (публикации избирательных комиссий). Определенность единиц анализа и методик сбора данных, их регулярный цикл публикаций позволил применить количественные методы. Статистика представляет особый интерес для типологии регионов России, что дало возможность составить выборку субъектов федерации для case-study.

Биографические справочники были важны для позиционного анализа политических элит, их рекрутирования и экскорпорации. Наиболее полезен ежегодник «Федеральная и региональная элита России», а также сайты органов власти.

Новизна диссертационного исследования заключается в следующем:

- дана авторская трактовка базовых категорий политической регионалистики;

- интерпретирована сущность регионального уровня политических процессов в контексте центр-периферийных взаимодействий;

- установлены типы и формы взаимодействий акторов региональных политических процессов в России 1990-2000-х гг.;

- раскрыты институциональный и коммуникативный аспекты российского федерализма как системы взаимоотношений центра и регионов;

- оценено влияние реформы территориального устройства России на центр-региональные отношения;

загрузка...