Delist.ru

Разработка теории и методов расчета оптимальных технологических режимов силового привода подвижного состава по критерию минимума

Автор: Бакиров Альберт Робертович

БАКИРОВ АЛЬБЕРТ РОБЕРТОВИЧ

РАЗРАБОТКА Теории и МЕТОДов РАСЧЕТА оптимаЛЬНЫХ

технологическиХ РЕЖИМОВ силового привода

подвижного состава по критерию минимума

электропотребления

Специальность 05.09.03 – электротехнические комплексы и системы

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

доктора технических наук

Краснодар – 2007

Работа выполнена в Казанском государственном энергетическом университете

Научный консультант:

доктор технических наук, профессор Идиятуллин Ринат Гайсович

Официальные оппоненты:

доктор технических наук, профессор Атрощенко Валерий Александрович,

Кубанский государственный технологический университет

доктор технических наук, профессор Глущенко Михаил Дмитриевич,

Московский государственный университет путей сообщения

доктор технических наук, профессор Хошмухамедов Игорь Маджидович,

Московский государственный горный университет

Ведущая организация: Федеральное государственное унитарное предприятие

ордена Трудового Красного Знамени Академия коммунального хозяйства

им. К.Д. Памфилова (г. Москва)

Защита состоится "13" ноября 2007 г. в 1400 на заседании диссертационного совета Д 212.100.06 в Кубанском государственном технологическом университете (350072, г. Краснодар, ул. Старокубанская, 88/4, ауд. 410)

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Кубанского

государственного технологического университета

Автореферат разослан "10" октября 2007 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета Д 212.100.06

кандидат технических наук, доцент Л.Е. Копелевич

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность работы. Проблема рационального и эффективного использования электрической энергии, потребляемой силовым приводом (СП) подвижного состава (ПС) городского электрического транспорта (ГЭТ), в настоящее время стоит особенно остро. Анализируя сложившуюся ситуацию в ГЭТ, можно выделить целый ряд факторов, подчеркивающих нарастающую во времени актуальность проблемы оптимизации технологических режимов и разработки алгоритмов управления силовым приводом. Среди них: рост тарифов на электрическую энергию, износ тяговых электрических двигателей (ТЭД) и в целом подвижного состава, неудовлетворительное состояние путевого хозяйства, контактной сети и др.

Силовой привод является одним из основных потребителей электрической энергии. В структуре потребления электрической энергии предприятиями ГЭТ значительный ее расход приходится именно на силовой привод подвижного состава. Так, на МУП «Казгорэлектротранс» доля потребления электрической энергии силовым приводом ПС от общего потребления электрической энергии составляет 90%.

Потребление электроэнергии силовым приводом ПС ГЭТ Республики Татарстан в 2004 году составило 87,2 млн. кВт(ч, или 0,46 % от общего потребления электрической энергии в Республике. В целом, даже незначительное снижение удельного расхода электрической энергии (УРЭ) тяговых электродвигателей может дать в масштабах страны значительный эффект, исчисляемый миллионами кВт(ч. Поэтому приоритетным направлением в работе по энергосбережению на предприятиях ГЭТ следует признать снижение УРЭ силового привода подвижного состава.

Одним из основных технологических направлений снижения удельного расхода электрической энергии ТЭД подвижного состава ГЭТ является разработка и внедрение через режимные карты (РК) оптимальных технологических режимов силового привода по критерию минимального расхода электроэнергии.

Вопросам разработки и реализации оптимальных технологических режимов силового привода трамваев до настоящего времени уделялось недостаточно внимания. Существующие методы расчета оптимальных режимов движения подвижного состава и принятые в них критерии оптимизации не учитывают специфику изменившихся условий эксплуатации ГЭТ; имеют целый ряд недостатков, приводящих к ошибочным результатам при оценке расчетных параметров режимов работы силового привода, что вызывает повышение электропотребления на тягу ПС. В настоящее время не существует теоретических основ выбора критерия оптимизации режимов работы силового привода ПС наземного ГЭТ, что сказывается на методах проектирования маршрутных систем, на определении и реализации режимов управления электрическим ПС, когда зачастую выбор режимов базируется на профессиональном уровне водителей.

Поэтому в настоящее время следует признать актуальной научно-техническую проблему, связанную с разработкой теоретических основ оптимального управления силовым приводом подвижного состава городского электрического транспорта по критерию минимального расхода электроэнергии при соблюдении всех ограничений и требований безопасности движения. Решение этой важной проблемы в рамках реализации федерального закона №28-ФЗ «Об энергосбережении» позволит значительно повысить энергетическую эффективность эксплуатации электрического транспорта.

Цель работы состоит в разработке научных основ проблемы оптимизации технологических режимов силового привода подвижного состава по критерию минимума электропотребления, имеющей важное отраслевое и хозяйственное значение.

Достижение цели обеспечивается постановкой и решением следующих основных задач:

Аналитическое исследование существующих расчетных схем подвижного состава и их математических моделей, используемых различными научно-исследовательскими коллективами и организациями, анализ методов расчета технологических режимов силового привода электрического транспорта.

загрузка...