Delist.ru

Становление карьеры педагога в территориальной образовательной системе (05.09.2007)

Автор: Александрова Марина Викторовна

Осуществление карьеры расценивается как формирование групп, имеющих специфические интересы и ценности, а так же социальные позиции и роли, как создание условий для проявления у социальных групп и индивидов карьерной активности.

Ввиду того, что в диссертации исследуется процесс становления карьеры педагога, нами сформулировано собственное представление об этом феномене, а в качестве методологического основания для выявления сущностных его характеристик определен антиномический принцип, позволяющий применить экономический и социально-психологический подходы как единство двух одинаково истинных. С учетом этого принципа в главе дано авторское определение понятия «карьера педагога» как осознанное отношение к собственному движению по ступеням профессионального становления, характеризующим уровни его достижений в различных видах деятельности (профессиональной, управленческой, общественной и др.) и как повышение статуса педагога в социально-образовательной среде.

Проведенные исследования подтвердили необходимость определения и научно-методологического обоснования процесса становления карьеры педагога. Так, результаты опроса работников образования (1000 человек) показали, что 17% педагогов понимают карьеру как продвижение по служебной лестнице, а 40% - как профессиональный рост, не связывая этот процесс с должностной иерархией. 57% учителей указывают на связь своей карьеры с достойной оплатой труда, признанием учащимися, достижением высокого социального статуса. Для 25% респондентов карьера – это личностная самореализация, самоутверждение, удовлетворение собственных амбиций. Однако более половины опрошенных учителей (58%) не планируют собственный карьерный рост, 23% педагогических работников вполне удовлетворены собственным карьерным продвижением, 79% из них рассматривают карьеру только как продвижение по служебной лестнице, почти 37% студентов объясняют отказ от работы по полученной специальности в системе образования невозможностью карьерного роста. Приведенные данные свидетельствуют о том, что у педагогов существует интуитивное представление о карьере, а для студентов отсутствие информации о возможностях карьерного роста в системе образования является одной из причин их трудоустройства не по педагогическим специальностям.

Сравнительный анализ различных подходов к исследованию процесса становления карьеры (динамического, деятельностного, личностно-развивающего) (Л.М. Митина), личностно-ориентированного (И.С. Якиманская), индивидуально-личностного и индивидуально-креативного (И.А. Колесникова) позволил в качестве методологического основания исследования этого процесса выделить индивидуально-развивающий подход, означающий учет индивидуальных особенностей педагогов и уровня развития их индивидуальности; формирование и совершенствование собственного педагогического, научного и управленческого опыта на основе осознания глубин педагогической и управленческой профессии, механизмов собственной профессиональной деятельности.

В контексте этого подхода категория «становление карьеры педагога» была определена нами как непрерывный процесс разработки и реализации собственных действий по достижению индивидуально-осознанных профессиональных и трудовых позиций, появление таких интегративных личностных новообразований, которые отражают его социально-профессиональную адаптацию, профессиональное совершенствование, профессиональное самоутверждение.

Общая логическая конструкция приведенного определения дала возможность выделить еще одно методологическое основание развития карьеры педагога - концепцию «человеческого капитала» и «культурного капитала». Эффективность работника, его конкурентоспособность на внутреннем и внешнем рынках труда обеспечивается постоянным поддержанием его профессионального уровня, что, в свою очередь, требует постоянных инвестиций в профессионально-квалификационный потенциал работника, т.е. в человеческий капитал. Культурный капитал повышает престиж, статус личности в социальной группе, укрепляете её позиции в обществе, а необходимым условием его формирования является образование.

2новления карьеры педагога, является также идея непрерывности, реализация которой предполагает: достижение уровней развития индивида как субъекта деятельности, активную социальную позицию и успешность профессиональной деятельности; интеграцию профессионального и общего образования; создание открытых и гибких образовательных структур; учет потребностей отдельных лиц в области образования, эволюции профессий и характеристики труда; улучшение качества жизни путем создания для человека возможностей расширения его интеллектуальных горизонтов и др.

Далее в диссертации понятие «карьера педагога» уточнено в логике педагогики успеха и определено как характеристика его достижений. При построении модели становления карьеры педагога и путей ее формирования были выделены такие понятия, как «профессиональное достижение» и «оценка профессиональных достижений». При определении понятия «профессиональное достижение» педагога, мы исходили из того, что это субъективно и объективно значимая качественная оценка результатов продвижения в профессионально-педагогической деятельности, степень роста профессионального мастерства педагога на этапах профессионального становления, которая выражается в отношении к профессиональной деятельности и социальном принятии его окружающими. Под системой оценок профессиональных достижений педагога понимается процесс и результат оценивания основных элементов (содержания, технологий и результата деятельности) в их взаимосвязи и взаимообусловленности, направленные на качественное и количественное изменение профессиональных достижений педагога.

В главе сформулированы принципы оценивания профессиональных достижений педагогов, к которым отнесены: принцип непрерывности; принцип самоактуализации; принцип индивидуальности; принцип веры, добра, поддержки; принцип выбора; принцип ориентации на успех; принцип субъектности; принцип творчества.

В качестве критериев оценки достижений выделены: профессионально-личностная компетентность и социальная рефлексия.

Профессионально-личностная компетентность понимается как способность успешно решать проблемы в педагогической и управленческой деятельности в соответствии со своими личностными качествами, уровнем профессионального мастерства и результатами саморефлексии. А социальная рефлексия рассматривается как интегральное новообразование личности педагога, характеризующее уровень его профессионального самосознания, проявления субъектности в самоанализе социальной значимости собственных профессиональных достижений и своего статуса ( социального и должностного).

В третьей главе «Теоретико-методологические и организационно-педагогические основы сопровождения процесса становления карьеры педагога в территориальной образовательной системе» раскрываются концептуальные основы и опыт сопровождения процесса становления профессиональной карьеры педагога в территориальной образовательной системе, анализируется карьерная образовательная среда как система и объект управления, обосновываются организационно-педагогические условия стимулирования карьерного роста педагога.

Концептуальной основой формирования карьерной образовательной среды является совокупность характеристик понятий «карьера» и «образовательная среда». В карьерной среде происходит сочетание внутренних процессов развития и внешних условий; формируется социальная ситуация развития (Л.С.Выготский); «приглашающая сила, вызов, когда иссякает внутренний собственный источник и движущие силы развития и саморазвития» (В.П.Зинченко); возникает «многообразие зон развития» и появляется «свобода культурного самоопределения» (Н.Б.Крылова); осуществляется «взаимодействие полей: смысла (культура – личность – профессионализм), содержания (гуманитарность – креативность – интеграция), организации (разнообразие – индивидуализация – самореализация), результата (универсализм – целостность – автономность)» (В.Г.Воронцова). В такой среде обеспечивается саморазвитие свободной активной личности, внутренняя мотивированность деятельности всех субъектов образовательного процесса, эмоциональный подъем (С.Д.Дерябо, В.А.Ясвин); происходит становление индивидуального способа освоения образовательной среды, самореализации, способности к идентификации, эмпатии, рефлексии (Т.В.Менг); приводятся в движение внутренние природосообразные ресурсы каждого индивида, стимулируется опережающее развитие людей, «их способов мышления и образа жизнедеятельности» (Т.М.Давыденко, Т.И.Шамова).

Обобщение концепций формирования и развития различных образовательных сред позволило нам определить карьерную образовательную среду как развивающее пространство, способствующее переводу каждого его субъекта в режим самоорганизации и саморазвития, стимулирующее социальный, квалификационный и должностной карьерный рост педагогических работников за счет создания условий для опережающего развития педагогов.

Неопределенность современной социально-экономической ситуации, низкий статус педагогической деятельности актуализировали исследование проблемы стимулирования карьерного роста педагога. Ключевым в решении данного вопроса является создание системы оптимального сочетания экономических, психологических, организационных, правовых и социальных методов стимулирования на основе реализации индивидуально-развивающего и социально-синергетического подходов. Моделирование такой системы предполагает разработку стратегий организационного поведения, учитывающих индивидуальные особенности педагогов, в соответствии с которыми разрабатываются различные тактики мотивации и стимулирования.

В качестве примера реализации сформулированных подходов может служить система стимулирования карьерного роста педагогов в Новгородской области, которая включает:

- творческо-ориентированную территориальную систему аттестации и повышения квалификации педагогов, аттестации образовательных учреждений;

- стимулирование особых достижений в профессиональной деятельности педагогических и руководящих работников образовательных учреждений и профессиональных учебных заведений (медаль Ярослава Мудрого, именные стипендии «Господин Великий Новгород», стипендия имени Ярослава Мудрого и др.);

- присвоение специальных званий «Педагог-исследователь», «Руководитель-исследователь», «Методист-исследователь», «Эксперт педагогической деятельности», «Эксперт управленческой деятельности», «Почетный доктор НовГУ», «Почетный профессор НовГУ» и др.;

- ежегодные конкурсы педагогического мастерства по номинациям «Педагогическая надежда», «Учитель-профессионал», «Лучшие из лучших»;

- создание общественных кафедр инновационной практики, лабораторий результативного опыта и др.

Отличительной особенностью содержания и технологий всех структурных элементов системы является их направленность на развитие личностно-профессиональной компетентности педагогов путем включения их в процедуры разработки критериев и показателей оценки достижений педагогов и их экспертизу, создания условий для самоорганизации и саморефлексии своей деятельности при подготовке и проведении конкурсов, а также при отборе кандидатов для присвоения специальных званий и получения грантов по национальному проекту «Образование».

Система стимулирования карьерного роста педагогов является территориальной, так как охватывает всех субъектов образования Новгородской области: педагогов и руководителей образовательных учреждений и учреждений начального профессионального образования, студентов, аспирантов и преподавателей НовГУ им.Ярослава Мудрого, его филиалов, а также средних профессиональных учебных заведений. Она является частью территориальной системы управления образованием, обеспечивающей согласование новых образовательных потребностей и запросов населения с интересами субъектов данной системы, с требованиями государства, производства, науки и культуры. Внедрение данной системы способствовало созданию специальной карьерной образовательной среды, максимально благоприятной для совершенствования профессионального мастерства педагогов в контексте социальных, историко-культурных, административно-государственных, организационно-общественных и социокультурных условий территории, комплексно отражающих целостность непрерывного педагогического образования.

В ходе исследования были выявлены факторы становления территориальной карьерной образовательной среды, стимулирующей карьерный рост педагогов. К ним отнесены: организация аттестации педагогов как открытой системы, направленной на оценку и прогноз достижений в развитии мастерства; формирование и развитие профессионально-личностной компетентности педагогов; их включение в экспертную деятельность; проектирование системы повышения квалификации, создающей возможности для творческого профессионального общения и сотрудничества педагогов; реализация акмеологически ориентированных программ с использованием социально-образовательных технологий развивающего обучения, активного включения в этот процесс мастеров педагогического и управленческого труда; экспериментальное моделирование новых организационных общественных структур, стимулирующих карьерный рост педагога («лаборатория результативного опыта», «общественная кафедра инновационной практики», Центр кадрового маркетинга и др.).

На основе обобщения результатов проведенного нами исследования по проблемам управления карьерным ростом педагога описан процесс экспериментальной разработки проекта территориальной системы сопровождения процесса становления его карьеры, объектом которого выступала Новгородская область как типичная российская территория, имеющая большой опыт проектирования программ развития образования и педагогического образования.

Основу разработки проекта составило осмысление опыта реализации программно - целевого подхода в управлении образованием Новгородской области с точки зрения эволюции пройденного пути, соотнесения процессов и программ с фактическими результатами. Проведенный нами анализ показал, что экспериментальная разработка проектов и программ требует научного обоснования и обеспечения рядом организационно-управленческих и педагогических условий. К ним отнесены: анализ совокупности различных факторов, влияющих на карьеру педагога (социально-экономических, социо-культурных, политических, демографических и педагогических); цикличность, технологичность, этапность программно-проектной деятельности; участие в разработке проекта таких инновационных центров, как государственный университет и региональный центр развития образования; партисипативный характер управления карьерой, обеспечивающий широкое и активное участие образовательных институтов, педагогических коллективов и педагогов в разработке и реализации проекта на областном, муниципальных уровнях и в рамках отдельных образовательных учреждений.

Основными теоретическими основаниями проектирования территориальной системы сопровождения процесса становления карьеры педагога выступали: концепция его профессионального становления в процессе непрерывного образования; методология индивидуально-развивающего и социально-синергетического подходов в сопровождении процесса становления карьеры; концептуальное обоснование механизмов и технологий стимулирования выбора педагогом индивидуальной карьерной образовательной стратегии (социальной, квалификационной или должностной карьеры) и комплексное его сопровождение.

В диссертации подробно раскрыты все компоненты данной системы. В качестве исходных положений Концепции определена идея оптимального сочетания индивидуально-развивающего и социально-синергетического подходов к непрерывному профессиональному образованию в условиях его модернизации, обеспечивающих самореализацию и саморазвитие педагога в профессиональной деятельности и становление территориальной карьерной образовательной среды. Определена методология конструирования образовательных стратегий профессионального роста педагога, опирающихся на «Я – концепцию» и уровень профессионально-личностной компетентности. Рассмотрение образования как формы развития личности, сознания и деятельности позволило выделить в качестве ценности непрерывного педагогического образования – построение карьерного пространства развития педагога как субъекта социально-профессиональной деятельности.

В качестве основной технологии проектирования карьерной образовательной среды определена социально-образовательная технология, выполняющая функцию выращивания способностей педагога к профессиональному самоопределению, самоорганизации, профессиональному саморазвитию, и вовлечение субъектов территориального образовательного сообщества в проектирование и реализацию карьерных образовательных стратегий.

В главе обоснован непрерывный характер карьерного роста педагога как процесс последовательной реализации взаимосвязанных этапов его профессионального становления: мотивационно-диагностического, предусматривающего создание мотивации к профессионально-педагогической деятельности, погружение в простейшие формы педагогической практики (реальные или модельные), осознание себя как субъекта педагогического процесса; когнитивно-операционального, связанного с вхождением субъекта в культуру педагогического труда и обеспечивающего формирование способности проектировать педагогическую деятельность на основе научных знаний, реконструировать ее за счет использования в рефлексии специальных критериев мыслительной деятельности; рефлексивно-статусного, означающего формирование творческих педагогических способностей за счет включения в реальную научно-педагогическую деятельность, рефлексию этой деятельности и вооружения критериями исследовательского труда в сфере образования; концептуально-технологического, обеспечивающего формирование способностей к адаптации научно-педагогических знаний в практике (концептуально-технологических моделей педагогической деятельности), т.е. способностей к научно-методической и методической деятельности; проблемно-организационного, обеспечивающего становление педагога как субъекта социально-профессиональной жизни и его саморазвитие (самореализацию) в социально-организованной деятельности.

Становление карьеры педагога рассматривалось в процессе его непрерывного профессионального образования, при этом сама система непрерывного педагогического образования (программы, учреждения, управление) определялась как компонент общей территориальной системы образования, основными характеристиками которой являются: содержательные, связанные с содержанием образования; ценностно-ориентационные и субъектно-деятельностные, отражающие цели, ценности, образовательные запросы населения; организационно-управленческие, отражающие суть административного управления.

На основе выделенных концептуальных идей карьерного роста педагога выявлены и экспериментально обоснованы факторы эффективности территориальной системы сопровождения данного процесса. К ним отнесены: организационные (нормативно-правовое, информационное, финансовое, материально-техническое, кадровое и др. обеспечение); психологические (мотивация карьерного роста и др.); профессионально-образовательные (создание условий для реализации карьерных образовательных стратегий и др.).

Разработанная концепция и проведенное экспериментальное исследование позволили выделить три карьерные образовательные стратегии педагога: стратегию социальной карьеры, стратегию квалификационной карьеры и стратегию должностной карьеры. Стратегия социальной карьеры предполагает повышение социального статуса, признание заслуг перед обществом и государством; квалификационной – рост квалификации, овладение творчеством, мастерством, признание достижений профессиональным сообществом, авторитет в конкретном виде педагогической деятельности; должностной – достижение определенного формального статуса в профессионально-педагогической деятельности, должностное продвижение. Критериями карьерного роста определены: уровень профессионально-личностной компетентности и социальной рефлексии.

Профессионально-личностная компетентность включает в себя социально-личностную, профессионально-педагогическую и социально-управленческую компоненты, а социальная рефлексия – две составляющие: ценностно-когнитивную (осознание себя субъектом преобразования территориальной социально-образовательной среды на основе знаний и умений в области взаимодействия с общественными институтами и людьми) и коммуникативно-деятельностную (осознанная деятельность в процессе социально-педагогического проектирования и выполнения социальных ролей в рамках субъект-субъектного взаимодействия).

В процессе экспериментального моделирования системы комплексного развивающего сопровождения карьерного роста педагогов в Новгородской области были выделены следующие функции этого сопровождения: образовательная - обучение педагогов социально-образовательным технологиям проектирования профессиональных достижений в научно-методической, экспертной, управленческой деятельности; информационная - обеспечение работников образования всех уровней актуальной информацией о возможностях карьерного роста, создание соответствующих информационных служб; консультативная - оказание педагогам эффективной консультативной помощи по актуальным проблемам становления карьеры педагога в образовании; исследовательская – изучение и обобщение опыта педагогов и руководителей, деятельности методических и творческих объединений, достигших высоких результатов в своей работе, выявление актуальных образовательных потребностей; проектировочная - разработка новых моделей обучения студентов и педагогов в контексте их индивидуальных карьерных маршрутов; внедренческая - трансляция разработанных моделей и проектов в массовую педагогическую практику; экспертная - внешняя экспертиза инновационных проектов, квалификационные экспертизы работников образования и социально-образовательных проектов, «служб развития».

Схема. Территориальная система комплексного сопровождения процесса становления карьеры педагога в Новгородской области.

КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ОБЛАСТИ

Территориальная Программа модернизации образования

Комплексная программа модернизации непрерывного педагогического образования

Региональный центр развития образования.

загрузка...