Становление карьеры педагога в территориальной образовательной системе (05.09.2007)
Автор: Александрова Марина Викторовна
АЛЕКСАНДРОВА МАРИНА ВИКТОРОВНА Становление карьеры педагога в территориальной образовательной системе Специальность – 13.00.08 – теория и методика профессионального образования Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук Великий Новгород Работа выполнена на кафедре профессионального педагогического образования и социального управления государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого» Научный консультант доктор педагогических наук, профессор Каплунович Татьяна Александровна Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор Вершловский Семен Григорьевич член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, профессор Цирульников Анатолий Маркович доктор педагогических наук, профессор Аверкин Владимир Николаевич Ведущая организация: государственное научное учреждение «Институт образования взрослых» Российской академии образования Защита диссертации состоится « ____» ______________ 2007 г. в _________ часов на заседании Диссертационного совета Д 212.168.02 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора педагогических наук в государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого». С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Института непрерывного педагогического образования НовГУ им. Ярослава Мудрого по адресу: 173007, Великий Новгород, ул. Чудинцева. 6. Автореферат разослан «_____» _____________ 2007 г. Ученый секретарь диссертационного совета доктор педагогических наук Г.А. Федотова Общая характеристика работы Актуальность исследования. Современный этап развития образования в России характеризуется появлением новых тенденций, закреплением новых норм и смещением акцентов на формирование свободной и творческой личности, умеющей самостоятельно строить свою жизненную и профессиональную биографию. Рыночная экономика предъявляет жесткие требования к выпускнику школы, осуществляющему свой профессиональный и социально-нравственный выбор. Помочь ему в этом выборе призван учитель, успешный в педагогической деятельности. В настоящее время сложилась ситуация, при которой учителя, преподаватели и руководители образовательных учреждений вынуждены выполнять свои функциональные обязанности в неизвестных ранее экономических, социальных и психологических условиях, вызванных переходом к рыночной экономике, недостаточным финансированием, непоследовательностью и необязательностью реформ в области образования, которые проводятся на государственном, региональном и муниципальном уровнях на протяжении последних десяти лет. При этом особую значимость приобретает научная проблема разработки теоретических и организационно-педагогических основ сопровождения профессиональной деятельности педагогического персонала территории. Актуальность данной проблемы обусловлена, прежде всего, тем, что на современном этапе возникли новые условия педагогической деятельности: снижение социального статуса педагога, усложнение его профессиональной деятельности, появление новых функций в должностных обязанностях. Сложившиеся в условиях традиционной системы психолого-педагогические принципы, подходы к профессиональному становлению учителя недостаточно полно и адекватно отражают динамику его развития в новых условиях, не связывают изменения в процессе деятельности педагога с ориентирами его карьерного роста, что затрудняет решение возникающих проблем в его жизнедеятельности. Актуальность исследования проблемы становления карьеры педагога в территориальной образовательной системе подтверждается и результатами анализа монографических и диссертационных работ по теории и методике профессионального педагогического образования. Так, в ходе анализа установлено, что в 38 диссертациях отмечается необходимость совершенствования процесса сопровождения развития профессионализма педагогов, преподавателей профессиональных учебных заведений, руководителей образования. Однако, в числе исследований теоретического и методического плана мало контекстных работ, посвященных непосредственно управлению повышением эффективности педагогической деятельности, стимулированию развития педагогического персонала в современной территориальной образовательной системе. Имеются лишь единичные работы по педагогике, рассматривающие данные проблемы в контексте карьерного роста педагога. Анализ практики и теории профессиональной деятельности педагогических работников в современных условиях позволил выявить следующие противоречия: между возрастающей сложностью профессиональных функций педагога и снижением его мотивации к профессиональному саморазвитию в связи с неразработанностью системы стимулирования профессионально- личностных достижений; между растущими потребностями практики в применении современных образовательных технологий, достижений психолого-педагогической науки и нежеланием подготовленных к этому выпускников вузов работать в сфере образования из-за низкого социального статуса педагогических профессий; между возрастающей необходимостью в сохранении учительским сообществом самоуважения и недостаточно развитой способностью педагогов к проектированию индивидуальных стратегий карьерного роста на основе результатов социальной саморефлексии; между достаточно широкой сетью многоуровневого профессионально – педагогического образования и отсутствием преемственности образовательных программ, основанных на идее контекстно-биографического подхода; между необходимостью использования развивающего потенциала образовательной среды для обеспечения профессионального развития педагога и отсутствием научного обоснования реализации этой идеи в процессе становления его квалификационной, должностной и социальной карьеры. Имеющиеся исследования по различным аспектам профессионального становления и развития педагога, по теории управления системой непрерывного педагогического образования и образовательными системами в целом (В.Н.Аверкин, В.Г.Воронцова, Э.А.Верб, С.Г.Вершловский, А.Л.Гавриков, А.А.Орлов, И.А.Колесникова, В.Ю.Кричевский, Н.В.Кузьмина, Т.А.Каплунович, О.Е.Лебедев, К.И.Левитан, Н.К.Маркова, А.Е. Морон, И.И.Проданов, С.А.Расчетина, .М.Н.Певзнер, Н.Ф.Радионова, Н.К.Сергеев, В.А.Сластенин, В.В.Тимофеев, М.М.Поташник, О.М.Симановская, Е.В. Титова, А.П.Тряпицына, А.М.Цирульников, Г.С. Сухобская, Т.И. Шамова, Р.М.Шерайзина и др.) создают теоретическую основу для осмысления проблемы карьерного роста педагога в процессе непрерывного образования. Общая проблема управления карьерой человека рассмотрена в целом ряде работ (Т.А.Заславская, А.И. Жилина, Б.Идзяковски, А.Я Кибанов, Е.Г.Молл, Р.В.Рывкин, Н.Б.Станбулова, Т.А.Тищенко, I.H.Greenhaus, S.E.Zabusky, S.R.Redefinig и др.). В то же время в исследованиях представлены только отдельные аспекты такого сложного явления, как карьера педагога. Считается, что карьера – это внешне организованное продвижение в профессиональной деятельности (социальный аспект) или - достижение профессионального успеха самим человеком (личностный аспект). Возникает необходимость разработки методологических и концептуальных оснований построения территориальной системы становления карьеры педагога, стимулирования его к более высоким достижениям в профессиональной и социальной сферах жизнедеятельности. |