Delist.ru

Морская пехота в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. (05.09.2007)

Автор: Абрамов Евгений Петрович

За послевоенные годы, по утверждению автора, защищено немало диссертаций, посвященных Великой Отечественной войне, каждая из которых имеет свой предмет исследования и определенные хронологические рамки, а также пути и средства достижения поставленных научных целей. Все они имеют различную источниковую базу и носят, в той или иной степени, идеологический отпечаток своего времени. Тем не менее некоторые из них содержат ряд ценных сведений и интересный обобщающий материал по исследуемой проблеме.

Наибольший интерес с точки зрения изучения проблемы, как отмечается в параграфе, представляют диссертационные исследования ветерана Великой Отечественной войны, бывшего командира батальона морской пехоты Х.Х. Камалова, который целенаправленно занимался изучением вопросов боевого применения морской пехоты в годы Гражданской и Великой Отечественной войн. Так, в своей защищенной в 1961 г. диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук Х.Х. Камалов он предпринял первую попытку с наибольшей полнотой рассмотреть проблему боевого применения соединений и частей морской пехоты в Великой Отечественной войне.

Кроме того, важным вкладом в отечественную историографию явилось и другое диссертационное исследование Х.Х. Камалова, позволившее ему стать доктором исторических наук. В этом труде автор использовал документальные материалы 75 фондов ЦАМО РФ, более 60 фондов ЦВМА, значительная часть которых отражает боевую деятельность бригад морской пехоты и морских стрелковых бригад в обороне городов-героев и в морских десантах. В то же время, по убеждению диссертанта, и в этом значительной работе Х.Х Камалову не удалось осуществить комплексный системный анализ проблемы эволюции и боевого применения морской пехоты в годы войны.

Таким образом, осуществленный автором историографический анализ развития и боевого применения морской пехоты позволяет сделать вывод о том, что ни в одном из четырех названных периодов не было создано фундаментального научного труда на уровне монографии или диссертационного исследования с системным комплексным анализом проблемы исследования. Если история Военно-Морского Флота периода Великой Отечественной войны нашла достаточно полное отражение в отечественной историографии, то проблема развития и боевого применения морской пехоты в годы войны исследована крайне недостаточно.

В конце параграфа отмечается, что из работ историков, целенаправленно занимавшихся историей морской пехоты как самостоятельной проблемой научного исследования, можно назвать лишь труды Х.Х.Камалова, с появлением которых был осуществлен заметный поворот к ее дальнейшей разработке. Однако и эти исследования при всей их бесспорной ценности и значимости не смогли дать цельной картины многогранного и сложного процесса эволюции и боевой деятельности морской пехоты в рассматриваемый период.

Различным проблемам минувшей войны значительное внимание уделено и в зарубежной историографии.

В 1961 году в ФРГ по поручению «Общества по исследованию военных вопросов», в котором обосновались многие бывшие гитлеровские генералы, было начато издание военного дневника верховного главнокомандования, законченного в 1965 г. За это время вышло в свет четыре тома.

Наибольшую ценность для исследователя представляют содержащиеся в приложениях к дневнику документы-директивы, приказы, оперативно-стратегические разработки, донесения и пр. Что же касается записей немецких официальных историографов, то их нельзя считать строго достоверным историческим источником, и к ним надо подходить очень критически.

Из военно-морского архива фашистской Германии в руки англичан попали три тома директив (первый том охватывал время до 1 декабря 1942 г., второй – до 20 июня 1942 г. и третий – до ноября 1943 г.)

Впервые наиболее систематизированное издание этих директив (первоначально для служебного пользования) было предпринято министерством военно-морского флота США в 1948 г..

Как отмечается в диссертации, в историографии зарубежных государств уделяется значительное внимание исследованию деятельности высшего советского командования и освещению проблемы советского стратегического руководства в годы Великой Отечественной войны. Эта проблема рассматривалась в трудах и мемуарах бывших гитлеровских генералов (К. Типпельскирх, Г. Гудериан, Э. Манштейн и др.), в мемуарах У. Черчилля, в воспоминаниях американских и английских военачальников (Д. Эйзенхауэр, О. Брэдли, Б. Монтгомери и др.), опубликованных в 50-е годы.

С точки зрения рассмотрения некоторых вопросов, непосредственно касающихся изучаемой проблемы, определенный интерес представляет опубликованная в 1965 г. статья Бекмана «Советские взгляды на морские десантные операции», в которой сделана попытка обобщить взгляды на морские десантные операции, изложенные в советской военной печати.

Во второй главе «Морская пехота России от Петра Великого до начала Великой Отечественной войны» предпринята попытка осуществить ретроспективный анализ процесса создания, развития и боевого применения русской регулярной морской пехоты, зарождения и развития советской морской пехоты в годы Гражданской войны, а также эволюции теории и практики десантных операций в предвоенные годы.

В первом параграфе – «Создание и развитие регулярной морской пехоты Российского флота 1705-1917 гг.» анализируется исторический процесс развития и боевого применения отечественной морской пехоты до 1917 г.

В начале Северной войны 1700 – 1721 гг. Петр I, используя исторический опыт боевых действий русских сухопутных войск на море: княжеских дружин ивоев, запорожских и донских казаков, стрельцов и проходивших службу на флоте солдат пехотных полков, сражавшихся на парусно-гребных судах, сформировал первый морской полк, ставший родоначальником морской пехоты России.

Боевые действия морской пехоты, по утверждению автора, оказали огромное влияние на исход Северной войны.

Как отмечается в параграфе, опыт развития и боевого применения морской пехоты в XVIII – начале ХХ вв. с полной убедительностью доказал ее необходимость как рода сил флота, а также важность планомерной и целенаправленной боевой подготовки, наличия системы комплектования, вооружения и обеспечения в соответствии с решаемыми задачами.

По утверждению автора, заслуга русской морской пехоты состоит в том, что она оказала значительное влияние на исход многих войн Российской империи. Восприняв передовую систему обучения и воспитания, она сумела не только развить, но и обогатить ее новым содержанием, доказав своей боевой деятельностью непобедимость русской военной школы.

Cетской морской пехоты и ее развитие в годы Гражданской войны и военной интервенции 1917 – 1922 гг.» исследуются проблемы, связанные с созданием и боевым применением первых формирований советской морской пехоты.

На основании проведенного исследования автор отмечает, что в годы Гражданской войны и военной интервенции в составе более 20 флотилий РККФ и 14 общевойсковых армий РККА сражалось около 170 отрядов и частей морской пехоты общей численностью около 75 тыс. чел..

На основе изучения архивных материалов диссертанту удалось установить, что во время Гражданской войны была создана одна часть, имевшая в своем наименовании слова «морская пехота» - 3-й отдельный батальон морской пехоты.

Как отмечается в параграфе, маневренный характер Гражданской войны в России, недостаточная насыщенность войск транспортными и переправочными средствами определили важное значение десантов как одной из форм обходного маневра при прорыве обороны противника в ходе наступательных операций, а также показали эффективность использования морской пехоты при действиях в качестве передовых отрядов при высадке десантов, форсировании водных преград и для решения других задач. Поэтому основной задачей флотов и флотилий противоборствующих сторон в годы Гражданской войны являлось содействие приморским (приозерным, приречным) флангам сухопутных войск огнем корабельной и береговой артиллерии, а также высадкой десантов. Необходимость высадки тактических десантов потребовала создания специально подготовленных отрядов и частей. При этом следует отметить, что такие формирования имелись как в составе РККФ, так и у белогвардейцев.

Как показало исследование, эти отряды и части комплектовались в начале Гражданской войны, как правило, на добровольной основе, отличались высокими морально-боевыми качествами и использовались в обороне на наиболее важных участках фронта, а в наступлении – на направлении главного удара. Они же решали основные задачи в десантных операциях.

В третьем параграфе – «Развитие теории и практики десантных операций в межвоенный период» рассмотрены проблемы формирования военно-теоретических взглядов на морские десантные операции в указанный период. В нем отмечается, что важным достижением советской науки в межвоенный период явилась разработка теории глубокой операции. Одновременно создавалась теория «малой войны» на море, также явившаяся значительным вкладом в развитие советской военной науки.

Бесспорным достоинством этой теории, по мнению автора, стала разработка новых форм и способов боевого применения сил флота на море, в которой немаловажное место занимала наиболее сложная проблема морских десантов. Однако, она в силу ряда причин, оказалась наименее исследованной.

Наиболее полное отражение состояние военно-теоретических взглядов на морские десантные операции 20-х – 30-х гг. предвоенного периода нашло в работах В. Лукина и А. Саковича. При этом А. Сакович впервые осуществил проблемный подход к рассмотрению подготовки и проведения морских десантных операций.

В предвоенные годы получили развитие и военно-теоретические взгляды на проблемы десантной операции военных теоретиков ряда зарубежных морских держав.

Оценивая уровень развития теории и практики десантных действий США, автор отмечает, что, наряду с разработкой теоретических вопросов, значительное внимание уделялось практической разработке боевого применения морской пехоты в ходе учений и маневров, а также, что имело особо важное значение, строительству специальных десантных кораблей и десантно-высадочных средств.

Наиболее серьезное внимание морским десантным операциям, в отличие от большинства ведущих морских держав, уделялось в Японии.

По утверждению диссертанта, в силу многих причин и, прежде всего, отсутствия или недоступности основных материалов по проблемам десантных операций, а также нежелания и неумения многих командиров и начальников РККА и РККФ всех степеней, заниматься изучением как исторического опыта, так и развитием современного военно-морского искусства, многие достижения зарубежных теоретиков в исследовании теории десантных операций остались неизученными. Не стали предметом изучения и многие вопросы практического применения частей и соединений морской пехоты и, особенно, строительство специальных десантных кораблей и десантно-высадочных средств, что явилось серьезным упущением в подготовке флота к войне и привело к значительным потерям в годы Великой Отечественной войны.

В указанном параграфе автор обращает внимание на устоявшееся мнение, что ни в годы Гражданской войны, ни в межвоенный период советские Вооруженные Силы не имели в своем составе частей и соединений морской пехоты, а датой создания советской морской пехоты считается 15 января 1940 г., когда приказом НК ВМФ от 25 апреля 1940 г. отдельная специальная стрелковая бригада Балтийского флота была переформирована в 1-ю особую бригаду морской пехоты.

Однако проведенный диссертантом анализ опубликованных материалов и архивных документов позволяет сделать вывод, что первые части морской пехоты были созданы значительно раньше. Так, по утверждению военного историка В.И. Жуматия, это произошло осенью 1925 г., когда на основании приказа № 724/146 1925 г. Председателя РВС СССР М.В. Фрунзе и предложения начальника организационно-мобилизационного управления РККА С.Н. Венцова начальнику штаба РККА С.С. Каменеву, в Кронштадте был сформирован полк морской пехоты.

Между тем, как отмечается в исследовании, уже в годы Гражданской войны, 27 ноября 1918 г. (т.е. в день, который принято считать Днем морской пехоты России) по приказу Петроградского окружного военного комиссариата началось формирование 3-го отдельного батальона морской пехоты (командир – В.А. Александров)

В третьей главе «Развитие морской пехоты в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.» анализируются тенденции и особенности развития и боевого применения частей и соединений морской пехоты в исследуемом периоде.

В первом параграфе «Формирование частей и соединений морской пехоты в первом периоде войны» исследуются процесс создания частей и соединений этого рода сил флота как в составе флотов и флотилий, так и в составе оперативно-стратегических объединений сухопутных войск.

Вследствие крайне тяжелых условий начального периода войны, когда отступавшие войска Красной Армии понесли огромные потери в личном составе и боевой технике, противник овладел значительной частью территории страны, что значительно осложнило проведение мобилизации.

Именно в это наиболее трудное для государства время, как это не раз было в истории России, особо важную роль стратегического резерва сыграла морская пехота.

В июле в Ленинграде, Ораниенбауме и Кронштадте из личного состава кораблей, учебных отрядов и частей береговой обороны началось формирование бригад морской пехоты, которые сразу направлялись на фронт. Всего на Балтийском флоте в годы Великой Отечественной войны были сформированы: одна дивизия, девять бригад, четыре полка и 9 батальонов морской пехоты, а общая численность морской пехоты с учетом маршевых подразделений и пополнений составила около 120 тыс. чел.

За годы войны Северный флот сформировал три бригады, два полка и семь батальонов морской пехоты общей численностью 33480 чел., Черноморский флот – шесть бригад, восемь полков и 22 батальона морской пехоты общей численностью около 70 тыс. чел. Одно соединение и пять отдельных батальонов морской пехоты сформировал в годы войны Тихоокеанский флот.

В параграфе отмечается также, что формирование морских стрелковых бригад началось значительно позднее в ноябре – декабре 1941 г. В отличие от бригад морской пехоты стрелковые бригады создавались не в составе действующих флотов и флотилий, а в военных округах: Уральском (61-я, 62-я, 63-я и 65-я бригады), Приволжском (66-я, 67-я, 84-я и 85-я бригады), Северо-Кавказском (68-я, 76-я, 77-я, 78-я, 79-я, 80-я, 81-я, 82-я и 83-я бригады), Сибирском (69-я, 70-я, 71-я, 72-я и 73-я бригады), Среднеазиатском (74-я и 75-я бригады).

загрузка...