Морская пехота в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. (05.09.2007)
Автор: Абрамов Евгений Петрович
К сожалению, история морской пехоты России, в том числе одного из важнейших ее периодов – Великой Отечественной войны до сих пор не написана. В то время как ее разработка имеет большое значение не только для истории Вооруженных Сил РФ, но и для изучения истории России в целом. - в-четвертых, в современных условиях возрастает значение морской пехоты как наиболее боеспособного и мобильного рода беговых войск ВМФ. Настоящий период реформирования Вооруженных Сил характерен поиском и обоснованием новых, нетрадиционных подходов к оборонному строительству и обеспечению национальной безопасности. Главная задача Российской Федерации как государства и его общества заключается в приведении военной политики и военной организации в соответствие с изменяющимися условиями и возможностями страны. В сложившихся условиях должны быть созданы боеготовые, сбалансированные, мобильные и компактные вооруженные силы, состоящие из соединений и частей, обладающих достаточным боевым потенциалом, современным уровнем профессиональной и морально-психологический подготовки. Без преувеличения можно утверждать, что основу таких войск должна составлять морская пехота. - в-пятых, в условиях возрастания духовной составляющей военной мощи государства особую значимость приобретает воспитание нынешнего поколения воинов армии и флота, молодежи на боевых традициях и героических подвигах морской пехоты Великой Отечественной войны. Морская пехота военных лет стала символом безудержной отваги, исключительной стойкости, особой удали, презрения к смерти, высокого боевого мастерства, любви к Родине и непоколебимой верности воинскому долгу. Именно в Великой Отечественной войне с наибольшей полнотой проявились высокие морально-боевые качества морской пехоты, выделившие ее как род сил с неповторимым национальным обликом. Лучшим средством военно-патриотического воспитания будущих защитников Отечества служит ознакомление их со славными победами Вооруженных Сил в Великой Отечественной войне, примерами воинской доблести, проявленной соединениями и частями морской пехоты. Героика Великой войны служит источником и средством воспитания послевоенных поколений в духе патриотизма. В связи с вышеизложенным следует отметить, что сложившаяся в нашей стране социально-политическая обстановка и духовный климат обязывают исследователя, соизмеряя свою деятельность с общечеловеческими этическими нормами, подробно и обстоятельно изучать такие проблемы как роль и место Великой Отечественной войны в историческом процессе, объективно осмысливать ее итоги и последствия. Как неотъемлемая часть духовного потенциала страны история призвана утверждать традиционные национальные ценности. Это особенно важно в настоящее время. когда Россия должна достойно ответить на исторический вызов и остаться самостоятельным единым государством, важнейшим геополитическим фактором мировой истории. Поэтому исследуемая тема приобретает особое теоретическое и практическое значение. Теоретически это важно потому, что в годы войны прошли проверку важнейшие положения советской военной науки и получили дальнейшее творческое развитие основные вопросы военно-теоретической мысли. Среди них важное место занимают новые взгляды на организацию морских десантных операций, оборону военно-морских баз, противодесантную оборону, боевую подготовку морской пехоты и способы ее боевого применения. Так, новой формой оборонительных операций сухопутных войск, морской пехоты и флота явилась долговременная оборона приморских плацдармов, опорными пунктами которых были военно-морские базы. Анализ десантных операций и морских десантов, высаженных в годы войны позволил внести изменения в предвоенную теорию десантных операций. Практическая ценность исследования обусловлена непреходящим значением многообразного опыта развития и боевого применения морской пехоты в годы войны. Опыт управления силами флота, включая морскую пехоту, в операциях, проводимых на приморских направлениях совместно с сухопутными войсками, и взаимодействия при высадке морских десантов сохраняет свою актуальность и в современных условиях. На изучение и использование этого, добытого дорогой ценой боевого опыта, постоянно обращает внимание командиров всех степеней и военных историков Министр обороны РФ. Это позволяет сделать вывод о том, что только на основе всестороннего анализа взаимосвязи событий прошлого и настоящего можно установить диалектическую преемственность в развитии морской пехоты и на этой базе творчески совершенствовать процесс строительства этого рода войск и поднимать его на новую качественную ступень. Степень изученности темы. Актуальность избранной проблемы усиливается в связи с ее недостаточной разработанностью, отсутствием по этой теме специальных крупных обобщающих научных исследований, раскрывающих не только положительный опыт, но и негативные явления и процессы в развитии и боевом применении морской пехоты периода Великой Отечественной войны, связанные с рядом объективных факторов. Проведенное историографическое исследование по теме показывает, что некоторые стороны истории морской пехоты военных лет отдельными авторами исследовались, но в связи с решением других проблем. Специального научного анализа развития и боевого применения морской пехоты Великой Отечественной войны на уровне монографии не проводилось. Актуальность проблемы, ее сложность и многоплановость, недостаточная разработанность, а также большая практическая значимость в вопросах строительства Вооруженных Сил и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации обусловили выбор темы, объект, предмет, цель и основные научные задачи исследования. Объектом настоящего исследования являются части и соединения морской пехоты в годы Великой Отечественной войны, которые включают три разновидности: – части и соединения морской пехоты, в наибольшей степени отвечавшие основному предназначению этого рода сил флота; – морские стрелковые бригады; – части и соединения сухопутных войск, не имевшие в своих названиях слов «морская» или «морской», но сформированные на базе частей и соединений морской пехоты или укомплектованные в основном моряками. Непонимание такого подхода к понятию морская пехота применительно к периоду Великой Отечественной войны, вследствие недостаточно компетентного изучения истории морской пехоты, приводит к неправильному пониманию ее сущности и недооценке этого рода сил флота в Великой Отечественной войне. Предметом исследования определены процессы развития и боевого применения морской пехоты. Хронологические рамки исследования совпадают с годами Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. и обосновываются: -во-первых – созданием в годы войны морской пехоты как самостоятельного рода сил флота; - во-вторых – существованием только на протяжении исследуемого периода трех разновидностей этого рода сил – частей и соединений морской пехоты; морских стрелковых бригад, а также укомплектованных в основном моряками или созданных на базе частей и соединений морской пехоты формирований сухопутных войск. Обосновывая выбор темы исследования, необходимо подчеркнуть, что в такой формулировке в мировой и отечественной научной литературе она еще не ставилась. Следовательно, в целостном виде развитие и боевая деятельность, роль и место морской пехоты в Великой Отечественной войне нуждается в серьезной научной проработке. Именно поэтому цель данного исследования состоит в том, чтобы, основываясь на системном подходе в методологии современного познания, дать комплексный научный анализ исторического процесса развития и боевого применения морской пехоты в исследуемом периоде, а также выявить подлинное значение этого рода сил флота в Великой Отечественной войне и его вклад в победу. Для достижения данной цели диссертант определил следующие основные задачи исследования: 1. Сформулировать основные положения методологии исследования проблемы с учетом новых подходов к освещению истории Великой Отечественной войны. Дать глубокий анализ документальных источников, уровня и степени отражения проблемы в различных трудах за послевоенный период. 2. Изучить особенности формирования частей и соединений морской пехоты в первом периоде войны, а также изменения ее организационно-штатной структуры, боевого и численного состава. 3. Проанализировать общие направления боевой подготовки морской пехоты, ее особенности, содержание и методику обучения и воспитания, а также боевую выучку личного состава. 4. Дать характеристику основных способов боевого применения морской пехоты, уделив особое внимание основному способу – действиям в составе морских десантов. 5. Показать развитие морской пехоты в годы войны, ее выдающуюся роль как оперативно-стратегического резерва страны и инструмента для решения оперативно-стратегических задач. 6. Раскрыть величие подвига морской пехоты в Великой Отечественной войне, показать значение морального духа и воинского героизма как основной составляющей ее боевой деятельности. |