Delist.ru

Психология гражданской активности: особенности, условия развития (05.04.2007)

Автор: Семенюк Любовь Мирчиевна

Главными в гражданской активности выступают не адаптивные свойства ее, а преобразовательные и не только в плане собственно личностного развития, но и поступательного развития общества.

Гражданская активность предполагает планируемый результат не только для конкретного индивида (локальный, «сиюминутный»), а результат, обеспечивающих конструирование общества, в котором и развертывается его просоциальная деятельность по преобразованию себя и социальной среды, мира Культуры.

Вышеприведенные особенности, выступающие в числе наиболее показательных в определении гражданской активности, выполняются в рамках тех возможностей, которые обеспечиваются просоциальной деятельностью человека.

Гражданская активность связывается с реальным субъектом социального действия, когда не только эта активность выступает характеристикой субъекта, но, главное, субъектность становится определяющим моментом специфически гражданской активности.

Именно субъект в своих субъектных действиях наполняет гражданскую активность новым содержанием и особым смыслом.

Для гражданской активности, в частности, свойственно такое понятие, как ценность. Эта активность человека и направлена на получение ценностей, и сама ценностно обусловлена «общественной шкалой ценностей». В просоциальной деятельности, подчеркивал С.Л.Рубинштейн, -- «обнаруживается сфера притязаний и сфера достижений человека. Именно из этого соотношения может быть понятен тот факт, что не стремление к «счастью» (к удовольствиям и т.д.) определяет в качестве мотива, побуждения деятельность людей, их поведение, а соотношение между конкретными побуждениями и результатами их деятельности определяет их «счастье» и удовлетворение, которые они получают от жизни». При этом все результативные моменты предполагают общественно значимые ценности. И именно на формирование общественно значимого, то есть на то, что стоит над конкретным результатом, направлена гражданская активность.

Определяющей особенностью этой активности выступает ее особый процессуальный характер, проявляющийся и в ходе осуществления ее индивидами, и в развитии общества. Процессуальный характер гражданской активности раскрывается не только в разных многоплановых и многоуровневых условиях ее осуществления, и не только в большой динамичности форм проявления, но и в возможности внутренних изменений, в связях различных ее компонентов, появлении новообразований в ее содержании.

Специфика процессуальных характеристик гражданской активности в особых вариантах проявляется в онтогенезе, когда происходит не просто расширение, определенное усложнение этой активности на разных его периодах, стадиях, фазах, а изменяются структурно-содержательные характеристики гражданской активности, выводящей растущих людей в те системы отношений и действий, которые обеспечивают социальное существование человека в социальном мире.

Особым условием динамичности гражданской активности и других ее характеристик является то, что она целеполагает результат, который становится условием дальнейшего движения этой активности.

При этом каждый раз полученных результат гражданской активности не только удовлетворяет определенную потребность, но и выступает основанием для ее развития, появления новых целей.

Гражданская активность имеет полиструктурный характер и сложное постоянно изменяющееся содержание, когда необходимые компоненты ее развития, такие, как граждански активное отношение, ориентационная гражданская активность и др., связываемые с освоением смысловых полей осуществления, становятся важнейшими характеристиками ее проявления.

Гражданская активность выступает как сложное состояние и, одновременно, свойство человека как представителя Социального, благодаря которому осуществляются не только связи человека с окружающей действительностью, со средой, но и образование мира отношений, в которых разворачиваются и реализуются особые формы и виды гражданской активности в сложном взаимодействии субъектов – ее носителей. В этом случае для каждого человека созданный активностью человека мир становится новой средой, заполненной знаками, значениями, смыслами. «В окружающем человека мире объективно существует особое социальное измерение, созданное совокупной деятельностью человечества – поле значений. Это поле значений отдельный индивид находит как «вне-его-существующее» -- им воспринимаемое, усваиваемое, как то, что входит в образ мира». Здесь развиваются принципиально иные типы связей, которые взаимообусловливают друг друга, проникают друг в друга, надстраиваются друг над другом и порождают ту систему социальных отношений, в которых гражданская активность в наибольшей степени реализуется в своих всеобщих характеристиках.

При изучении индивида важно понимать, что любой человек развивается не просто в конкретно-исторической среде, которая его определяет, но и в исторически созданной всем предшествующим развитием общества, реально наличествующей форме жизнедеятельности, где он каждый раз ставится ею в новую гражданскую позицию, реализуя свою гражданскую активность в рамках той активности, которая свойственна исторически определенному обществу.

Гражданская активность является свойством социального пространства и поэтому главные, образующие ее сущностные характеристики приобретает в пространстве социальном, в осуществлении социального в целом.

Перспективы дальнейшей разработки проблемы гражданской активности связаны с более углубленным изучением вопросов психологических механизмов, психотехнологией оптимального развития и методических средств диагностического и исследовательского назначения.

Основные положения диссертации отражены в следующих публикациях автора:

Семенюк Л.М. Психология гражданской активности (особенности и условия развития) – М.- Воронеж, 2006, 19 п.л.

Семенюк Л.М. Характер агрессивного поведения современных подростков // Советская педагогика, 1991, № 12, 1 п.л.

Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции // Мир психологии – М., 1994, № 0, 1,5 п.л.

Семенюк Л.М. Взаимосвязь просоциальной деятельности и гражданской активности // Мир психологии, 2004, № 3, 0,75 п.л.

Семенюк Л.М. Осуществление гражданской активности в неадаптивном варианте // Мир образования и образование в мире, 2004, № 6, 1 п.л.

Семенюк Л.М. Сущностные характеристики гражданской активности // Мир образования и образование в мире, 2006, № 4, 1,5 п.л.

Семенюк Л.М. Психокультурная специфика гражданской активности // Известия Российской академии образования. 2006, № 4, 1,25 п.л.

Семенюк Л.М. Субъект и субъектность в определении гражданской активности // Мир образования и образование в мире, 2007, № 1, 1 п.л.

Семенюк Л.М. Пространство гражданская активность – гражданская пассивность – антигражданская активность // Мир образования и образование в мире, 2007, № 3, 1,5 п.л.

Семенюк Л.М. Пути и формы воспитания трудных подростков // Проблемы воспитания школьников – Кишинев, 1987, 1 п.л.

Семенюк Л.М. Психологическая сущность агрессивности и ее проявление у детей подросткового возраста – М., 1991, 6 п.л.

Семенюк Л.М. Методы изучения агрессивности подростков – М., 1991, 4 п.л.

Семенюк Л.М. Психологические условия коррекции агрессивного поведения – М., 1991, 9 п.л.

Семенюк Л.М. Агрессивность подростка как почва для конфликта с окружающими // Предупреждение и преодоление конфликтов в школе – М., 1991, 1 п.л.

Семенюк Л.М. Специфика агрессивного поведения подростков разного пола // Психология отклоняющегося поведения подростков – М., 1991, 0,75 п.л.

Семенюк Л.М. Дифференцированный анализ агрессивного поведения подростков // Психология отклоняющегося поведения подростков – М., 1991, 1 п.л.

Семенюк Л.М. Особенности межличностных отношений детей разной национальности // Национальное самоопределение – М., 1992, 1,5 п.л.

Семенюк Л.М. Что важно знать учителю об агрессивности и тревожности подростка – М., 1992, 5 п.л.

Семенюк Л.М. Педагогам о подростках // Мактаби Совети – Душанбе, 1992, 2 п.л.

Семенюк Л.М. Мамы и папы, будьте внимательны к подростку // В обществе подростка – М., 1992, 1 п.л.

Семенюк Л.М. Воспитание подростков и старшеклассников. Организация и оценка эффективности // Агрессивность подростков и пути ее коррекции – М., 1992, 1,5 п.л.

Семенюк Л.М. Новое видение подростками межэтнических проблем // Нации разные. Но мир един – М., 1992, 0,8 п.л.

Семенюк Л.М. Межэтнический конфликт: причины, условия преодоления // Свобода или воля – Кишинев. 1994, 0,9 п.л.

Семенюк Л.М. Проблемы возрастной психологии // Хрестоматия по возрастной психологии – М., 1994, 1996, 1999, 2001, 2004, 2006, 12 п.л.

загрузка...