Delist.ru

Психология гражданской активности: особенности, условия развития (05.04.2007)

Автор: Семенюк Любовь Мирчиевна

Тесно взаимосвязана с интеллектуальными, мыслительными процессами

11. Неадаптивная

активность

В.А.Петровский

Собственно активность субъекта, выходящего за рамки ситуации, ее ограничений

12. Социальная, в том числе, гражданская

активность

Г.М.Андреева, Л.И.Анцыферова, А.В.Петровский, В.А.Петровский, Д.И.Фельдштейн, И.Ч.Христова Степень проявления сил, возможностей и способностей человека как члена социума

Специальное внимание уделяется в диссертации обсуждению имеющихся достижений в изучении именно гражданской активности, где наиболее проработанными в современной психологии выступают типы активности личности, выделенные К.А.Абульхановой-Славской, различаясь по следующим основаниям: устойчивость – неустойчивость, уверенность – неуверенность, преобладание инициативы или ответственности, сочетание инициативы и ответственности, а также уровни развития гражданской активности на разных этапах онтогенеза (работы Л.И.Божович, В.В.Давыдова, И.В.Дубровиной, М.И.Лисиной, Д.И.Фельдштейна, Д.Б.Эльконина).

Особое место в исследовании занимает рассмотрение существующих классификаций гражданской активности, оснований и принципов их построения. Так, широкую видовую характеристику гражданской активности дает А.В.Брушлинский, относя к основным видам и созерцание, и творчество, рассматривая его как духовно-практический вид гражданской активности, включающий и общение.

Накопленные в психологии материалы демонстрируют достаточно развернутую картину гражданской активности. В то же время именно добытые исследователями данные подчеркивают наличие существенного противоречия между объемом и характером полученных учеными знаний и задачами познания индивида, личности как субъекта действия на современном этапе развития. В значительной степени такое противоречие обусловливается отсутствием единой концепции гражданской активности как особого феномена, отсутствием общих принципов классификации и отсутствием единого, общепринятого определения гражданской активности.

Характерно, что термин активность применяется для обозначения ряда неодинаковых явлений: определенной, конкретной деятельности индивида (тем более, что в романских и англо-германских языках для двух русских терминов – деятельность и активность – существует только один термин, например, в английском языке – activity); состояния, противоположного пассивности, близкого к тому, что обозначается термином «уровень бодрствования»; для обозначения инициативности; активности – деятельности как синонима и пр.

Что же касается термина «гражданская активность», то он имеет достаточно пространную неустойчивую содержательную характеристику; отмечается его размытость при отсутствии четкой выделенности сущности такой активности и определения предметной сферы ее исследования как особого явления.

Данное обстоятельство сочетается с неупорядоченностью классификационных подходов, существованием разных по своему характеру систематизаций гражданской активности, базирующихся на применении разных принципов градации материала, связанных с разной терминологией обозначения особенностей гражданской активности, при разной емкости и разном смысловом содержании выделяемых таксонов – тип, форма, вид. В числе специально выделяемых такая единица подразделения, как тип, например, социальный. Другой единицей дифференциации выступает форма. Среди основных форм вычленяются труд и общение, которые проявляются в процессе жизнедеятельности в связи с решением определенных задач, в конкретных поступках людей. По другим параметрам вычленяется рефлексия и поведение. По третьим – в качестве важнейших форм называются ценностно-ориентационная, преобразовательная, коммуникативная, художественная, творческая и др. Иной единицей в существующей дифференциации гражданской активности выступают виды (которые не всегда ограничиваются и отличаются в своем определении от форм). При этом емкость содержания и характеристики видов разные.

Между тем накопленный в психологии материал все в большей степени актуализирует необходимость упорядочения систематизации особой, гражданской активности, дифференциации ее видов в интегративных связях, что требует использования широких объединительно-разделительных оснований.

Многоплановая дифференциация гражданской активности, различные характеристики выделяемых ее типов, видов, форм раскрывая в значительной степени сущностные особенности этой активности, образуют достаточно широкое и сложно организованное содержательное пространство, задавая нормы отношения к определению и пониманию гражданской активности.

Вместе с тем имеющиеся наработки в изучении гражданской активности свидетельствуют не только о значительном продвижении в этой области, но выявляют и огромные лагуны, неразработанные сферы в организации, систематизации материала. В ряде случаев по одним и тем же признакам выделяются формы, в других – типы, в-третьих – виды или уровни такой активности. То есть отсутствует четкая иерархия подразделения и взаимосвязи, что приводит к подвижности, неустойчивости существующей классификации гражданской активности.

В значительной степени это обусловлено тем, что не существует четко выраженных принципов дифференциации материала. По сути дела выполняются только нормы его группировки и определенной систематизации. Между тем сами достижения в изучении гражданской активности требуют и обеспечивают возможности более глубокой ее дифференциации на уровне классификации, с учетом всех формальных правил, операций, выбора объединяющих-разделяющих признаков, что обеспечит не только реальную научную типологию гражданской активности, но и более глубокое ее теоретическое осмысление.

Осмысление понятия гражданской активности как гносеологического средства познания и раскрытия его онтологического содержания и сущностного смысла (как реального явления) становится все более актуальным в связи с главной целью и объективной необходимостью проведения четкой грани, отделяющей активность человека вообще от социальной активности, в том числе активности гражданской, которые, имея общие основания, обладают разной природой, разной сущностью, разными уровнями, возможностями, тенденциями функционирования и развития.

Объективно сложившаяся в современном мире ситуация требует постановки гражданской активности (многие годы используемой в качестве одной из характеристик личности) в принципиально новую позицию по ряду параметров.

Во-первых, реально изменился человек, условия, формы его существования, пространство и характер его взаимоотношений; во-вторых, изменилось положение человека, и встал вопрос о его субъектной активности; в-третьих, накопленные материалы, связанные с исследованием человека, его социализацией и индивидуализацией, личностным становлением и пр., позволяют рассматривать гражданскую активность как особый феномен, свойственный современному человеку.

В этом плане диссертанту представляется важным смена парадигм исследования явления гражданской активности: парадигмы, когда гражданская активность человека рассматривается в общем контексте человеческой активности – на парадигму, где гражданская активность выделяется как самостоятельный, специфический тип активности, приобретающий новые закономерности ее функционирования и развития в качестве особого явления.

В познании гражданской активности вычленяется несколько основных уровней: выявление особенностей этой активности и определение ее как особой категории в общем пространстве активности; раскрытие структурно-содержательный и функциональных характеристик всех составляющих компонентов гражданской активности; определение степени реализации деятельностных характеристик в этой активности и соотнесения просоциальной деятельности и гражданской активности; рассмотрение пространства движения гражданской активности (вплоть до зашкаливания в гражданской пассивности и антигражданских форм поведения).

Второе направление нашего исследования (глава третья диссертации) связано с раскрытием сущностных особенностей гражданской активности, принципиально отличной по своей природе от других форм активности человека.

В числе главных исходных, обусловливающих необходимость специального выделения гражданской активности, диссертант выдвигает следующие позиции.

Во-первых, гражданская активность напрямую связана с производством и воспроизводством особой среды существования (обитания) людей, особого мира – мира культуры и социокультурных отношений.

Культура в своем саморазвитии порождает новые возможности, уровни, формы активности, расширяя сферу именно гражданской активности. Сам факт культурного бытия как результата человеческой активности, порождаемой ею, определяет, порождает гражданскую активность. И эта активность полагает не только новые средства адаптации к среде, по отношению к среде, но и новый уровень сложности ее проявления, а также действие совершенно новых по своей сущности механизмов.

Во-вторых, гражданская активность приобретает свою специфическую природу в просоциальной деятельности, в ее структуре, содержании, субстанциональной и функциональной сущности.

В-третьих, индивид, реализующий гражданскую активность в качестве ее носителя, выступает субъектом целенаправленного действия в проектируемой им форме, предполагающей расчет и предвидение, творчески преобразующим действительность.

В-четвертых, гражданская активность – сложное, многопланово «организованное» явление, вбирающее в себя разнохарактерные и качественно разноуровневые компоненты, структурно-содержательно определяющие ее как особую целостность.

В-пятых, гражданская активность выступает как сложно структурированный процесс, где вычленяется целых ряд процессуальных характеристик, составных компонентов самого процесса, которые связаны со сложной просоциальной деятельностью субъекта, ее реализующего и качественно изменяющегося в процессе развития.

В-шестых, гражданская активность человека (при любых формах и степени ее проявления в поведении индивида), ее рост, расширение, развитие всегда определяется особенностью социальной среды, в которой уже заключается особая субъектная активность общества, обеспечивающая особое пространство и особое содержание «собственной динамики индивида».

В-седьмых, гражданская активность в социальном мире многовариативна с открытыми границами ее преобразования, многопланово обусловленного факторами личностного, социального, исторического характера, что приобретает важное значение как в осмыслении реальных ее проявлений, возможностей и особенностей развития, так и в формировании исследовательских позиций.

Существуют очень сложные зависимости степени, уровней, форм проявления гражданской активности, обусловленные исторической ситуацией, культурно-этническими характеристиками, индивидуальными особенностями, психологическими типами и, что очень важно, социокультурными характеристиками и человеческого сообщества в целом, и конкретного гражданского общества.

В работе специально подчеркивается необходимость учета глубоких изменений условий функционирования и развития современного индивида, которые определяются комплексом разнообразных и сложноструктурированных обстоятельств. В частности, в настоящее время создалась принципиально новая ситуация (за счет развития новых коммуникативно-информационных средств, интернета и т.д.) формирования особых систем связей, отношений, новых пространств действия, когда не только появились возможности новых форм проявления гражданской активности индивида, но и создаются новые психологические условия, предполагающие новые характеристики психических реакций на них.

Поэтому при исследовании гражданской активности важным становится не только выявление ее сущности, определение специфики, но и целенаправленный анализ всей сферы социообусловленных детерминирующих факторов в их дифференцированном и интегративном действии, что в эпоху кризисного состояния общества приобретает особую значимость.

Определение-вычленение гражданской активности предполагает подход, при котором координаты ее характеристики обусловливаются шестью главными составляющими.

Во-первых – это характеристики структурно-содержательной, функциональной и субстанциональной сущности.

Во-вторых – это социально обусловленные детерминанты ее ограничения и вычленения.

В-третьих – это движение гражданской активности в историческом развитии общества.

загрузка...