Delist.ru

Психология гражданской активности: особенности, условия развития (05.04.2007)

Автор: Семенюк Любовь Мирчиевна

Выявление характера действия потребностей и ценностей в формировании и развитии гражданской активности позволяет решать многоплановые задачи социально-психологической коррекции поведения и отношений индивида, усиливать субъектную направленность в развертывании его просоциальной деятельности.

Разработанные в диссертации положения могут быть применены психологами и педагогами в учреждениях образования, центрах психологической помощи населению и пр.

Надежность и достоверность результатов исследования обеспечивается использованием комплекса взаимодополняющих друг друга методов и методик, базирующихся на едином теоретико-методологическом основании, а также многоплановым анализом полученных данных.

Апробация и внедрение результатов исследования.

Основные идеи, материалы, выводы диссертационной работы нашли отражение в соответствующих публикациях автора и детально обсуждались на заседаниях кафедры психологии Московского психолого-социального института, кафедры психологии личности факультета психологии МГУ им. М.В.Ломоносова, бюро Отделения психологии и возрастной физиологии РАО, на научно-теоретических конференциях, научно-практических семинарах разного уровня (от международного до регионального): Международной конференции «Интеллектуальная и творческая активность» (1996, г. Потсдам – ФРГ); Международном конгрессе «Развитие личности в поликультурном образовательном пространстве» (2005, г. Ростов-на-Дону); Международном конгрессе общества исследователей культурно-исторической и деятельностной теорий» (2006, г. Севилья, Испания); Всероссийской конференции «Психолого-педагогические проблемы современного детства» (1998, г. Москва); Научно-практической конференции памяти Л.И.Божович (1999, г. Москва); Научно-методическом семинаре «Ценностный мир личности» (2003, г. Астрахань); Научно-теоретическом семинаре «Психология на пороге третьего тысячелетия» (2000, г. Москва); Симпозиумах: «Смысл жизни и акме» (2005, г. Москва); «Образование в современном мире» (2006, г. Сочи); Круглых столах «Развивается ли психология?» (2001, г. Москва); «Социально-психологическая реабилитация в современных условиях» (2002, г. Москва); «Вопросы развития и воспитания растущих людей» (2002, Смоленск); «Проблемы взаимодействия педагогики и психологии» (2003, г. Москва); «Психология образования: проблемы и перспективы» (2004, г. Москва); «Наука о детстве и современное образование» (2006, г. Москва).

Полученные результаты использовались в подготовке материалов Отделения психологии и возрастной физиологии РАО по обоснованию предложений о путях интенсификации процесса социализации растущих людей; при разработке спецкурса «Гражданская активность – ее природа, структура, влияние на становление личности и субъектности», который читается студентам психологического факультета Московского психолого-социального института (1999-2007 гг..), Рязанского государственного университета и Нижегородского государственного педагогического университета (1999-2007 гг..).

Положения, выносимые на защиту

Глобальные, принципиально значимые изменения условий существования и функционирования современного человека, реально связанные с усложнением его просоциальной деятельности, типов, форм общения, увеличением физических возможностей и интеллектуальной напряженности, значительно расширяют пространство гражданской активности человека. Это актуализирует необходимость углубления ее осмысления в собственно личностном проявлении.

За последние 20-25 лет произошли значительные изменения в развитии человека, его мотивационно-потребностной сфере, ценностных ориентациях, возможностях действия, взаимодействия и пр., то есть изменился сам субъект гражданской активности.

Преобразования в обществе, вычленение, с одной стороны, задач качественно нового характера и объема; а с другой – осмысление особой роли человека «как геологической силы» биосферы, определяют необходимость понимания и «измерения» гражданской активности.

Серьезный прорыв, который произошел в понимании человека, его психических особенностей, личностных качеств, деятельностной сущности, объективно обусловливает потребность глубокого познания гражданской активности как важнейшей характеристики бытия человека.

Гражданская активность приобретает принципиально новую значимость не только в характеристике индивида, личности, но и в определении человека как субъекта действия, что требует не просто вычленения ее характерных особенностей, но выделения, объяснения и понимания особой природы гражданской активности.

Существующие понятия гражданской активности, в которых ее определение связывается лишь с введением дополнительных характеристик ее к активности вообще (при всей их глубине и значимости) не обеспечивают отражение и раскрытие смысла, сущности гражданской активности в ее целостности как особого феномена.

Гражданская активность, связанная с высоким уровнем просоциальной деятельности, представляет собой самостоятельное явление и определяется в особых характеристиках, свойственных гражданскому обществу.

Гражданская активность как особое личностное качество выступает целостным в своей структурно-содержательной и субстанциональной сущности явлением и поэтому имеет свои законы «функционирования» и развития.

Гражданская активность в своей структурно-содержательной представленности заключает особое пространство движения на дистанции гражданская активность – гражданская пассивность, предполагающее разные уровни, формы, типы его выполнения-заполнения и реализации.

Гражданская активность – динамичный и сложно-структурный феномен, включающий обязательные конструкты ее процессуального осуществления: граждански активное отношение, ориентационная гражданская активность и др. (действенность которых наиболее четко проявляется в стрессовых ситуациях).

Гражданская активность имеет целый ряд специфических особенностей. Это полиструктурность, исторические изменения, изменения в ходе онтогенеза (при качественном росте и приобретении новых психических образований ее носителя – индивида) и т.д.

Значимым свойством гражданской активности выступает ее многоканальное осуществление, когда, в частности при проявлении субъектом любой гражданской активности, выполняются сложные процессы в рамках психической активности, не связанные с выполнением конкретного действия.

Важнейшим свойством гражданской активности является ее саморазвитие.

В жизнедеятельности человека, охватывающей все виды, типы и уровни гражданской активности, именно просоциальная деятельность в ее самом широком понимании, полагающая наличие предмета, цели, мотива, предполагающая возможность проектирования, реализующая разнообразные формы взаимодействия индивидов, обеспечивающая их развитие, саморазвитие наиболее полнокровно и гармонично реализует специфику гражданской активности.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, шести глав, заключения, списка литературы и приложений.

Основное содержание работы

Во введении обосновывается актуальность изучаемой проблемы, рассматривается степень ее научной разработанности, формулируется цель, гипотеза и задачи исследования, определяются его объект и предмет, раскрываются теоретико-методологические основания, эмпирическая база и методы, научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы, излагаются положения, выносимые на защиту.

Исходя из цели, гипотезы и поставленных задач, исследование развертывалось в нескольких направлениях.

Первое направление связано с определение общих координат гражданской активности в системе современных знаний, выявлением проблемных ситуаций, основных подходов к изучению гражданской активности и с обсуждением структурно-содержательных, в том числе классификационных ее характеристик (первая и вторая главы диссертации).

Гражданская активность, выступающая в работе диссертанта предметом психологического анализа в качестве самостоятельного феномена, является одной из наиболее устойчиво актуальных тем обсуждения специалистов разных сфер науки – психологов и педагогов, философов и юристов, историков, экономистов и др. Такой многоаспектный подход к изучению гражданской активности объясняется ее многосторонностью, многоуровневостью, сложностью, ибо по сути большинство личностных качеств человека, его психологических и социальных проявлений связаны с феноменом гражданской активности.

Не случайно тема гражданской активности проходит важной линией в исследованиях, посвященных самым разным проблемам человека как личности, особенностям его жизнедеятельности. Тем не менее, при всей глубине изучения гражданской активности, она остается еще во многом не раскрытым, не до конца осмысленным явлением даже в своих сущностных характеристиках.

В то же время огромный объем накопленного в отечественной психологии материала – работы Л.С.Выготского, С.Л.Рубинштейна, А.Н.Леонтьева, Д.Н.Узнадзе, К.А.Абульхановой, А.Г.Асмолова, А.В.Брушлинского, А.В.Петровского, В.А.Петровского, Д.И.Фельдштейна и других исследователей, раскрывших важнейшие положения о культурно-историческом опосредовании психических процессов, о просоциальной деятельности, об уровнях, типах активности и др., по существу подготовили научно обоснованный подход к осмыслению понятия гражданской активности, разработки важнейших ее аспектов. В результате практически создано соответствующее пространство для новых научных поисков, выявления специфической природы гражданской активности, с учетом современного понимания человека как субъекта действия.

В ходе анализа многоплановых исследований гражданской активности диссертант выделил вначале ряд устойчиво изучаемых направлений активности в целом (см. таблицу 1.).

Таблица 1

Направления и сферы изучения активности

Направленность

исследования

активности

Авторы Краткая характеристика

данной сферы активности

1. Психическая

активность

Э.А.Голубева, Б.Р.Кадыров, А.И.Крупнов, Н.С.Лейтес, В.Д.Мозговой, В.Д.Небылицын, И.М.Палей,

загрузка...