Delist.ru

Психология гражданской активности: особенности, условия развития (05.04.2007)

Автор: Семенюк Любовь Мирчиевна

Гипотеза исследования. В разработке основной позиции автор исходил из того, что гражданская активность человека как факт и фактор социального, во-первых, реализует свою специфическую природу в просоциальной деятельности, в ее структуре, содержании, субстанциональной и функциональной сущности, где проявляются индивидные, личностные, субъектные характеристики. Во-вторых, представляется чрезвычайно важным тот факт, что гражданская активность индивида (при любых формах и степени ее проявления), ее рост, расширение, развитие всегда определяется особенностью социальной среды, в которой уже заключается специфическая субъектная активность общества, обеспечивающая особое пространство и особое содержание «собственной динамики» индивида. В-третьих, гражданская активность исторически подвижна. В этой подвижности, ее многоплановой обусловленности разными социокультурными факторами и кроются важнейшие особенности гражданской активности. И, наконец, в-четвертых, гражданская активность многовариативна с открытыми границами ее преобразования. Существуют, в частности, очень сложные зависимости степени, уровней и форм проявления гражданской активности, обусловленные исторической ситуацией, культурно-этническими характеристиками, индивидуальными особенностями, психологическими типами и, что очень важно, социокультурными характеристиками человеческого общества в целом.

На основе названных исходных позиций автором и выдвигается следующая гипотеза. – Гражданская активность – это особое личностное качество, которое в своей целостности, обусловленной системными связями содержательных и сущностных характеристик, включает все показатели гражданственности, гражданской позиции, обусловленные особенностями социальной природы человека, формируемого в просоциальной деятельности. Гражданская активность выступает главным стержнем, определяющим ценность и цельность личности. От гражданской активности (воплощенной в граждански активной жизненной позиции) зависят отношения и к себе, и к другим людям, обществу и государству.

Выполнение цели и выдвигаемая гипотеза определили основные задачи исследования.

Выявление пространства, параметров и характеристик проявления гражданской активности, определяемой социальной сущностью человека.

Раскрытие гражданской активности как особого свойства человека-субъекта действия, обеспечивающего функционирование индивида в социальном мире и его личностное становление.

Постановка этих задач обусловила необходимость решения и задач другого уровня:

Комулирование и интегрирование характеристик, приписываемых в качестве специфических гражданской активности человека, в отечественной и зарубежной научной литературе (психологической, социологической, философской, педагогической, исторической).

Анализ выделяемых разными исследователями особенностей гражданской активности человека при вычленении наиболее устойчивых в контексте формирования обобщенной структурно-содержательной ее характеристики.

Дифференцированное рассмотрение и обобщение материалов, полученных в психолого-педагогической практике автора при исследовании структурных и функциональных особенностей гражданской активности.

Раскрытие процессуальных особенностей развития гражданской активности в онтогенезе как важного условия становления личности в качестве субъекта социального действия.

Вычленение изменений гражданской активности личности в развитии ее самоопределения и саморегуляции как значимых показателей особого социального смысла гражданственности.

Определение содержательной и ролевой нагрузки структурных компонентов гражданской активности.

Теоретико-методологическим основанием исследования являются фундаментальные положения отечественной науки о социальной природе человека (Абульханова-Славская К.А., Андреева Г.М., Ананьев Б.Г., Брушлинский А.В., Выготский Л.С., Деркач А.А., Донцов А.И., Дубинин Н.П., Климов Е.А., Леонтьев А.Н., Петровский А.В., Рубинштейн С.Л., Фельдштейн Д.И., Эльконин Д.Б.), его деятельностной сущности (Выготский Л.С., Каган М.С., Леонтьев А.Н., Рубинштейн С.Л., Фельдштейн Д.И., Эльконин Д.Б.), о факторах и специфике многоплановой обусловленности гражданской активности человека (Бахтин М.М., Бодалев А.А., Буева, Л.П., Василюк Ф.Е., Ломов Б.Ф., Мясищев В.Н., Петровский В.А., Теплов Б.М., Чудновский В.Э.), о характере становления и развития человека как личности (Анцыферова Л.И., Асеев В.Г., Асмолов А.Г., Божович Л.И., Деркач А.А., Ильенков Э.В., Леонтьев А.Н., Мухина В.С., Петровский А.В., Фельдштейн Д.И., Шорохова Е.В.), о человеке как субъекте действия (Абульханова-Славская К.А., Брушлинский А.В., Донцов А.И., Рубинштейн С.Л.), возможностях его саморегуляции, саморазвития (Бассин Ф.В., Конопкин О.А., Узнадзе Д.Н., Столин В.В., Ядов В.А.). Особое место занимает теоретическая позиция отечественной психологии, раскрывающая специфику именно гражданской активности и ее взаимосвязи с просоциальной деятельностью (Абульханова-Славская К.А., Андреева Г.М., Асмолов А.Г., Брушлинский А.В., Зосимовский А.В., Зимняя И.А., А.И., Лисина М.И., Маркин В.Н., Петровский В.А., Фельдштейн Д.И.).

Эмпирической базой работы являются результаты исследований, проводимых автором на протяжении 19 лет в рамках изучения степени проявления, реализации и коррекции гражданской активности людей разных возрастных и социальных групп, а также целенаправленная опытно-экспериментальная деятельность по раскрытию изменений гражданской активности учащихся и студентов.

Основные вопросы, решавшиеся в ходе эмпирических исследований.

Определение степени подвижности и устойчивости гражданской активности на разных возрастных этапах онтогенеза.

Выявление функциональной нагрузки ценностного компонента гражданской активности как социально значимого момента в ее характеристике и развитии.

Динамика «развертывания» гражданской активности индивида и факторы, ее обусловливающие, на дистанции «гражданская активность-гражданская пассивность», выделяемой автором для фиксации и поуровневого измерения изменений и роста гражданственности.

Изучение специфики, форм и характера проявления социальной инфантильности.

Выявление условий и средств коррекции антигражданской активности, проявляемой, в частности, в агрессивности.

Установление степени индивидуальной подвижности гражданской активности при нивелировании антигражданских проявлений.

Исследование особенностей поведения и отношений индивидов в стрессовой ситуации, при фиксации форм, уровней проявления их гражданской активности.

Методы исследования. В процессе изучения гражданской активности использовался комплекс методов, включающий экспериментальное исследование, типологический, сравнительный и статистический анализы, которые были реализованы в конкретных психодиагностических методиках: методика определения моральных понятий, беседы-интервью, сочинения, личностный опросник Р.Кеттела, методика Дембо-Рубинштейн, тест «хронологический опросник», шкала самооценки, «инвентарий» С.Ларсебо, модификация методики В.Хеннига, методика СГАН, шкала локуса-контроля, методика исследования уровня субъективного контроля (УСК), атрибутивная методика свободного самоописания, методика экспертной оценки, методика «20 определений Я» М.Куна в модификации Ф.Патаки, цветовой тест М.Люшера (8-цветовой), методика исследования самоотношения (МИС), методика «семантического дифференциала», методика временной перспективы Нюттена (в модификации Н.Н.Толстых), личностный опросник К.Н.Томаса, адаптированный вариант методики М.Рокича «Ценностные ориентации», шкала социальной ответственности Л.Берковица и К. Луттермана, ситуации морального выбора Л. Колберга и С.Г.Якобсон. Кроме того, в ходе исследования велось систематическое наблюдение, в том числе и наблюдение включенное.

Основные научные результаты, полученные лично соискателем, и их научная новизна.

Специально аргументирована и на проблемном уровне обоснована необходимость выделения в качестве особой – гражданской активности, связанной с высоким уровнем просоциальной деятельности.

Показано, что гражданская активность является феноменом культуры (в ее широком понимании), ее генезис связан с развитием культуры и определяется новым пространством функционирования и действия человека, наличием систем отношений, обеспечивающих его существование в гражданском обществе.

Раскрывая большое значение соотнесения гражданской активности и просоциальной деятельности, автор показывает, что гражданская активность именно благодаря реализации в такой деятельности и вбирая ее характеристики изменяет свою природу и поднимается на новый уровень развития.

По-новому и в новых аспектах раскрывается субъектный фактор в характеристике гражданской активности, когда не только она выступает важным образующим моментом в развитии индивида как субъекта, но и субъект, и субъектность становятся определяющими в отношении феномена гражданской активности.

Установлено, что как специфический феномен гражданская активность имеет особые структурно-содержательную и функциональную сущности, определяющие ее системную целостность, обладающую свойствами, присущими человеку как личности.

Показано, что структурные компоненты и содержательные элементы гражданской активности как целостности могут значительно изменяться, расширяться, целенаправленно преобразовываться при сохранении их сущности.

Новым является выделение таких структурных компонентов как граждански активное отношение, ориентационная гражданская активность и др., которые фиксируют и обеспечивают движение, развитие гражданской активности.

Подчеркивая специфическую природу гражданской активности, автор выделяет совокупность свойств и характеристик, определяющих эту активность как активность особого рода, связанную с социальными нормами жизни. Среди них вычленяются своеобразная рефлексия на среду, исторические подвижки гражданской активности, изменения содержательных ее характеристик, специфика ее индивидуальной динамики, действенность в ее осуществлении и развитии таких факторов, как мотивы, ценности, их полиструктурный социально детерминированный характер.

Рассматривая гражданскую активность как сложно-структурированное явление, динамичное, развивающееся и имеющее разную степень проявления, автор выделяет в ее пространстве особую дистанцию развития: гражданская активность- гражданская пассивность, вплоть до антигражданской активности, которая наиболее четко проявляется в агрессивности.

Доказательно представлено, что одна из важных особенностей развития гражданской активности связана с резким расширением детского периода онтогенеза и появившимися в связи с этим огромными возможностями возрастного и культурно-исторического поступательного развития содержательной и структурной сторон гражданской активности личности.

Выявлено, что специфика гражданской активности проявляется в дифференциации процессуального и результативного, смыслового и деятельностного, объективного и субъективного компонентов, проектируемой и реализуемой составляющих этой активности. Данная дифференциация определяет неоднозначность связей компонентов и их зависимость от социокультурного и внутреннего субъектного контекстов гражданской активности.

Установлено, что важным позитивным условием и специфическим средством оптимизации деятельностных проявлений гражданской активности является успешное решение задачи самоориентации, самоотношения, внутреннего поиска самого себя в полисмысловом пространстве, что связано с формированием соответствующего уровня Я-позиции и выделением смысловой доминанты. Одной из существенных причин снижения оптимальности в плане количественного уровня и качественных показателей гражданской активности на различных возрастных этапах и в разных ситуациях жизнедеятельности, включая стрессовые состояния, выступает именно внутриличностная смысловая дезориентация.

Определено, что на разных этапах онтогенетического развития и в разных социокультурных контекстах развития растущих людей подросткового и юношеского возрастов системообразующую функцию выполняют различные структурные компоненты гражданской активности (когнитивные, мотивационные, поведенческие, рефлексивные, объективно-результативные и т.д.). В целостном процессе развития гражданской активности различные структурные компоненты и виды рефлексии гражданской активности, ее осознания, самооценки и оценки учителями, родителями и сверстниками выполняют разные функции и интегрируются в единую более или менее оптимально действующую систему по принципу дополнительности.

Установлено, что в процессе развития гражданской активности образование типа оппозиции гражданская активность – гражданская пассивность выступает целостным системным образованием, сохраняющим свою интегративность при существенных возрастных, социокультурных и типологических изменениях качественных и количественных характеристик, составляющих это образование компонентов.

Практическое значение исследования заключается в том, что выделение собственно гражданской активности как особой по своей природе, обусловленной социальной сущностью человека, позволяет рассматривать все формы проявления этой активности, во-первых, в едином пространстве; во-вторых, на соответствующем структурном уровне ее организации; в-третьих, во взаимосвязи и взаимообусловленности ее видов на общей основе, что дает возможность по-новому решать проблемы дифференциации и интеграции индивидуальных и личностных характеристик, как в процессе онтогенеза, так и в культурно-исторической среде.

Выделение пространства гражданская активность – гражданская пассивность, раскрытие структурных компонентов гражданской активности и разных форм ее осуществления в этом пространстве обеспечивает возможность нивелирования психического стресса, выступая одновременно основанием поиска новых средств, механизмов развертывания гражданской активности как важнейшего личностного качества.

загрузка...