Delist.ru

Психология гражданской активности: особенности, условия развития (05.04.2007)

Автор: Семенюк Любовь Мирчиевна

Семенюк Любовь Мирчиевна

ПСИХОЛОГИЯ ГРАЖДАНСКОЙ АКТИВНОСТИ: ОСОБЕННОСТИ, УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ

19.00.07 – педагогическая психология

Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора психологических наук

Москва – 2007

Работа выполнена в Московском психолого-социальном институте

Официальные оппоненты:

доктор психологических наук, профессор, академик РАО Амонашвили Шалва Александрович

доктор психологических наук, профессор, академик РАО Дубровина Ирина Владимировна

доктор философских наук, профессор,

член-корреспондент РАО

Филиппова Людмила Васильевна

Ведущая организация: Московский государственный университет

им. М.В.Ломоносова (психологический факультет)

Защита состоится 14 июня 2007 г. в 11 часов на заседании диссертационного совета Д008.016.01 при государственном Научно-образовательном центре РАО по адресу: 354000, Краснодарский край, г. Сочи, ул. Орджоникидзе, 10а

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке государственного Научно-образовательного центра РАО

Автореферат разослан _____ _____________ 2007 г.

Ученый секретарь

Диссертационного совета,

кандидат психологических

наук, доцент О.В.Непша

Общая характеристика исследования

Актуальность проблемы исследования

Глобальные изменения существования и развития человеческого сообщества, порождаемые и порождающие серьезные кризисные ситуации (социально-экономические, экологические, демографические, энергетические, этнические и др.), требуют совместных усилий граждан разных государств, разных принципов и подходов. Это обусловливается комплексом общих-всеобщих проблем, среди которых: а) новое информационное пространство, «выбрасывающее» в мир современного человека новые предложения, формирующие новые потребности, расширяющие представления о нормах отношений и поведении; б) миграционные потоки, создающие в гражданском обществе отдельных государств слои населения, лишенные гражданских прав, но участвующих в жизнедеятельности этих стран; в) новый уровень самосознания и возможностей самоопределения людей. При этом в России общие для всего человечества проблемы отягощены теми особенностями ее состояния, которые определяются разрушением в 90-х г.г. ХХ в. длительно, устойчиво существовавшей формы организации государства, что вызывает необходимость не только кардинальных преобразований условий функционирования человека, но и повышения его реальной гражданской активности.

Гражданская активность во все больше степени становится сегодня действенным фактором в определении и росте субъектных возможностей человека, в преобразовании им действительности и самого себя. Именно поэтому представляется актуальным выделение гражданской активности в качестве особого предмета исследования, познания и осмысления не только как важного момента в характеристике личности, ее измерения и направленности, но и как сущностного условия воспроизводства гражданского общества.

В этом плане теоретическое определение понятия гражданской активности как особого феномена позволит раскрыть новые аспекты психического развития индивида, личности, субъекта социального действия.

Но познание специфики гражданской активности имеет не только теоретическое, а и практическое значение. Потребность в определении этого понятия обусловливается как задачами углубления психологических исследований человека, его возможностей, так и требованиями современной жизни.

Гражданская активность во все большей степени дифференцируется по характеру, уровню, степени проявления. А принятые «измерения» вне системных связей ее сущностных показателей не обеспечивают полноты реальной характеристики данного важнейшего личностного качества человека и возможности воздействия на оптимальное развитие его как субъекта действия в современных условиях.

И, наконец, актуальность разработки темы гражданской активности в целом обусловливается современным уровнем психологических знаний, структурой и содержанием разработки проблем индивида и личности, когда решение вопросов развития потребностей, мотивов, целевых установок, отношений и других напрямую связано с выявлением действенной позиции человека и познания его гражданской активности.

Состояние разработанности проблемы исследования

Потребность осмысления гражданской активности как специфического свойства социальности человека подчеркивается уже тем вниманием, которое реально уделяется в психологических исследованиях ее роли и месту в становлении личности и определении субъекта действия. Причем не только в трудах, где тема гражданской активности поднимается специально – изучаются ее психологические механизмы, условия, пути формирования (Абульханова-Славская К.А., Андреева Г.М., Асеев В.Г., Асмолов А.Г., Басов М.Я., Брушлинский А.В., Буева Л.П., Деркач А.А., Добрынин Н.Ф., Донцов А.И., Дубровина И.В., Засимовский А.В., Зимняя И.А., Климов Е.А., Конопкин О.А., Крупнов А.И., Лейтес Н.С., Леонтьев А.Н., Лисина М.И., Ломов Б.Ф., Мордкович В.Г., Мухина В.С., Надирашвили Ш.А., Немов Р.С., Петровский А.В., Петровский В.А., Рубинштейн С.Л., Рувинский Л.И., Сухомлинский В.А., Уманский Л.И., Фельдштейн Д.И.), но и практически во всех работах, связанных с изучением личности, гражданская активность является ее важным измерительным средством и характеристикой, а поэтому постоянно обсуждается в самых разных контекстах.

Не случайно понятие гражданской активности – одно из наиболее часто употребляемых в литературе разного рода (психологической, педагогической, философской, социологической, исторической, экономической и др.) в разных сочетаниях и связях – гражданская активность как просоциальная деятельность, гражданственность поведения, гражданская позиция личности и т.д.

Однако, несмотря на то, что гражданская активность постоянно обсуждается исследователями, практически еще нет однозначного общепринятого ее определения, тем более на уровне научного понятия в ее дифференцированном измерении. Как правило, используются разные рабочие определения гражданской активности, хотя и сохраняется некий общий момент, выступающий в качестве исходного в раскрытии ее смыслового значения в недифференцированной целостности.

В этом плане главным во всех имеющихся определениях выделяется своего рода «фундаментальное смысловое ядро», заложенное в общепринятое понимание и существующую терминологическую трактовку ее как гражданственности, гражданской зрелости.

В то же время простая совокупность разных (в том числе очень важных) характеристик, «нагружающих» представление о гражданской активности, не может дать ее понятия как особого феномена гражданственности, выступающей важным явлением социального мира.

Именно поэтому представляется необходимым вычленение гражданской активности человека в качестве самостоятельного предмета исследования. Значимым становится акцентирование внимания на необходимости выделения специфики гражданской активности как свойства социального, как основы социальной зрелости человека, включающей в себя психологическую, умственную, трудовую, духовную, правовую, мировоззренческую зрелость личности.

Особое значение здесь приобретает соотнесение понятий гражданской активности и просоциальной деятельности, что становится необходимым условием понимания деятельностной сущности человека как существа социального.

Цель исследования: выделение гражданской активности человека как особого феномена, самостоятельного в своих главных характеристиках, обусловленных социальной природой личности как ее носителя.

Объектом исследования выступает гражданская активность человека как его важнейшее личностное качество.

Предметом исследования являются системные связи сущностных, структурно-содержательных и процессуальных характеристик гражданской активности человека в их особой целостности, свойственной современной личности.

загрузка...