Delist.ru

Акмеологическая концепция диагностики кадров государственной службы (05.04.2007)

Автор: Носс Игорь Николаевич

В число условий и факторов организационно-процессуального плана входят: во-первых, проведение системного оценивания сотрудников и анализа профессиональной деятельности на всем пространстве и перспективе развития и совершенствования профессионализации субъекта. В этом плане необходимым организационно-процессуальным фактором является понимание и поддержка руководящего состава мероприятий акмеодиагностики, а также внедрение в функционально-штатную структуру государственного учреждения психологической службы. Во-вторых, организация преемственной и последовательной диагностики на всех этапах и фазах профессионального становления и развития персонала. В-третьих, реализация «цикличности» процедуры оценивания, которая складывается из планирования «индивидуализированного момента» выявления уровня и особенностей профессионализации человека с целью выработки рекомендаций по оптимизации его профессионального развития или коррекции, а также контроля результативности этого процесса. В-четвертых, стандартность и нормативность требований к организации и проведению психологического обследования, включающие процесс унификации, регламентации, приведения к единым нормативам процедуры измерения психологических показателей. В-пятых, мотивирование испытуемых на активное участие в мероприятиях акмеологической диагностики. В-шестых, «маскировка» процедур акмеодиагностики. В-седьмых, обеспечение лояльности к искренности, ненаказуемости испытуемых за их откровенные высказывания в ходе оценивания, соблюдение режима строжайшей конфиденциальности, не нанесения «ущерба» испытуемым, создание благоприятного впечатления от самого диагностического процесса и акта акмеологического оценивания.

Методологическую основу акмеологической диагностики составляет упорядоченный понятийно-технологический континуум принципов, законов, закономерностей и механизмов целостного человекознания, представленный в предметно-содержательном, инструментально-методическом и организационно-процессуальном аспектах профессионального психологического оценивания. Акмеологические закономерности – это устойчивые связи между уровнем продуктивности специалиста, результатами, которых он достигает в той или иной области, и факторами, которые обусловливают этот уровень (Н.В.Кузьмина). Именно в рамках технологической ориентации (А.А.Деркач) следует обсуждать проблему закономерностей. В закономерностях акмеологической диагностики (как технологии), с одной стороны, интегрируется субъективное и объективное, внешнее и внутреннее, а с другой стороны, происходит измерительный акт человеческой реакции, состояния, действия или поступка. Характеризуя закономерности акмеодиагностики, следует отметить их телеологичность, социально-антропологический характер (К.А.Абульханова-Славская), соотношение уникальности и устойчивости (типичности) акмеологических явлений и феноменов, системный и модельный характер, алгоритмичность (А.А.Деркач), а также то, что они имеют комплексно-интегральный характер.

К акмеологическим закономерностям диагностики предметно-содержательного плана относятся: высокая степень динамики изменений профессиональной деятельности и индивидуально-личностных характеристик персонала, требующая целостного совместного «одномоментного» изучения и оценивания; взаимозависимость интеллекта как динамической системы и продуктивности профессиональной деятельности; оценка связи специализации деятельности, её эффективности с индивидуально-личностными особенностями персонала; неустойчивость и динамика показателей эмоциональной активности в периоды кризисов зрелости; учет динамики мотивации сотрудников полиции в соотношении с эффективностью и спецификой их профессиональной деятельности; влияние гендерных различий, возрастной структуры, семейной ситуации и других демографических факторов на психолого-акмеологические составляющие эффективности профессионализации; связь удовлетворенности трудом с результативностью профессиональной деятельности как объективно-субъективного показателя самоактуализации личности.

В акмеологическом измерении диагностика становится целостным и инструментом, и технологией, и организацией, и предметно-содержательной областью акмеологической эпистемологии, направленной на особый синтетический метаобъект изучения – человека – в акметической фазе развития. То есть, важным для рассмотрения инструментально-методических закономерностей акмеодиагностики является категория «целостности», характеризующаяся единством личности и деятельности, с одной стороны, и акметического развития этого единства, – с другой. Поэтому основной инструментально-методической закономерностью является целостное оценивание в едином временно-пространственном контексте индивидуально-личностных характеристик человека и требований профессиональной деятельности в ходе их акметического поступательного соразвития.

Акмеология определяет необходимость системно-уровневого подхода в акмеологических исследованиях. Поэтому к закономерности инструментально-методического плана следует отнести поуровневую иерархическую диагностику профессионализации кадров, которая предполагает проведение достоверного оценивания индивида, личности и субъекта деятельности на социально-личностном, индивидуально-личностном и личностно-деятельностном уровнях.

В рамках третьей закономерности инструментально-методического плана продвижение от общего к частному осуществляется в виде восхождения в процессе акмеологического оценивания индивидуально-личностных характеристик субъекта профессиональной деятельности от общей направленности и развития его способностей в доакметической фазе к детальному исследованию личностных особенностей в последующих фазах.

Одним из факторов, влияющих на процесс и результаты эксперимента, является фактор «инструментальной погрешности измерения». В этом плане важным аспектом является разработка некой метаметодики экспертизы оценочных средств и методик. Исследуя опыт зарубежных и отечественных ученых, можно сделать вывод о необходимости разработки таких средств психологического исследования, которые давали бы возможность измерять переменные, основываясь на разноплановых пересекающихся теоретико-методических принципах. Поэтому четвертой закономерностью инструментально-методического плана является всесторонность, комплексность и систематизированность оценивания, представляющее собой осуществление спланированной акмеодиагностики с применением на различных этапах экспертизы разноплановых методов и техник.

Пятая закономерность инструментально-методического плана сформулирована так: проведение всесторонней и комплексной акмеодиагностики в периоды протекания возрастных кризисов личности и в экстремальных профессиональных ситуациях.

С точки зрения использования диагностического инструмента наиболее важным и в то же время наиболее сложным условием адекватности акмеологического измерения является наличие постоянно присутствующей проблемы определения объективности исследований. Поэтому шестой закономерностью инструментально-методического плана является проблематика формирования адекватных средств, методик и технологий диагностики и проверки объективности акмеологического оценивания кадров государственной службы.

Проблема объективности акмеологической оценки как инструментально-методической закономерности представляются, по крайней мере, пятью тенденциями-условиями: соотношением достоверности результатов акмеодиагностики и опыта исследователя; нормой; прогностичностью; стандартностью инструмента и условий; моделированием инструмента и процесса диагностики.

Наконец, наиболее значимой и трудной является проблема использования в акмеологической диагностике в качестве объективации результатов оценивания т.н. «внешнего критерия» в виде аттестации персонала, наблюдения за результативными действиями испытуемых, анализа реальных профессионально-личностных фактов или событий, мониторинга объективных результатов деятельности. Проблема «внешнего критерия» глобальна, но именно её разрешение на практике позволяет достигать совершенства в акмеологическом измерении, объективности и адекватности диагностики в целом.

Организация диагностики является важнейшим условием достоверности и адекватности акмеологического оценивания персонала. Специфичность этого оценивания заключается в том, что испытуемый и психолог вступают в определённые межличностные отношения, что отражается на результатах диагностики. Во-вторых, на итоги психологической оценки влияет также состояние и настроение испытуемых. В-третьих, «психологичность» измерения может заключаться во влиянии ситуации, обстановки, условий диагностики, эргономических факторов на сам процесс и результаты оценки. В-четвёртых, на испытуемых в процессе психодиагностики активно влияет группа и т.д. Этот перечень можно продолжить. Но вывод один – важнейшей проблемой, наряду с инструментальными, является умение психолога адекватно построить эксперимент.

Лонгитюдный принцип профессионализации в акметической фазе поступательного развития предполагает и лонгитюдное построение диагностики. Поэтому важной закономерностью организационно-процессуального плана является пролонгированность и постоянство оценивания особенностей и хода развития субъекта деятельности на всем протяжении его профессионализации: на этапе профессиональной адаптации, профессионального становления, развития, совершенствования, поддержания и снижения профессиональной активности.

Определяя необходимость постоянного профессионального акмеологического диагностического мониторинга, следует определить довольно проблематичную структуру оценки в организационно-методическом её исполнении. Цикличность как принцип обеспечения и «поддержания» системы порождает вторую закономерность организационно-процессуального плана - цикличность протекания исследования в рамках акмеодиагностики как условие совершенствования профессионального развития личности.

В приложении к акмеодиагностике, как обеспечивающей или поддерживающей подсистеме основного профессионально-деятельного процесса, диагностика выступает в роли определения параметров и перспектив развития человека-профессионала, выдает начальную информацию для коррекции и осуществляет контроль её последствий, что действительно придает ускорение общему развитию производственного (служебного) процесса (рис.3).

Третья закономерность организационно-процессуального плана может быть сформулирована как когортность акмеодиагностики, предполагающая подготовку, организацию, планирование, построение и осуществление психологической экспертизы по должностным, функциональным и региональным категориям испытуемых, связанной с организационной иерархией, функциональной и региональной специфичностью, самооценкой испытуемых и др. К четвертой закономерности организационно-процессуального плана отнесено создание благоприятных эргономических условий самого процесса обследования. Пятой закономерностью организационно-процессуального плана является оптимизация построения интеракции с испытуемым в процессе диагностического взаимодействия. И, наконец, к шестой закономерности организационно-процессуального плана может быть отнесено построение акмеологических исследований в рамках диагностики по экспериментальной схеме «продольных срезов».

Рис.3. Поддерживающий цикл (процесс) акмеологической диагностики основного процесса (профессионализации)

Акмеологические закономерности диагностики описывают пути преобразования личности. Включение механизмов этого преобразования является делом воздействия, а функционирование их осуществляется внутри субъекта посредством индивидуально-личностных оптимальных акметических преобразований. Поэтому механизмы реализации этих преобразований вступают в экспертно-контрольную стадию со стороны внешней управляющей системы (психологической службы) и в стадию самопознавательного и самосовершенствующего акта со стороны личности (субъекта деятельности).

Механизмы преобразования психических состояний и процессов, связанных с оптимальным, акметическим, прогрессивным развитием, закрепляются «в психической организации личности функциональных способах её преобразования, в результате которых появляются различные психические новообразования, повышается или понижается уровень организованности личностной системы, меняется режим её функционирования». (Л.И.Анцыферова). Поэтому акмеодиагностика исходит из триединой эпистемологической функции: экспертизы – взаимодействия – контроля.

Экспертная функция психодиагностики осуществляется в целях определения возможностей оптимальной профессионализации человека. Функция оптимального взаимодействия заключается в выявлении исходных и проектируемых коррелят между возможностями человека, условиями профессиональной деятельности и перспективой достижения акме в данной профессиональной системе. И, наконец, контрольная функция реализует оценку результативности профессионально-личностных преобразований субъекта деятельности в ходе его развития по акметическому пути.

Контрольная функция существует в планово-контрольной форме, так как она предполагает не только фиксирование результатов, но и обязательно функцию планирования как отправную точку контроля. То есть, экспертно-контрольная функция предполагает формирование структуры кольцевого типа (рис.4), в которой осуществляются: экспертная функция оценки наличного состояния объекта исследования; функция планирования акмеологического развития человека, вооружения его средствами и технологиями профессионального самосовершенствования, создания для этого подходящих условий; контрольная функция определения изменений состояния субъекта (личностных изменений) на пути к вершине профессионального пути.

Рис. 4. Замкнутый контур сознательного регулирования профессионально-личностного развития

Следует заметить, что экспертная и контрольная функции акмеодиагностики реализуются посредством механизма оценивания или маркировки признаков профессионализации, которые могут выступать в различных видах, например, в виде «личностно-профессионального потенциала» (В.Н.Марков) или «акмеологической культуры» (Е.В.Селезнева). Маркировка решает задачу набора психологической информации о человеке для конструирования алгоритма оптимизации его акметического развития в условиях конкретной профессиональной деятельности.

Относительно перечисленных основных функций акмеодиагностики может быть выстроена система их обеспечения в виде четырех групп психолого-акмеологических механизмов. К первой группе относятся механизмы оценивания (экспертизы) профессионально-психологических особенностей личности, основанные на выявлении маркеров акметического развития человека в условиях профессионализаци. Ко второй группе относятся механизмы реализации планово-контрольных функций диагностики, основанные на выявлении уровня соответствия маркеров акметического развития человека в условиях профессионализации намеченным или спланированным стандартам или нормативам. К третьей группе относятся механизмы реализации функции взаимодействия или управления объектом взаимодействия. К группе собственно акмеологических механизмов относятся механизмы личностно-деятельностной активности, гуманизации, алгоритмизации и развития компетентности субъекта и объекта акмеодиагностики.

На основе учета акмеологических закономерностей и механизмов диагностического процесса строится система оптимизации оценивания акметического личностно-деятельностного континуума профессионализации кадров.

Оптимизация кадровой системы органов полиции предполагает совершенствование, во-первых, методологии акмеодиагностики в рамках акмеологии, во-вторых, адекватности её содержания, в-третьих, достоверности средств, методов и технологий и, наконец, в-четвертых, совершенствование организационно-процессуальной стороны её осуществления. То есть, в целом оптимизация акмеодиагностики предполагает создание не только нового научно-экспериментального подхода к оцениванию субъекта профессиональной деятельности, но и разработку нового инструментария диагностики, особых способов его применения, стратегий и тактик.

В понятии «стратегия» сходятся проблемы возможностей профессионализации человека, соответствия профессиональным требованиям и акметическому пути развития субъекта труда.

Исходя из названных обстоятельств, акмеодиагностика строится в соответствии с шестью стратегиями: стратегией «отсева», стратегией «топ-оценки», стратегией «тотализации» и стратегией «тотализации с испытательным сроком», стратегией «отсева в процессе профессионального обучения» и стратегией «отбора с адаптацией». Первые три стратегии относятся к так называемому абсолютному, а последние три – к относительному оцениванию. Абсолютное оценивание осуществляется в ситуации, когда диагностика фиксирует полное соответствие индивидуально-личностных особенностей людей требованиям профессии и предполагает их актуальное включение в работу. Относительное оценивание предполагает выявление личностно-профессиональных качеств людей при вхождении в профессиональную деятельность после некоторого периода (адаптации, испытательного срока, обучения).

К числу возможных тактик акмеологического оценивания персонала относят: однопроходную, совокупную, последовательную, отбраковочную и приемочную (Х.Осберн). Однако существует две тактики профессионально-психологического оценивания, обладающие наименьшими нежелательными последствиями и более высокой полезностью (А.Анастази). Первая из них состоит в том, чтобы принимать на работу лиц, прошедших тестирование, в порядке убывания значений их тестовых оценок, а вторая — в том, чтобы установить нижнюю отсечку по когнитивному критерию и затем осуществлять случайный выбор людей с оценками выше критической. Исследования К.Халла и др. показали, что предпочтителен первый подход.

Таким образом, с точки зрения акмеологического подхода принципиальным является представление не только изменяющейся, динамичной и развивающейся личности как субъекта профессиональной деятельности, но и динамично развивающейся самой профессиональной деятельности. Поэтому диагностика в качестве критерия профессионального развития определяет дискретно-временной характер объективных деятельностных требований к человеку. В этом смысле стратегии и тактики акмеодиагностики могут преобразовываться и конкретизироваться в тактико-стратегических принципах привлечения персонала, подбора и отбора кандидатов на службу, рационального распределения специалистов, подбора управленческих кадров, планово-контрольных процедур и экспертизы темпа, качества и направлений акметического развития профессионализма персонала.

Оптимизация как один из основных принципов акмеологии реализуется в рамках акмеодиагностики путем совершенствования методов и методик личностно-профессионального оценивания кадров.

Автором сконструированы и адаптированы четыре исследовательские модели методико-технологического плана в рамках оптимизации практики акмеодиагностики государственных служащих. Это - модель оптимизации акмеологической оценки уровня и качества развития способностей персонала, основанная на концепциях Л.С.Выготского и Й.Лингарта, технология психодиагностики, построенная на основе концепции системно-ситуативного анализа деятельности, психтехнология диагностики типов акцентуации личности и методика оценки типа мотивации профессионального совершенствования. Данные технологии служат примерами оптимизации процесса оценивания персонала в ходе профессионализации и дают возможность проводить постоянный комплексный контроль акметического развития индивидуально-личностных особенностей субъекта профессиональной деятельности.

Акмеологическая диагностика, связанная с областью измерения и оценки явлений, на практике пользуется не психологическими категориями, а признаками, критериями и показателями этих категорий. С одной стороны, критерий определяет уровень результативности – это объективный критерий труда госслужащих, а с другой стороны, - он является субъективно-объективным, хотя и производным от деятельности, но, тем не менее, являющийся психологическим и относящийся непосредственно к человеку.

Под акмеологическими критериями мы понимаем некую обозначенную математическим языком (в форме цифр и зависимостей) конструкцию, отражающую степень соответствия психологии человека оптимальным требованиям профессии. Признаки и критерии в ходе исследования приобретают зримые очертания в виде системы (формулы, модели, ряда) психодиагностических показателей (формализованных показателей методик) в соотношении с результатами профессиональной деятельности государственных служащих.

Диагностический аспект управления охватывает оценку и выявление системы требований профессии к специалистам, то есть диагностику конкретной профессиональной деятельности в виде выявления и конструирования системы объективных деятельностных требований к субъекту труда. Субъект деятельности в этой системе рассматривается с точки зрения элементаристских, структурно-функциональных и системных позиций. На уровне элементаристского подхода его профессионально-психологический облик представлен в виде совокупности элементов - качеств, независимых от профессиональных функций, групповых отношений и среды, в которой живет и действует человек. Структурный подход особо подчеркивает связь профессионала и группы, которая представляется через типологию стиля взаимодействия, позиции, авторитета и типа лидера. Функциональное взаимодействие со средой и группой показывает связь субъекта деятельности с задачами профессиональной системы. Структурно-функциональный подход, «соединяя» специалиста с группой, задачей и средой, в которой протекает деятельность, выявляет единицу анализа - ситуацию. Качества профессионала в ситуации регламентируются ее элементами и носят конкретный, определенный характер. В профессиологии наметилась тенденция обращения исследователей к системному анализу, наглядно показывающему необходимость пересмотра отношения к методологии и методике изучения профессиональной деятельности.

К методам моделирования профессиональной деятельности относятся: макро- и микроанализ деятельности; методы структурного и функционального анализа; метод аналитического графика; метод профессиональной семантики; предметно-функциональные и операционально-логические методы; антропологические методы; метод модульного подхода; метод формирования у специалиста готовности выполнять профессиональные функции; метод графического построения признаков; группа методов, при помощи которых формируются требования к профессионалу в форме нормативной, экспективной, эмпирической и оптимальной модели или в форме «синтетической модели» (К.К.Платонов) и др.

Проведенные нами исследования выявили структуру профессионально-значимых качеств по основным специальностям органов полиции, в которой ведущее место принадлежит интеллектуальным, нравственно-этическим и эмоционально-волевым качествам. Анализ оперативных задач дает возможность проследить роль коммуникации в оперативно-служебной деятельности, в которой коммуникативность вытесняет этическую нормативность поведения, поэтому не всегда поступки сотрудников укладывается в привычные рамки открыто принимаемой социальной нормы. Следует заметить, что содержание профессиональной деятельности, судя по динамике признаков профессии, неуклонно, постоянно изменяется и преобразуется. Например, каждые пять лет коэффициент корреляции, отражающий статистическую связь признаков оперативно-служебной деятельности, составляет примерно 0.3 - 0.4, что показывает их относительно низкую устойчивость.

Акмеологические модели личностно-профессионального развития сотрудников полиции построены как формы сопоставления результатов отработки ими конкретных служебных задач с оценкой индивидуально-психологических показателей. Перспективными с точки зрения практики и взаимосвязанными с эффективностью служебно-профессиональной деятельности являются следующие признаки-критерии: а) уровень и особенности индивидуального когнитивного стиля, основу которого составляют критериальные характеристики внимания, памяти, воображения, общей осведомленности, аналитико-синтетических способностей, обучаемости, способности к принятию решений, творческих способностей, уровня развития интуиции, речемыслительных функций; б) уровень эмоционально-волевой устойчивости, способности противостоять стрессогенным факторам службы; в) уровень и особенности коммуникативности; г) особенности профессионально-личностной мотивации; д) характерологические и поведенческие особенности.

Таким образом, внешние условия и внутренние отношения функциональных связей системы «человек-профессия» развиваются и преобразуются в едином пространственно-временном континууме. Поэтому акмеодиагностика, традиционно относящаяся к области оценки личностных особенностей человека, представляет предметную область, в которой оценивается в едином контексте и человек-профессионал, и профессия.

Важным с процессуально-методической точки зрения является разработка достоверного инструмента акмеологического исследования профессиональной деятельности.

загрузка...