Delist.ru

Акмеологическая концепция диагностики кадров государственной службы (05.04.2007)

Автор: Носс Игорь Николаевич

В-четвертых, дефиниция психодиагностики содержит положение о достоверном психологическом распознавании. В своё время В.М.Бехтерев констатировал отсутствие у психологического измерения (эксперимента, диагностики, оценивания) специфического психологического предмета, указывая только на предмет эпистемологический – метод или способ научного исследования. Однако в данном случае речь может идти о психологическом измерении, которое не сводится только к фиксации признака, а предполагает построение специфически-психологической системы и условий этой фиксации. Поэтому психодиагностика может быть представлена как система, состоящая из: предметной области, области разработки методов, области специфически-психологического измерения и области создания условий этого измерения - практики. То есть, в структуре психодиагностики обнаруживаются предметно-содержательный, инструментально-методический и организационно-процессуальный аспекты.

В-пятых, ключевым для акмеодиагностики, связанной с определением нормы и идентичности применительно к специалисту, является понятие «внутренних идентификационных требований профессии». На каждом этапе профессионализации субъекта воспроизводится принцип цикличности профессионального развития как общей закономерности всех его аспектов, движущим фактором которой служит преобразующая деятельность, а регулятором - профессиональная идентичность (Е.П.Ермолаева). Диагностические циклы оценки профессионализации персонала выстраиваются в соответствии с научно обоснованными этапами возрастных кризисов личности, а также диагностические мероприятия встраиваются в определенные стадии, обусловленные объективными событиями в жизни человека, общества и профессии.

В-шестых, периодизация профессиональной жизни человека способствует систематизации акмеологических исследований каждой стадии развития, выявления и оценки особенностей профессионализации специалистов на конкретном этапе их трудовой деятельности. На этапе становления личности производится психологическая оценка субъекта в рамках профориентации и привлечения персонала. На этапе обучения и профессиональной подготовки осуществляется диагностика обучаемости и мотивации к избранной специальности. На этапе трудоустройства включается системная, комплексная, диагностика профпригодности человека к избранной специальности в границах отбора и распределения кадров. На этапе адаптации к трудовой деятельности исследуются особенности становления личности как профессионала и коммуникатора. Также оцениваются социальные отношения в трудовых коллективах, степень адаптации людей к внешним факторам профессии, их личностных особенностей, развитие и совершенствование профессионально-важных качеств в целях оптимального профессионального функционирования. На этапе предпенсионного возраста психодиагностика преобразуется в оценивание возможностей, акмеологических механизмов и средств поддержания соответствующего уровня профессионализма людей. На этапе пенсионного возраста в стадии выхода из профессиональной системы диагностика преобразуется в исследование и оказание помощи людям по оптимальному завершению трудовой деятельности.

Следует подчеркнуть, что в процессе диагностики учитывается оптимальная последовательность оценки персонала относительно определенных периодов закономерной траектории профессионального функционирования и развития, к которым относятся доакметический (выбор профессии), акметический (профессионализация) и постакметический (завершение активной профессиональной деятельности) периоды-фазы.

В-седьмых, центральной идеей акмеодиагностики как акмеологической эпистемологии, основы которой заложили В.М.Бехтерев, Б.Г.Ананьев, А.А.Бодалев, А.А.Деркач, Н.В.Кузьмина и др., является разработка и оптимизация исследовательских методов, применяющихся в ходе психологического оценивания личности в процессе её профессионализации.

В-восьмых, в акмеологическом анализе и диагностике профессионализации важным аспектом является оценка обратной связи, то есть, с одной стороны, объективного показателя акме – продуктивности, творческой окрашенности результатов труда, а с другой стороны, уровня рефлексии затруднений или успешности, уровня рефлексивной саморегуляции, профессиональной самоидентификации, самоактуализации и на их основе роста и распространения чувства удовлетворенности процессом и результатами профессиональной деятельности.

Таким образом, предметно-объектный континуум исследования представляет собой целостную развивающуюся акмеодиагностическую систему, которая состоит из: 1) оценки профессиональной деятельности (признаки, требования, критерии, показатели) и персонала (привлечение, отбор, расстановка, адаптация, подготовка); 2) корректировки психологических параметров сотрудников, руководителей и коллективов (психологическое сопровождение); 3) контроля эффективности деятельности кадров посредством а) оценки результативности выполнения профессиональных задач и б) оценки развития (аттестации) кадров за определенный период работы, а также 4) повышения качества, эффективности и достоверности методических средств диагностики.

Анализ литературы показал, что «в мировом и отечественном человекознании существовал большой пробел — отсутствовало комплексное изучение взрослого человека». Комплексность акмеологической диагностики кадров государственной службы является базисным положением и конструктивной категорией нашего исследования.

Комплексное изучение невозможно вне рамок преобразования инструментального аспекта целостного акмеологического исследования, вне рамок изучения детерминант, особенностей, вариативности, изменчивости процесса и результата акметического преобразования личности в ходе её профессионализации. В данном аспекте задачами акмеодиагностики является оценка особенностей ступени зрелости, которую проходит человек; своеобразие воздействия внутренних и внешних факторов, влияющих на него; характера и особенностей взаимовлияния личностных и индивидуальных качеств «субстанции» человека; особенностей формирования жизненного и профессионального опыта; выявление и оценка факторов, определяющих «качественно-количественные характеристики акме» и др.

В основу профессионального оценивания человека в акметическом периоде положена, по мнению А.А.Бодалева, диагностика уровня наивысшего профессионализма субъекта, который исходит и во многом детерминируется сильной и устойчивой «мотивационно-эмоциональной заряженностью на осуществление именно данной деятельности и на достижение в ней уникального, неординарного результата», стремления к профессиональному самосовершенствованию оптимального уровня состояния здоровья человека, «развития специальных способностей, соответствующих конкретной деятельности», принятия и усвоения субъектом общечеловеческих, нравственных ценностей, особенностей развития специалиста на всех предварительных этапах его становления как личности, высокую степень сформированности индивидуального стиля деятельности; особенностей профессионального социума и др. Все эти факторы должны оптимальным образом соотноситься с требованиями, динамикой и преобразованиями профессиональной деятельности, а также характером её результатов (продуктивности и результативности).

В акмеологии сформулированы конкретные методологические принципы исследования. На наш взгляд, в диагностике акметического развития личности наиболее важным является наличие специфически-диагностических принципов, к которым отнесены: принцип развития, принцип комплексности исследовательского процесса (целостности), личностно-деятельностный принцип, принцип имплицитности, принцип моделирования, принцип оптимальности, принцип обратной связи, принцип психосоциального подхода и нравственно-экологический принцип (экометрии).

Однако сами эти принципы траектории к акме конкретного человека не имеют объективных критериев без диагностики субъекта, деятельности и без диагностики процесса труда. То есть, в субъектно-деятельностной структуре профессионализации с учетом социальных детерминант может вырисовываться четырехугольная схема, в которой сочленяются: личность – профессия – процесс труда – общество, которые обладают рядом признаков, характеризующих акметическое развитие субъекта.

ъсъсъсъсжсжсъсъсжсжсжсъЮъШъЮъсТсъсжсжсКАКАКАКµК«КЎ•ЎЋЎЋК

/. Мораль-экология – это та неизменная «фундаментальная правда», которая исходит не из конъюнктурных соображений цивилизованных личностей, не из эффективных действий и поступков, а из базисного установления природного и нравственного законов развития человечества по пути к «вершине», о котором писали Н.Бердяев, Тейяр де Шарден, В.Н.Вернадский, Л.Н.Гумилев, а раньше - Платон, Аристотель, Т.Кампанелла и др.

Данный нравственно-экологический принцип акмеологической диагностик обозначен термином: «принцип экометрии», содержанием которого является соотношение измеряемой акметической реальности, оценочных процедур и средств диагностики некой нравственно-экологической «точке отсчета», где «истина, которой должны быть соподчинены все частные истины, не отвлеченно-разумна, а духовна» (Н.Бердяев).

Реализация акмеологических принципов в психодиагностике наталкивается по крайней мере на две крупные теоретические проблемы. Во-первых, в основной массе теорий и практических рекомендаций по психологическим технологиям заявленные принципы развития и системности, как правило, касаются и относятся только к человеку, субъекту труда. Развиваются неуклонно и постоянно способности, изменяется характер специалиста, преобразуется его интеллект, формируются соответствующие эмоционально-волевые качества и, безусловно, присутствует динамика мотивационных составляющих. Основываясь на этих личностных преобразованиях, формируется профессионализм как свойство, процесс или состояние, со всеми присущими ему атрибутами. Во-вторых, кроме личности в профессиональную систему включена, и включена активно, сама профессия как направленное функционирование специалиста, как организация труда, как социальный статус (престиж), как стимул деятельности и как пространственно-временной континуум. Она не только принимает человека в свою трудовую и социальную сферу, но и, преобразуя его, преобразуется сама. В этом метаморфизированном пространстве-времени и действует специалист. Поэтому личность профессионала исследуется в теоретическом и прикладном планах путем оценки характера взаимосвязей в процессе его развития как сложного природного существа (индивида), как продукта общественных отношений (личности) и как субъекта деятельности (профессионала).

Исходя из принципов акмеодиагностики, нами сформирована структура процесса оценивания оптимизации личностно-профессионального функционирования, под которым понимается: а) диагностический аспект развития и преобразования профессионально-психологических требований к личности, б) диагностический аспект развития личности профессионала (рис.1) и в) организационно-методический аспект оценки личностно-профессионального функционирования (рис.2).

Профессиональная деятельность выражает условия оптимального профессионального функционирования специалистов. В состав этих условий входит подсистема операционного функционирования, к которой относятся различные стороны и уровень профессиональной компетентности человека.

Подсистема социального функционирования представляет собой умение и возможности человека строить оптимальную для данных условий деятельности, характера профессиональных задач, особенностей коллективистских отношений, а также специфики управленческих взаимодействий коммуникационно-личностную среду.

Рис.1. Структура профессионального функционирования

Рис. 2. Структура диагностики профессионального функционирования

Подсистема психологического функционирования нами трактуется как структура наличных профессионально значимых качеств человека, а также внешних и внутренних ресурсов, обеспечивающих их коррекцию, развитие и компенсацию. Аксиологические и мотивационные составляющие профессионального функционирования в содержательном плане могут конкретизироваться и опредмечиваться в процессе службы в виде некой нужды, потребностей, желаний, интересов, установок, мотивов, целей, ценностей и смыслов. Физиологическое функционирование тоже является важной подсистемой профессионального функционирования специалистов, к которой относятся: уровень функционирования организма (здоровье), физическое и соматическое состояние человека, его самочувствие, работоспособность и др. И, наконец, к важной подсистеме профессионального функционирования в полной мере относится внешний управленческий ресурс профессиональной организации в виде способных организаторов и руководителей, эффективно работающего административного аппарата, качественного взаимодействия руководства, других государственных, частных структур и общественных организаций, четкой организации самого процесса управления органами государственной службы.

Акмеологическая проблематика диагностики исходит из системного оценивания и измерения объективных, субъективных аспектов профессионального функционирования, а также проблематики разработки достоверных средств и методов этого измерения.

Диагностическими признаками (показателями) профессионализации человека являются: темп индивидуального, личностного и субъектно-деятельностного изменения, характеризующегося динамикой количественно-качественных результатов деятельности субъекта на каждом этапе этого пути; «временные точки» достижения акме на этапе зрелости; структура и детерминирующая взаимосвязь различных характеристик и особенностей специалистов, когда одни черты являются катализатором развития других свойств личности; степень и характер воздействия предыдущих этапов развития человека на особенности и уровень профессионализации; особенности «не равноуспешных периодов вхождения» человека в акметический период; особенности кризисных этапов развития субъекта; характер и особенности практической деятельности человека, являющейся объективным показателем или критерием акмеологической оценки субъекта и др. Обобщенным показателем достигнутого уровня акме является нравственно-экологический критерий степени соответствия продукта человеческой деятельности социальному, экологическому, культурному, духовному и гносеологическому прогрессу природы и общества (А.А.Бодалев).

Критерии и показатели профессионализации и развития личности непосредственно связаны и определяются системой выявления общего, особенного и единичного в едином пространстве человеко-деятельностных характеристик. Теоретический анализ этой проблемы предполагает рассмотрение сложившихся концепций общего, которые восходят к аристотелевской, платоновской и гегелевской гносеологическим теориям, определяющим его через отношение сходства, тождества и понятие связи.

Общее, особенное и единичное рассматривается в рамках акмеодиагностического исследования с точки зрения предметно-содержательного, инструментально-методического и организационно-процессуального планов оценивания.

С точки зрения предметно-содержательного континуума общее представляет собой устойчиво и постоянно проявляющиеся в объекте и предмете диагностики конститутивных структурно-функциональных и содержательных аспектов. Общее также может быть представлено в виде закономерностей протекания и измерения психологических аспектов профессиональной деятельности, важные и повторяющихся особенности акмеологического измерения, выраженные в признаках, критериях и показателях, а также особенности тех индивидуальных, личностных и субъектно-деятельностных феноменов, которые исследуются в рамках диагностики. Это, прежде всего достоверная оценка способностей, темперамента, характера, мотивационных переменных, аксиологических и нравственных установок, физиологических резервов организма, хронологическая характеристика и особенности фаз развития личности профессионала, динамика взаимосвязанных уровней хронологического и профессионального возраста людей в процессе адаптации, становления, развития, совершенствования и поддержания профессионализма.

Общие черты в органах полиции проявляются, во-первых, в возрастном снижении интеллектуальной активности при одновременном росте комбинаторных, практико-ориентированных мыслительных функций, исходящих из ситуации насыщения и неуклонного роста общей пороговой мыслительной работоспособности. Во-вторых, в неустойчивости интеллектуальной и эмоциональной активности в периоды возрастных кризисов. В-третьих, в наличии связи интеллекта с акцентуированными характерологическими чертами личности. В-четвертых, в соотношении специализации профессиональной деятельности, её эффективности с личностными особенностями сотрудников. В-пятых, в динамике мотивационных составляющих деятельности относительно возрастных, органических, индивидуально-личностных изменений субъекта. В-шестых, в динамике мотивационных составляющих относительно эффективности и специфики профессиональной деятельности. В-седьмых, в связи удовлетворенности трудом с результативностью деятельности. В-восьмых, в зависимости уровня и цены социальной и профессиональной адаптации от возрастного статуса человека. И, наконец, в-девятых, в различиях между ментальным планированием своего поведения и реальным поведением человека.

С точки зрения инструментально-методического континуума общее проявляется в плоскости разработки и проверки объективности профессионально-диагностических методик с целью получения адекватных и достоверных результатов: в проблематике качественного и количественного оценивания; в применении достоверных и стандартизированных средств диагностики; в разработке адекватных способов математического анализа данных; в построении и планировании психологического эксперимента; в репрезентативности экспериментальной выборки; в элиминировании и контроле артефактов и внешних переменных; в контроле факторов, влияющих на валидность эксперимента.

С точки зрения организационно-процессуального континуума общее предполагает экономичную, алгоритмизированную и эффективную работу психолога по организации самого процесса диагностики, а также обработки, интерпретации, оформления и сохранения результатов. В данном аспекте общее проявляется в единстве акмеодиагностики и развития профессиональной деятельности, и развития человека как индивида, как личности и как субъекта деятельности. В этой связи не маловажным является выявление и оценивание структурно-качественных характеристик, присущих человеческому фактору в социотехнических системах независимо от их специфики.

В контексте организационного и методического континуума общее проявляется в создании благоприятной обстановки достоверного анализа, оценивания и развития испытуемых. Отсюда как закономерность вытекает клиентоцентрированная акмеодиагностика, учитывающая состояние, настроение испытуемых, их индивидуально-личностные особенности, эргономические, технологические и хронометрические факторы.

Особенное проявляется в явлениях, находящихся на относительно низком уровне обобщения. Эмпирические данные, полученные в ходе нашего исследования, определили ряд особенных черт развития профессионализма государственных служащих в рамках правоохранительной системы. К ним отнесены: наличие устойчивой связи интеллектуальных характеристик сотрудников с результативностью их служебной деятельности; связь интеллектуальной активности и характерологии людей с организационной, профессиональной и региональной спецификой; доминирование импульсивно-оптимистических черт в характерологии сотрудников правоохранительных структур; реконверсия характерологических черт фемининности и маскулинности в условиях нарастания профессиональной и социальной специализации; проявление пассивно-выжидательной поведенческой реакции сотрудников в экстремальных, нестандартных, фрустрирующих ситуациях; динамика доминирующих типов темперамента и преобладающей экстраверсивной направленности личности в зависимости от возрастных характеристик; влияние гендерных различий, возраста и семейного положения на психологические составляющие эффективности деятельности.

В диагностической практике единичное в предметно-содержательном аспекте проявляется как преломление и конкретизация общего и особенного в реальном субъекте, так и форма, степень девиации результатов диагностики личности. По нашим данным, на фоне выраженной общей тенденции к возрастному снижению интеллектуальной активности, связанной с доминированием кристаллизованного интеллекта в рамках алгоритмизации психической деятельности, в ходе профессионализации сотрудников в подразделениях информационно-технического обеспечения наблюдается падение познавательной активности сотрудников только до 40-летнего возраста, а затем наблюдается её подъем. Единичной у людей зрелого возраста может выступать тенденция снижения значений черт «оптимистичности» при повышении контроля своего здоровья, гибкости поведения, склонности к самоанализу, пессимистичности.

В наших исследованиях достоверно доказано выраженная служебно-профессиональная и региональная спецификация, а также проявление психологической дифференциации государственных служащих внутри каждой специальности, что тоже может трактоваться как проявление единичного.

Единичное в организационно-процессуальном и инструментально-методическом планах проявляется: в особенностях разработки, организации и применения стандартизированных психологических методов; в особенностях «маскировки» эксперимента с учетом региональной, профессиональной и возрастной специфики обследуемого контингента, в формах индивидуализации процесса (время предъявления методик, последовательность предъявления, продолжительность обследования) и инструментария диагностики, исходя из личностных характеристик конкретных людей; в особенностях настроения, психологического и соматического состояния, мотивации на обследование, социального и должностного статуса; в особенностях биографии испытуемых, их профессионального и социального пути, особенностях социализации, возрастных особенностей и уровня профессионализма, гендерных различий, а также эргономических, экологических, хронометрических условий.

Таким образом, общее, особенное и единичное в акмеологической диагностике определяется, во-первых, уровнем абстрагирования предмета психологического измерения, во-вторых, учетом специфики применения диагностических средств и, в-третьих, соблюдением норм достоверного оценивания испытуемого и его качеств в сопоставлении с профессионально-деятельностными реалиями (требованиями).

В акмеологическом пространстве исследований индивидуально-личностной профессионализации субъекта важным является соответствие его характеристик и особенностей пяти основным критериям. Во-первых, «нормативно-процессуальному эталону», в качестве которого может выступать социальный норматив-эталон или функционально-технологический критерий (нормативный способ профессиональных действий или поступков). Во-вторых, поступательности личностно-профессионального развития. В-третьих, продуктивности профессиональных действий и поступков индивида. В-четвертых, степени приближения уровня актуальной личностной профессионализации к субъективному акме конкретного человека-специалиста (степени реализации личностно-профессионального потенциала). И, наконец, в-пятых, уровню направленности и социально-личностных особенностей «инновационной устремленности» человека, которая ведет за собой творческое самовыражение, не умещающееся в привычных рамках.

Психологическая оценка в рамках акмеодиагностики может быть продуктивной и достоверной, только находясь в определенном объективно-субъективном пространстве диагностических условий, под влиянием определенных внешних и внутренних факторов. К внутренним условиям относятся: готовность испытуемого к активному участию в акте диагностики, индивидуально-личностные особенности испытуемых, внутреннее отражение возрастных кризисов, настроение, психосоматическое состояние, профессиональный и социальный статус человека, уровень его конформизма, целостность профессионально-социальных и личностных качеств, уверенность в конфиденциальности акмеодиагностики. Внешние условия включают факторы предметно-содержательного, инструментально-методического и организационно-процессуального плана.

Среди условий и факторов предметно-содержательного плана следует назвать, во-первых, единство аналитического пространства признаков и требований профессиональной деятельности, диагностики индивидуально-личностных характеристик персонала, а также диагностики особенностей профессиональной группы. Во-вторых, соответствие образа функциональной структуры профессиональной деятельности, сложившегося у руководителей, профессионально значимым качествам, присущим сотрудникам. В-третьих, обеспечение периодического контроля динамики и развития индивидуально-личностных и профессиональных черт в ходе профессионализации персонала в форме начального, процессуального и результирующего акта оценивания персонала. Наши исследования выявили, что развитие профессиональных способностей и уровень коммуникативности у высоко-результативных сотрудников, находящихся в акметической фазе, составляют единый фактор (Rxy = 0.998; р<0.05), а у неуспешных и средне-успешных разъединены и противопоставлены (соответственно: Rxy = - 0.72, Rxy = - 0.49; р<0.05). В-четвертых, осуществление целостной психодиагностики личности путем теоретико-методического и процедурного восхождения акмеологической диагностики от оценки (в рамках доакметической фазы развития личности профессионала) направленности и способностей субъекта при выборе им профессии к исследованию (в акметической фазе развития) особенностей характера, личностных акцентуированных черт, стиля деятельности, коммуникативных качеств, эмоционально-волевой устойчивости, ценностных ориентаций, морально-этической нормативности и др. В-пятых, проведение пролонгированной, постоянной профессиональной акмеодиагностики с учетом возрастных кризисов, должностного и социального статуса, мировоззренческих установок, регионально-функциональных особенностей и отношений. Так, по нашим данным, в период возрастных и профессиональных кризисов происходят статистически выверенные изменения уровней и направлений развития психических процессов основной массы испытуемых. В-шестых, активное использование объективного внешнего критерия акмеодиагностики, выполняющего функцию обеспечения достоверности исследования и проявляющегося в форме обратной связи между психологической оценкой и продуктивностью реальной деятельности персонала.

К условиям и факторам инструментально-методического плана относятся разработка и адаптация специализированных акмеологических средств анализа профессиональной деятельности в целях выявления эталона акмеологического развития личностно-деятельностных характеристик персонала, оптимизации его профессионального функционирования. Во-вторых, разработка и адаптация специализированных средств оценивания индивидуальных различий сотрудников. В-третьих, разработка и адаптация специализированных средств диагностики эмоционально-волевой и эмоционально-смысловой сфер личности, включая детекцию правдивости излагаемой информации, управленческих, коммуникативных качеств личности и др. В-четвертых, адаптация диагностических средств к конкретным условиям акмеологической диагностики, включая децентрированный перевод опросноков и вербальных тестов, анализ концептуальной и содержательной валидности, проверку конструктной, операционной и эмпирической валидности, надежности, прогностичности методик и др. В-пятых, проведение комплексной акмеологической диагностики с использованием тестовой батареи, способной проводить измерение на социально-психологическом, психологическом, психофизиологическом и акмеологическом уровнях исследований индивида, личности и субъекта деятельности. В-шестых, разработка достоверных средств диагностики служебных коллективов, групповых отношений, морально-психологического климата, коллективистских настроений и других социальных процессов. В-седьмых, разработка достоверных средств диагностики управленческих отношений, особенностей личности руководителей различного уровня, их авторитета, способности сплотить, мобилизовать и нацелить коллективы на решение комплекса профессиональных задач, а также оптимизировать управленческие решения. В-восьмых, проведение целостной акмеологической диагностики особенностей индивида, личности и субъекта деятельности с учетом переработки и рационализации в процессе интерпретации профессионально-психологической информации, полученной посредством применения диагностических технологий различного теоретико-методического уровня и обоснованности, включая объективные, субъективные, проективные методики оценки личности с учетом их соответствия научно обоснованным акмеологическим критериям. В-девятых, следует также подчеркнуть, что важнейшим условием продуктивной диагностики является опыт психолога-экспериментатора, предполагающий как знание теоретико-методических и процедурных аспектов акмеодиагностики, так и ориентирование в профессиональной ситуации (знание технологического процесса, специализированных задач, профессиональных условий и особенных событий, специфики межличностных отношениях и пр.).

загрузка...