Delist.ru

Акмеологическая концепция диагностики кадров государственной службы (05.04.2007)

Автор: Носс Игорь Николаевич

Разработана акмеологическая концепция диагностики уровня и путей развития профессионализации государственных служащих (формирование профессионального интереса, профессиональной готовности и т.д.), которая дает целостную картину комплексного решения проблемы интеграции науки и практики в сфере повышения профессионализма и оптимизации труда кадров государственной службы в условиях правоохранительной системы. Концепция акмеологической диагностики госслужащих носит обобщающий характер и содержательно представляет собой систему взглядов на предмет исследования, механизмы развития психологического оценивания, а также систему представлений о путях и методах её оптимизации. Она выражает концептуальную схему синтеза теоретико-методологических и прикладных основ и объединяет ряд взаимосвязанных компонент. Главной целью акмеодиагностики персонала государственных органов является определение степени соответствия личностно-профессионального статуса человека акмеологическому эталону, идеальной модели наивысшего расцвета (акме) человека как профессионала, как индивида и как личности в нравственно-экологической перспективе. Достижение этого идеала зависит не только от внутренних человеческих ресурсов субъекта, но и от системы его профессионализации в целом.

Показано, что акмеологическая модель диагностики государственных служащих отражает концептуальную схему экспертно-контрольной системы, в которой взаимодействие психолога и испытуемого осуществляется посредством оценочно-консультационной (экспериментальной) и планово-контрольной коммуникации. В ней обеспечена интеграция разработанных теоретических положений и выводов в целостную систему представлений о продуктивном оценивании, коррекции и развитии профессионального уровня испытуемых. Модель включает взаимосвязанные предметно-содержательный, технологический и процедурный компоненты. Это позволило реализовать итеративно-технологический подход к личностно-профессиональному развитию государственных служащих. Модель является инновационной, так как отражает процесс качественных изменений в развитии человека как активного объекта исследовательской деятельности, благодаря которым он приобретает способность достигать более высоких личностно-профессиональных результатов. В модели заложены стадии продуктивного развития профессионализации человека: проблемно-ориентированный анализ, проектирование эталонного состояния, планирование изменений, создание условий реализации изменений. Акмеологические модели диагностики, а также её методический аппарат при условии дополнительной валидизации и адаптации к конкретным условиям можно успешно использовать в процессе психологического сопровождения профессиональной деятельности, в том числе в ходе аттестационных мероприятий, при назначении сотрудников на вышестоящие должности, а также в процессе их обучения, переподготовки и повышения квалификации.

Представлена акмеологическая система диагностики процесса профессионализации сотрудников органов полиции, включающая в качестве важнейшего предопределяющего элемента психологический анализ и проектирование (моделирование) профессиональной деятельности, определение акмеологических перспектив профессионального развития и совершенствования индвидуально-личностных и субъектно-деятельностных характеристик персонала.

Установлено, что результаты психодиагностики кандидатов на службу, а также методический аппарат диагностики при условии адаптации к конкретным условиям службы в полиции представляют собой эмпирически наработанный алгоритм, который, основываясь на принципах достоверности исследования, кладется в основу второго важного элемента акмеодиагностики – оценки возможностей и путей развития личности до уровня профессионального мастерства. Алгоритмичность, цикличность, системность, пролонгированность и комплексность диагностики в рамках акмеологического исследования определяют внешний аспект воздействия психолого-педагогической работы на становление и достижение акме специалистом в процессе доакметической, акметической и постакметической фаз его профессионализации.

Выявлены и сформулированы акмеологические принципы, закономерности и механизмы предметно-содержательного, инструментально-методического и организационно-процессуального планов акмеодиагностики кадров полиции, которые проявляются и действуют на всем протяжении доакметической, акметической и постакметической фаз становления, развития, совершенствования и завершения профессионального пути сотрудников.

Доказательно представлено, что акмеологическая диагностика реализует триединую функцию: «экспертиза – взаимодействие – контроль», основанные на оценивании оптимальности хода акметического развития личности в процессе её профессионализации. Реализация данной функции осуществляется посредством эпистемологических механизмов: экспертизы, взаимодействия, контроля и собственно акмеологических механизмов психодиагностики. К первой группе относятся механизмы оценивания профессионально-психологических особенностей личности в процессе психодиагностики, основанные на выявлении маркеров акметического развития человека в условиях профессионализации. Ко второй группе относятся механизмы реализации планово-контрольных функций психодиагностики, основанные на выявлении уровня соответствия маркеров акметического развития намеченным или спланированным стандартам или нормативам. К третьей группе относятся механизмы реализации взаимодействия или управления объектом взаимодействия в процессе психодиагностики: развитие компетентности субъекта взаимодействия; механизм обратной связи (удовлетворенность результатами диагностики, приобретение уверенности в себе, интерес самопознания, стремление развить себя в профессиональном плане, достичь профессионального мастерства и т.д.); механизм виртуальной самореализации и психологической защиты в ходе психодиагностики; механизм эмпатии; механизм моделирования процесса субъект-субъектного взаимодействия в ходе психодиагностики; механизм учета статусных характеристик объекта взаимодействия; механизм отражения в акмеодиагностике мотивации объекта взаимодействия; механизм категоризации (учета групповых характеристик) и механизм манипуляции (скрытое побуждение объекта взаимодействия к переживанию отдельных экспериментальных состояний, нацеливанию на адекватное выполнение эмпирических действий для достижения субъектом взаимодействия психодиагностических целей).

Научно обоснованы акмеологические условия и факторы, стратегии и тактики постоянной, пролонгированной, комплексной, системной диагностики с целью оптимизации профессионального функционирования и развития кадров полиции.

Практическая значимость исследования заключается в создании научной базы для разработки акмеологической концепции диагностики кадров государственной службы в общей системе профессиональной подготовки и сопровождения сотрудников правоохранительных органов. Это позволяет не только управлять процессом развития, но и прогнозировать последствия, моделировать желаемый результат. Выявленные принципы и закономерности акмеологической диагностики кадров служат ориентиром дальнейшей разработки научных основ акмеологической эпистемологии, в дифференцированном выборе средств, способов и форм подбора, адаптации, обучения и совершенствования профессиональной компетентности государственных служащих. Факторы, условия и механизмы акмеодиагностики дают возможность строить и осуществлять целостное, систематизированное обеспечение профессионализации сотрудников правоохранительных органов, оптимизировать их профессиональное самосовершенствование, проводить целенаправленную психокоррекционную работу. Полученные результаты можно использовать при разработке и внедрении в практику кадровой деятельности, обучении госслужащих новых дидактических средств, моделей, алгоритмов их продуктивного личностно-профессионального развития.

Разработанная научная акмеологическая концепция в ее теоретическом и прикладном аспектах может обеспечить эффективное развитие личности в системе профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации государственных служащих на базе Российской академии государственной службы при Президенте РФ и в ее подведомственных учебных заведениях.

Результаты исследования послужили научно-методической основой для разработанных автором учебно-методических пособий и программ учебных курсов, а также создания организационно-методической системы психологического обеспечения оперативно-служебной деятельности и внедрения ее в практику кадровой работы правоохранительных органов.

Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты проведенной научно-исследовательской работы докладывались на всероссийских, региональных и межрегиональных научных конференциях, опубликованы в 13 монографиях и учебных пособиях, отражены в 40 публикациях автора, 4 НИР.

Лично соискателем в рамках учебной программы проводились и ведутся: учебные курсы «Психодиагностика» и «Экспериментальная психология» в Военном Университете МО РФ; «Компьютерная психодиагностика» и «Основы профессиографии» в Московском государственном открытом педагогическом университете им. М.А.Шолохова; «Психологические особенности деятельности сотрудников налоговой полиции» в Московской академии экономики и права; аналогичный курс в системе повышения квалификации сотрудников УФСНП по г. Москве на базе института «Синергия» при Академии управления им. Г.В.Плеханова; «Психодиагностика» и «Экспериментальная психология», учебный курс «Психодиагностика в образовательном учреждении» в системе повышения квалификации учителей при Российском Новом университете; «Основы психодиагностики», «Экспериментальная психология», «Конфликтология» и «Психология решения управленческих проблем» в Московском гуманитарном институте им. Е.Р. Дашковой и «Профессиональная психодиагностика в системе государственной службы» в Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации.

Разработана, апробирована и внедрена комплексная методика акмеологической диагностики кадров государственной службы в систему кадрового обеспечения правоохранительной системы (органы полиции), которая получила конкретное выражение:

1) в научном акмеологическом обосновании концепции создания психологической службы в ФСКН России;

2) в организации подразделения профессионально-психологического обеспечения оперативно-служебной деятельности в составе регионального кадрового органа полиции (УФСКН России по г. Москве);

3) в разработке, издании и апробировании методики психологического обеспечения оперативно-служебной деятельности сотрудников федеральных органов наркоконтроля.

4) в написании соответствующих разделов в отчётах о научно-исследовательских работах по данной тематике.

5) в участии в организации и методическом обеспечении подразделения воспитательно-психологического обеспечения оперативно-служебной деятельности сотрудников полиции в центральном аппарате ФСКН России с последующим развертыванием структуры воспитательно-психологической работы в региональных и территориальных подразделениях.

6) в издании учебно-методических пособий с изложением основных идей диссертационного исследования: «Психология управления персоналом: профессиологический аспект» (2002), «Профессиональная психология: психологический отбор персонала» (2005), «Медико-психологическое и психофизиологическое обеспечение оперативно-служебной деятельности сотрудников правоохранительных органов» (2006), «Акмеологическая диагностика государственных служащих» (2007).

Основные положения, выносимые на защиту

1. Акмеологическая диагностика как часть эпистемологии представляет собой многоуровневую целостную систему исследования профессионально-деятельностного континуума, элементами которой являются: а) методический комплекс средств анализа профессиональной деятельности и моделирования психологических требований к человеку; б) акмеологическая оценка уровня личностно-профессиональной пригодности людей к деятельности и расстановки сотрудников в соответствии с их уровнем и спецификой возможностей оптимальной самореализации в данной социально-профессиональной организации; в) систематический мониторинг динамики акметической профессионализации персонала, выявление функциональных, социальных и организационных факторов, влияющих на профессионализацию, динамику личностного и соматического статуса конкретного работника; г) анализ эффективности профессиональной деятельности кадров, их самосовершенствования, самоактуализации и самореализации на траектории к «акме». То есть, акмеологическая диагностика включает в свою сферу оценку динамики и особенностей развития профессиональной деятельности, диагностику личностных особенностей персонала, соответствия их требованиям деятельности, а также оценку условий оптимизации профессионализации.

2. Главной целью акмеодиагностики сотрудников полиции является определение степени соответствия личностно-профессионального статуса человека эталону, идеальной модели наивысшего расцвета (акме) человека как профессионала, как индивида и как личности в нравственно-экологической перспективе. Достижение этого идеала зависит от внутренних ресурсов человека и от системы его профессионализации, которые подвергаются в процессе диагностики пролонгированной, объективной, всесторонней и достоверной оценке, моделированию и контролю.

3. Акмеодиагностика как система достоверного исследования позволяет выявлять тенденции, закономерности, механизмы, условия, факторы и особенности профессионализации персонала, формирования и динамики личностного и социального статуса кадров на всех этапах профессиональной жизнедеятельности и акметического развития личности.

На этапе доакметического развития личности диагностируются в основном мотивация и индивидуальные способности человека, способствующие или препятствующие его оптимальному обучению, адаптации и развитию в процессе вхождения субъекта в профессиональную деятельность.

На этапе становления специалиста оценивается степень, формы и особенности его становления. В этот период особую роль играет система как внутренней ориентированности человека на конкретные условия труда, так и внешняя система профессионально-психологического отбора, в рамках которой качества личности (психофизиологические, психологические и социально-психологические) сопоставляются с требованиями профессии.

На этапе развития и совершенствования профессионала по акметической траектории осуществляется диагностика «отклонений» от его эталонных ориентиров (маркеров). Оценка производится с целью выявления признаков и поиска путей не только внешней коррекции личности, но и внутренней или самокоррекции, формирования стремления у человека к самосовершенствованию и самоактуализации в профессии и трудовом коллективе.

В фазе постакметического развития акмеодиагностика осуществляется с целью определения особенностей, специфики, рамок и темпа завершения человеком своего профессионального пути. Диагностика производится в форме оценки сопоставимости здоровья и степени оптимальности профессионального функционирования человека и уровня современных требований со стороны профессии.

4. В системе акмеодиагностики принцип оптимизации процесса оценивания акметически развивающегося объекта выступает основной, стержневой характеристикой адекватного измерения. Оптимальность измерения находит конкретное воплощение в безусловном соблюдении нравственно-экологических рамок и условий профессионального развития человека, выраженных в принципе экометрии. Сущность последнего состоит в выработке и сопоставлении действий и поступков субъекта не только с критериями результативности, технологичности и социальной полезности труда, не только при соблюдении поступательности личностного развития, но и когда это развитие согласуется с нравственно-духовной и экологической целесообразностью профессии.

5. Акмеодиагностика как система развивается в соответствии со своими специфическими закономерностями и механизмами, под влиянием специфических условий и факторов предметно-содержательного, инструментально-методического и организационно-процессуального планов.

Существующая в рамках профессионализации субъекта акмеологическая диагностика исходит из основной эпистемологической функции: «экспертизы – взаимодействия – контроля», которая содержит в себе оценивание оптимальности хода акметического развития личности в процессе профессионализации. Данная функция преобразуется и сосредотачивается на диагностическом цикле в течение всей профессиональной жизнедеятельности субъекта. Реализация этой функции осуществляется путем включения ряда психолого-эпистемологических механизмов, обеспечивающих эффективность акмеологического воздействия, к которым относятся: механизмы экспертизы, взаимодействия, контроля и собственно акмеологические механизмы диагностики. Экспертиза профессионально-психологических особенностей личности в процессе диагностики основана на выявлении маркеров акметического развития человека в условиях профессионализации. Планово-контрольные механизмы выявляют уровень соответствия маркеров акметического развития человека намеченным или спланированным профессиональным стандартам или нормативам. В основу оптимального диагностического взаимодействия или управления объектом взаимодействия положены механизмы: развития компетентности субъекта взаимодействия; обратной связи в процессе взаимодействия; виртуальной самореализации и психологической защиты в ходе диагностики; эмпатии; моделирования процесса субъект-субъектного взаимодействия; учета статусных характеристик объекта взаимодействия; отражения мотивации объекта взаимодействия; категоризации; манипуляции, то есть скрытого побуждения объекта взаимодействия к переживанию отдельных экспериментальных состояний, нацеливанию на адекватное выполнение эмпирических действий для достижения субъектом взаимодействия диагностических целей.

6. Динамика производственной деятельности требует постоянного совершенствования и преобразования системы диагностики кадров с учетом особенностей процесса их профессионализации, динамики их личностного и социального статуса, а также изменений внешних условий существования, динамики и развития органов полиции. Система акмеодиагностики как неотъемлемая часть обеспечения профессиональной организации не является застывшим её элементом, а требует постоянного совершенствования, развития и контроля теоретико-экспериментальных, организационно-процессуальных и методических составляющих.

7. Внедрение научной системы акмеодиагностики в практику кадровой работы расширяет её возможности в реализации задач повышения качества привлечения, подбора, отбора и психологического сопровождения специалистов с учетом не только методических наработок, но и концептуальных, морально-этических, экологических, юридических принципов и закономерностей профессионального психологического обеспечения органов полиции.

Структура диссертации: оформленная диссертационная работа состоит из введения, четырех глав, заключения, списка информационных источников и литературы, приложений.

II. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Анализ основных теоретических концепций профессиональной психодиагностики, тематики профессионализации человека, связанной с предметно-содержательной частью акмеологического оценивания, а также профессиологических теорий и технологий, позволил определить акмеологический подход в качестве теоретического фундамента диссертационного исследования.

Важным для акмеодиагностики являются восемь основных положений.

Во-первых, с точки зрения акмеологического анализа предмета диагностики профессионально-личностный континуум должен рассматриваться как целостная развивающаяся и преобразующаяся динамическая система человеко-деятельностных связей, взаимодействий и отношений. То есть акмеодиагностика нацелена «на изучение двух равноценных и взаимосвязанных объекта (деятельности и человека)» посредством выявления и оценивания зависимостей, которые их связывают. Лишь при условии взаимоприспособления человека и профессии профессиональная деятельность может стать средством раскрытия его индивидуальности, способствовать реализации потенциальных возможностей и, следовательно, средством достижения вершины развития личностных и профессиональных качеств, его акме. Важной особенностью акмеодиагностики является интерпретационная представленность субъекта в виде психологического проявления динамичного процесса дальнейшего преобразования и сообщающегося развития человека и профессии. Внешние условия, внутренние отношения и преобразования функциональных связей системы «человек-профессия» развиваются и преобразуются в едином пространственно-временном континууме профессионализации субъекта до степени Мастера (термин А.А.Бодалева). Поэтому диагностика, исходя из требований деятельности к специалисту, представляет собой восходящую «спираль» развития, в которой оценивается в одном контексте и человек, и профессия.

То есть, практическое акмеологическое исследование характеризуется: «отсутствием серийности»; господством целостной парадигмы, объединяющей номотетический и идеографический принципы; комплементарностью (взаимодополнительностью); выявлением и оценкой противоречий развития (Л.Г.Лаптев, В.Г.Михайловский, В.А.Пономаренко, Н.Т.Селезнева, В.Д. Шадриков и др.); алгоритмизацией деятельности (П.Я.Гальперин, С.В.Невзоров, Р.С.Сафин, М.Я.Виленский и др.), которая приобретает не нормативно-логический, а конструктивный характер, и оптимизацией способа действия (В.А.Пономаренко и др.).

Во-вторых, в трудах основоположников акмеологии сформулирована возрастающая потребность в построении т.н. акмеологической эпистемологии, теории познания, основанной на новом подходе к разработке специфически акмеологических методов исследования и развития зрелого в хронологическом, профессиональном и личностном плане человека.

В-третьих, в структуре акмеологического исследования можно выделить первичное (исследование частного случая) и вторичное оценивание (диспозиций, качеств личности, характеристик группы и др.). На первом этапе индивидуальное деиндивидуализируется, а единичные явления переводятся в разряд особенного или общего, а на втором - дается объяснение этих явлений, где они «восходят» к тенденции, закону или теории.

загрузка...