Delist.ru

Акмеологическая концепция диагностики кадров государственной службы (05.04.2007)

Автор: Носс Игорь Николаевич

методика «Физиогномическая оценка личности» (ФОЛ);

методика «Психологический анализ почерка» (ПАП);

автоматизированный ситуационный тест «РИТМ»;

анкетные варианты «Методики поэтапной диагностической оценки» Б.Я.Шведина (МПДО-ПА);

ряд комплексных психологических методик оценки профессиональной пригодности сотрудников оперативно-следственных, административно-хозяйственных, оперативно-боевых, информационно-аналитических и других подразделений органов полиции;

методика оценки мотивации и эффективности профессионального самосовершенствования сотрудников государственной службы.

Перечисленные методики сочетались с методами, применяющимися в различных кадровых структурах для психологического отбора и сопровождения профессиональной деятельности:

различные модификации клинического опросника ММРI;

модификации различных вариантов тестов оценки уровня и специфики интеллектуальных способностей (Г.Айзенка, Дж.Равена, Р.Кеттелла, Р.Амтхауэра и др.);

методика оценки креативности «Тест отдаленных ассоциаций - RAT» С.Медника;

тесты оценки уровня развития познавательных психических функций (корректурная проба: «Кольца Лондольта», «Отыскание чисел», «Грамотность», «Установление закономерностей», «Перепутанные линии», «Комбинаторные способности», «Аналогии», «Кубики») и др.;

опросник «Уровень субъективного контроля» Д.Роттера;

«Методика интерперсональной диагностики» Т.Лири;

«Методика диагностики стиля взаимодействия» К.Томаса;

«Тест юмористических фраз» А.Г.Шмелева;

сокращенный вариант опросника «Общая способность к управленческой деятельности» Л.Д.Кудряшовой;

методика аппаратурного психофизиологического исследования (АПФИ) на базе «ЭПОС»;

- включенное наблюдение, клиническая беседа, естественный эксперимент и др.

Результаты заносились в электронную базу данных (ACCESS) и подвергались статистической обработке и анализу в пакетах EXCEL, STUDY и STATISTICA for Windows.

Эмпирическая база и этапы исследования. Эмпирической базой исследования является выборка сотрудников Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков, Федеральной службы налоговой полиции, военнослужащих Министерства обороны в количестве 8 тыс. 840 чел., проходивших периодическое психологическое обследование и социально-психологическое изучение с 1981 по 2006 годы. В период подготовки и оформления диссертации непосредственное экспериментальное психологическое исследование в разных режимах и по различным основаниям проводилось на выборке 3 511 сотрудников органов налоговой полиции и наркоконтроля (Сотрудники налоговой полиции и наркоконтроля далее обозначены как сотрудники полиции). Экспериментальные исследования проводились в течение одиннадцати лет.

Первый этап исследования касался начального периода формирования системы углубленного психологического изучения кандидатов на госслужбу и сопровождения профессионализации сотрудников (1995-1997 г.г.). Теоретическому и эмпирическому анализу подвергалась деятельность правоохранительных органов и других силовых ведомств по разработке, внедрению и использованию новых психодиагностических технологий, оценки результатов профессионального становления и повышения эффективности оперативно-служебной деятельности сотрудников полиции. Были получены данные о контрольно-оценочных возможностях психодиагностики сформировавшихся у сотрудников знаний, умений и навыков, уровня их мотивации к профессиональному совершенствованию, индивидуальных личностных особенностей, профессиональных способностей.

Анализ и обобщение материала, полученного на этом этапе исследования, позволили определить основные противоречия и проблемы, связанные с формированием и реализацией комплексного развития личностных особенностей и служебно-профессиональных требований к специалистам, выявить резервы в управлении профессионализацией кадров и определить направления в перестройке системы подбора и распределения персонала.

Результаты и выводы, полученные на данном этапе исследования, привели автора к пониманию важности для служебно-профессиональной деятельности государственных служащих такого личностного образования, как профессионально-личностная пригодность, выявили недостаточность научных и эмпирических исследований на эту тему и позволили сформулировать цели и задачи, наметить основные направления исследования диагностики эффективности профессионализации государственных служащих.

Второй этап (1998-2000 г.г.) был нацелен на разработку теоретико-методологических основ изучения особенностей профессионализации государственных служащих, проверку выдвинутых гипотез, уточнение понятий, дальнейшую операционализацию основных категорий, разработку диагностического инструментария и его апробирование, разработку экспериментальных методик. Проведены психолого-акмеологические исследования профессионально важных качеств государственных служащих, особенностей их служебно-профессиональной деятельности в условиях правоохранительной системы.

Третий этап исследования (2001-2003 г.г.) включал разработку акмеологической концепции диагностики хода и развития профессионализации сотрудников полиции, апробирование модели, алгоритмов и технологий, условий и факторов оптимизации психологического оценивания. Проведено глубинное психодиагностическое обследование различных категорий госслужащих оперативного и обеспечивающего профилей деятельности. Выявлены индивидуально-психологические особенности, личностные и профессиональные качества, способности, умения, навыки госслужащих, разработаны акмеологические модели диагностики, способствующие адекватной оценке эффективной траектории профессионализации персонала.

Четвёртый этап (2004-2006 г.г.) является обобщающим для подведения итогов исследования и разработки научно-методических и прикладных рекомендаций по реализации акмеологической концепции диагностики кадров государственной службы. На основе обобщенного теоретико-методологического и эмпирического анализа разрабатывались методические рекомендации, программы углубленного психологического изучения кандидатов на службу, социально-психологического сопровождения деятельности сотрудников, алгоритмы оптимизации индивидуально-психологического контроля профессионализации персонала, системы выдвижения и перемещения кадров, их аттестации, исследование методов руководства подразделениями.

Надежность, достоверность и обоснованность полученных результатов подтверждается достаточным уровнем методологической, методической и экспериментальной обоснованности выбранной темы и основательной теоретической проработкой проблемы, высоким уровнем валидности, надежности и прогностичности экспериментальных методов и использованных психодиагностических средств, научно выверенным применением способов проверки внешней и внутренней валидности методик и процедур, математически корректным применением методов статистического анализа полученных психологических данных, сбалансированным сочетанием процедур качественной и количественной оценки результатов, а также использованием компьютерных средств математической обработки психологических показателей и их производных.

Основные научные результаты, полученные лично соискателем, и их научная новизна

Представлены результаты фундаментального междисциплинарного акмеологического исследования проблемы профессиональной диагностики государственных служащих на стыке философии, социологии, информатики, статистики, общей, возрастной, педагогической, социальной психологии, психологии управления, эргономики, психологии труда. В данном контексте решена крупная научная проблема, заключающаяся в разработке теоретико-методологических и прикладных основ развития акмеологической диагностики. Его ключевой компонент - акмеологический подход - обеспечил выявление системных основ целостной акмеодиагностики государственных служащих как нового контрольно-оценочного звена их продуктивной профессионализации в условиях правоохранительной системы.

Разработана акмеологическая концепция продуктивного развития диагностики государственных служащих в концептуальном и научно-методическом плане, которая системно объединяет модель, алгоритм, технологии, а также раскрывает механизмы, условия и факторы оптимизации развития на основе активного использования инновационных психотехнологий и современных теоретико-экспериментальных средств оценки и личностно-профессионального развития персонала. Комплекс научно-практических методов, созданных и апробированных автором в органах полиции, обеспечил получение и обобщение новых научных данных, которые систематизируют и расширяют представления о возможностях и сущности, содержании и организации личностно-профессионального развития кадров государственной службы. Эти новые научные результаты фундаментального и прикладного характера выражаются в следующем.

Выявлены методологические предпосылки построения основ акмеологической эпистемологии, сосредотачивающей свое внимание на целостном, полиаспектном подходе к исследованию акмеологических феноменов, отличающихся измерением не только актуального и прогнозируемого состояния объекта, но и нацеленного на вершинные позиции его развития. Вершинно-эталонные горизонты профессионально-личностного развития в рамках акмеодиагностики определяются в комплексном процессе оценивания, в котором исследуются и сопоставляются между собой и профессиональные требования, и личностные особенности человека, и условия формирования субъекта, и характеристики среды, и специфика управления, и черты групповых отношений и взаимодействий.

Показано, что содержание, методические средства и организация акмеологической диагностики рассматривается как целостный системный процесс, включающий: а) изучение, выявление и оценку признаков, критериев, показателей и особенностей профессиональной деятельности сотрудников полиции; б) оценку возможностей субъектов профессиональной деятельности её качественного освоения и успешного выполнения на высоком квалификационном уровне, а также в) системного выявления, оценки, коррекции и прогноза развития этих возможностей организационно-психологическими средствами. При этом акмеологическая диагностика представляется не только и не столько в виде методического препарирования и прогноза развития личности отдельного профессионала или группы, сколько как вид научного исследования обстоятельств и условий их жизнедеятельности, динамики и развития в индивидуально-личностном, профессионально-функциональном, социальном и управленческом поле. Комплексному изучению подвергаются: профессиональная деятельность; психологический статус человека-работника; социальный статус сотрудников в профессиональном коллективе; особенности межличностных отношений в профессиональной группе; статус руководства и особенности управления коллективом.

Обоснованы уровни акмеологической диагностики, которые построены как единый методический блок, предполагающий систематический мониторинг, что предопределяет комплексность, целостность и всесторонность диагностики в рамках психолого-акмеологического анализа профессионального развития и динамики психологии как отдельного работника, так и всей организации.

Расширен понятийный теоретико-методологический аппарат за счет введения новых категорий и уточнения уже имеющихся понятий. В работе введен и описан целый ряд новых научных категорий и понятий: «акмеологическая эпистемология», «акмеологическая диагностика (акмеодиагностика)», «акметический (доакметический, постакметический) этап развития», «принцип экометрии», «психодиагностический цикл», «углубленное психологическое изучение кандидатов на службу», «аппаратурное психофизиологическое исследование» и др. Уточнены и дополнены такие понятия, как: «система профессиональной диагностики государственных служащих»; «критерии, показатели и уровни продуктивного развития профессионализации», «оптимизация системы диагностики кадров», «психологическое сопровождение», «психологическое обеспечение деятельности», «подбор, отбор и распределение кадров», «социально-психологическое сопровождение». Разработана и опубликована статистическая формула оценки сопряженности признаков исследуемых объектов.

Определен предметно-онтологический статус акмеологической диагностики как целостного системного динамического феномена: она осуществляется на разных этапах субъективной активности человека; участвует в процессах формирования субъекта-профессионала на каждой фазе его профессиональной жизнедеятельности: доакметической, акметической и постакметической; осуществляется в различных формах с применением разных методов (сбор информации об объекте и внешних условиях управления, прогнозирование поведения объекта, планирование вариантов управляющих воздействий, оформление решения в виде некоего результирующего организационно-методического документа, контроль исполнения решения на основе анализа измененного поведения объекта управления), обеспечивает развитие индивида за счет специальной системы конкретных рекомендаций для коррекции профессионализации субъекта в условиях служебной деятельности.

Дана характеристика акмеологической диагностики кадров государственной службы как системы психолого-педагогического воздействия на персонал организации в целях формирования у него интегрального личностного новообразования профессионализма, обеспечивающего необходимый для каждого специалиста уровень эффективности личностно-профессиональной идентичности, характеризующей зрелую личность человека-профессионала. На материале анализа перспективных образцов использования новых психотехнологий в практической деятельности государственных служащих разного уровня и специфики функционирования определено место акмеодиагностики в структуре профессионализации. Обосновано, что субъект профессиональной деятельности, овладевая новыми навыками и технологиями в условиях экстремальных ситуаций правоохранительной системы как средством эффективной реализации профессиональной деятельности, требует планово-контрольного сопровождения и коррекции, контуры которых задает системная акмеодиагностика.

Доказано, что включенность системы акмеодиагностики в реализацию управленческих задач повышает эффективность деятельности государственных служащих различного уровня. Доказательно представлено, что системная диагностика является особым видом акмеологической деятельности, органично включенной в профессиональную деятельность и взаимодействия. Предметом этой деятельности является оценка развития профессионально-личностного континуума, прогнозирование и контроль траектории саморазвития и самосовершенствования госслужащего в целях повышения эффективности профессиональной деятельности. Выявлено и дано содержательное наполнение таких структурных единиц акмеологической диагностики, как содержательно-предметный план (ценности, мотивы, цели, профессионально важные качества и способности), инструментально-методический план (методы оценивания, методики, технологии и техники) и организационно-процессуальный план (организация диагностического акта, построение оптимальной интеракции, а также опыт работы психолога и способы его реального использования в профессиональном управленческой деятельности). Раскрыты характеристики оценки уровня и специфики профессионализации государственных служащих в правоохранительной системе на уровне общего, особенного и единичного.

Определены и систематизированы внутренние и внешние проблемы и противоречия акмеодиагностики личностно-профессионального развития кадров государственной службы: внутренние на уровне личности (индивид - личность, личность - субъект процесса профессионализации, субъект процесса профессионализации - индивидуальность); на уровне профессиональной деятельности (мотив - цель, цель - результат, целеполагание - средства, способы реализации); на уровне взаимосвязи личностно-профессионального развития и профессиональной деятельности (развитие - деятельность - общение), на уровне измерения (теоретическое - прикладное, содержание – форма, возможности - ограничения) и внешние: государственный служащий - средства диагностики, государственный служащий – права личности, государственный служащий - государственное управление, государственный служащий – ограничение прав в связи с выполнением служебных обязанностей.

Установлено, что разрешение выявленных внутренних и внешних противоречий позволяет определить общую организацию, связи и зависимости развития акмеологической диагностики как целостной многоуровневой, функционально-динамической системы. В индивидной, личностной и профессиональной зонах выявлены источники и механизмы продуктивной профессионализации сотрудников правоохранительных органов: особенности мотивационно-целевой и потребностной направленности; сформированность и возможности для развития профессионально важных качеств государственного служащего и др.

Выявлены критерии, показатели и уровни диагностики развития личностно-профессиональной компетентности государственных служащих в зависимости от принадлежности к определенному направлению (специальности) правоохранительной деятельности. В результате исследований выявлены критериальные модели диагностики индивидуального когнитивного стиля деятельности специалиста, коммуникативных качеств, эмоционально-волевой устойчивости, физиологических резервов организма и особенностей мотивации.

загрузка...