Delist.ru

Акмеологическая концепция диагностики кадров государственной службы (05.04.2007)

Автор: Носс Игорь Николаевич

Состояние научной разработанности проблемы исследования.

История психодиагностики демонстрирует неисчерпаемую глубину теоретических и методических наработок в этой области. Практика применения методов психодиагностики связана с необходимостью оценки качеств людей, их индивидуальных особенностей, уровня развития их способностей по выполнению тех или иных профессиональных или творческих задач. По сути, методы диагностики составляют основу психологии параметрического управления персоналом, ведь, отобрав из массы претендентов людей определенного рода, с особыми личностными и профессиональными качествами, можно опосредованно влиять и на психологический климат внутри коллектива, и на качество принимаемых решений и действий, и на направление работы организации, и, наконец, на данную систему управления. С другой стороны, акмеодиагностика дает возможность выявить тех людей, которые по своим качествам способны стать мастерами своего дела, профессионалами в полном смысле этого слова. Гуманистический ракурс акмеологической диагностики заключается в том, что своевременная достоверная профессиональная оценка и консультация дают человеку возможность убедиться в правильности собственного профессионального выбора, вследствие чего избежать негативных последствий профессиональных трудностей и карьерных неудач.

Психодиагностика - одна из тех отраслей психологии, которая с самого зарождения стала в полном смысле психологической практикой. Методики развивались и множились не только и не столько под воздействием познавательного интереса их научных родоначальников Ф.Гальтона, Дж.Кеттелла и др., сколько детерминировались потребностью практики. Поэтому Г.Мюнстерберг приспособил диагностические методы для психотехнических испытаний по отбору способных вагоновожатых, А.Бине и Т.Симон изобрели шкалу умственного развития для дифференцированного обучения детей, а В.М.Бехтерев использовал оценочные психологические методы для отбора военных летчиков и моряков.

Если подвергнуть анализу современные исследования в данной области, необходимо отметить вклад в становление и развитие прикладной психодиагностики Анастази А., Богданова Е.Н., Бодалева А.А., Борисовой Е.М., Бурлачука Л.Ф., Готтсданкера Р., Гуревича К.М., Деркача А.А., Журавлева А.Л., Люшера М., Кеттелла Р., Кудряшовой Л.Д., Кулагина Б.В., Личко А.Е., Логиновой Н.А., Марищука В.Л., Морозова С.М., Романовой Е.С., Собчик Л.Н., Столина В.В., Ханина Ю.А., Шадрикова В.Д., Шмелева А.Г. и многих других, которые в своих трудах осуществили попытку ввести диагностику в лоно психологии труда.

Акцентируя внимание на профессиологических изысканиях, следует подчеркнуть наличие многочисленных исследований, связанных с психологической проблематикой профориентации (Атутов П.Р., Бажутин Г.Г., Бубнова С.С., Гаврилов В.Е., Галкина О.И., Голомшток А.Е., Егоров А.С., Климов Е.А., Кудрявцев Т.В., Михайлов И.В., Петров В.П., Платонов К.К., Ростунов А.Т., Сухарев А.В., Чебышева В.В., Чугунова Э.С., Шавир П.А., Шегурова В.Ю. и др.), психологическим анализом и моделированием профессиональной деятельности (Ананьев Б. Г., Гаврилов В.Е., Геллерштейн С.Г., Герон Э., Гордон В.М., Деркач А.А., Дмитриева М.А., Забродин Ю.М., Зинченко В.П., Иванова Е.М., Климов Е.А., Лоос В.Г., Платонов К.К., Суходольский Г.В., Талызина Н.Ф. и др.), психологией принятия профессиональных и управленческих решений (Алгазин Г.И., Бецкер О., Бурчфилд Д., Васильев А.И., Куль Ю., Крылов В.Ю., Савченко Т.Н., Смирнов А.И., Цигичко В.Н., Шапиро Д.И., Шведин Б.Я. и др.), профессиональной адаптацией (Безносиков В.Н., Березин Ф.Б., Брудный В.И., Игнаткин В.Н., Милославова И.А., Мкртчан А.А., Филиппов А.В. и др.), организацией работы, трудовых действий и операций (Артемьева Т.И., Китов А.И. и др.), привлечением, подбором, отбором, расстановкой и аттестацией персонала в том числе управленческих кадров (Агеев В.С., Аунапу Ф.Ф., Блэк С., Бляхман Л.С., Деркач А.А., Журавлев А.Л., Кулагин Б.В., Лаптев Л.Г., Левитов Н.Д., Марищук В.Л., Меньшиков А.И., Никифоров Г.С., Съедин С.И., Тарасов В.К., Уэллс У., Бернет Дж., Мориати С., Филиппов А.В., Шадриков В.Д. и др.), профессиональной подготовкой, переподготовкой и повышением квалификации кадров (Бадалов Л.М., Зюзин Д.И., Митчелл Г., Мошкова И.Н., Малов С.Л., Мощенко А.В., Сигов И.И., Шахова В.А. и др.).

Акмеологическое направление исследований во многом связано с поиском и определением нормативных и критериальных характеристик и устоев высшего уровня развития человека как профессионала и как личности. Именно в этом пункте системное акмеодиагностическое исследование проявляет свою научную новизну.

На кафедре акмеологии и психологии профессиональной деятельности РАГС при Президенте РФ и в других психологических организациях проведены исследования психологических особенностей государственных служащих и управленческих кадров под руководством Анисимова С.А., Деркача А.А., Иванникова В.А., Конюхова Н.И., Кричевского Р.Л., Марковой А.К., Секача М.Ф., Селезневой Е.В., Синягина Ю.В. Съедина С.И. и др. Накоплен богатый исследовательский материал по проблемам развития акмеологической культуры (Селезнева Е.В.), рефлексивной культуры (Степанов С.Ю.), профессионального самосознания руководителя (Москаленко О.В.); оценки и оптимизации личностно-профессионального потенциала управленческих кадров (Марков В.Н.); формирования управленческой команды (Синягин Ю.В., Съедин С.И.); «деформации» профессиональной деятельности (Дружилов С.А.); «маргинализации» специалистов (Ермолаева Е.П.); учета паранояльно-акцентуированных черт руководителей (Епифанцев С.Н.), истероидных черт (Ермаченко Л.И.), профессиональных акцентуаций (Фантина С.Г.), феминизированных черт у мужчин (Зингер Т.Э.); профилактики и разрешения внутриличностных конфликтов (Жданов В.О.); соотношения творческих и акмеологических способностей (Зубова О.Н.); психологических особенностей сотрудников следственных органов (Глухов И.А.), федеральной службы налоговой полиции (Чанзан Т.В.), оперативных работников уголовного розыска (Хрусталева Т.А.); индивидуального стиля управления руководителей правоохранительных органов (Финашин А.В.); психодиагностики в кадровом обеспечении государственной службы (Жидаев С.С., Климов Е.А., Князев А.М., Костенко Е.П., Марков В.Н., Суворова А.А., Съедин С.И., Толочек В.А., Чирковская Е.Г.) анализа, моделирования деятельности и акмеографии (Деркач А.А., Огнев А.С., Гончаров Ю.Н., Зазыкин В.Г.); психологии безопасности (Деркач А.А., Секач М.Ф.); сохранения профессионального здоровья (Жданов О.И.); мотивации профессионального совершенствования (Лаптев Л.Г.) и др.

В качестве вывода следует отметить, что всесторонние исследования проблематики методологии и методического обеспечения психодиагностики, их профессиологического приложения и критериально-нормативная основа оценки акмеологического уровня развития человека-профессионала являются экспериментально-теоретическим базисом движения к формированию целостного представления и практической реализации акмеологической концепции диагностики кадров государственной службы.

Таким образом, актуальные потребности общественной практики и уровень разработанности акмеологических основ системы диагностики кадров государственной службы обусловили выбор темы, предопределили объект, предмет, цели и задачи исследования.

Цель исследования заключается в разработке акмеологической концепции целостной, систематизированной диагностики кадров государственной службы.

Объектом исследования является профессионально-личностный континуум эффективного профессионального функционирования и развития органов государственной службы.

Предметом исследования выступает акмеологическая диагностика в виде контрольно-оценочной оптимизации личностно-профессионального функционирования и развития госслужащих.

Основные гипотезы исследования

1. Акмеологическая диагностика государственных служащих представляет собой целостную систему определения степени соответствия личностно-профессионального статуса человека некоторому эталону, идеальной модели условий наивысшего расцвета человека как профессионала и как личности. Достижение этого идеала зависит от внутренних человеческих ресурсов субъекта и от системы его профессионализации в целом, в которые входят функционально-личностные, эколого-эргономические, организационные и социальные условия, подвергающиеся в процессе диагностики системной, объективной и достоверной оценке, моделированию, контролю с целью дальнейшего их преобразования.

2. Акмеологическая диагностика как система имеет свою структуру, элементами которой являются: 1) анализ профессиональной деятельности и моделирование личностно-профессиональных требований к человеку; 2) определение уровня и направления профессионализации людей, с целью расстановки сотрудников в соответствии с уровнем их личностного развития и спецификой профессиональной пригодности; 3) системный психологический мониторинг динамики профессионализации и личностного развития персонала органов государственной службы; 4) выявление профессиональных, социальных, организационных и акмеологических факторов, влияющих на профессионализацию персонала, анализ эффективности профессиональной деятельности кадров и др., а также 5) разработка и совершенствование инструментально-методических средств акмеологического измерения.

3. Акмеодиагностика кадров госслужбы как практическое воплощение акмеологической эпистемологии представляет собой целостную систему, которая должна отвечать принципам: развития, комплексности исследовательского процесса (целостности), имплицитности, моделирования, оптимальности, обратной связи, личностно-деятельностного и психосоциального подходам и нравственно-экологическому принципу (экометрии).

4. Акмеологическая диагностика представляет собой целостную систему, подсистемы и элементы которой тесно взаимосвязаны и влияют друг на друга. Элементы не могут существовать вне целостной системы и поэтому диагностика должна осуществляться комплексно, т.е. на всех уровнях профессиональной системы (по мере осуществления возможностей) и развертывается по мере накопления методического и организационного ресурсов.

5. Средства, методики и техники акмеодиагностики должны периодически проходить процедуру проверки валидности, надежности, нормативности и прогностичности на выборке персонала конкретной исследуемой организации. Предполагается, что ввиду динамичности профессиональных функций и отношений в реальной организации объективность данных диагностики имеет относительное приложение и требует постоянного совершенствования методических средств. В этом состоит содержательное наполнение сугубо методической части акмеологической эпистемологии.

6. Целостность системы акмеологической диагностики должна обеспечивать прогностическая формально-методическая модель оценки психолого-акмеологических признаков, критериев и показателей исследуемой профессиональной деятельности персонала, представляющая собой документ, регламентирующий организацию, процедуру и практическую применимость результатов данного психодиагностического акта.

7. Акмеодиагностика представляет собой систему не только методических изысканий и способов получения эмпирических данных, но и систему морально-этических и юридических обстоятельств, которые необходимо учитывать в процессе психологической работы с кадрами государственной службы.

Задачи исследования

Систематизировать научно-теоретические исследования генезиса проблемы, развития содержания взглядов и подходов к роли диагностики в рамках психологии структурного, параметрического и ситуативного менеджмента.

Выявить общие, особенные и индивидуальные признаки кадров государственной службы в рамках достоверных научно-обоснованных критериев и показателей диагностики.

Разработать модели анализа профессиональной деятельности и акмеодиагностики кадров государственной службы, выработать алгоритмы продуктивной диагностики, акмеологические программы, выявить условия и факторы, обеспечивающие продуктивную акмеодиагностику государственных служащих.

Экспериментально и теоретически обосновать и представить акмеологическую концепцию диагностики кадров государственной службы, в результате чего выявить принципы, закономерности, механизмы акмеологической диагностики профессионализации кадров государственной службы.

Выработать пути оптимизации процесса акмеологической диагностики посредством обоснования стратегий, тактик, методов и технологий исследования профессиональной деятельности, диагностики персонала и сопровождения профессионализации кадров государственной службы.

Разработать экспериментально-теоретическое обоснование системы акмеологического обеспечения профессиональной деятельности кадров государственной службы.

Сформулировать научно-практические рекомендации по оптимизации организационно-методических, содержательных и процессуальных аспектов акмеодиагностики в федеральном государственном органе.

Теоретико-методологической базой исследования являются психологические принципы социальной детерминации психических процессов, единства сознания и деятельности, развития и системности, а также концепция интегрального подхода к изучению индивида, личности и профессиональной деятельности, разработанная Б.Г.Ананьевым, А.Н.Леонтьевым, Б.Ф.Ломовым и другими психологами.

Большое влияние на теоретико-методологическое осмысление проблемы оказали работы, раскрывающие идеи культурно-исторической концепции развития высших психических функций Л.С.Выготского, личностно-деятельностного подхода С.Л.Рубинштейна и А.Н.Леонтьева, теории способностей и индивидуальных различий Б.М.Теплова, поэтапного формирования умственных действий и понятий П.Я.Гальперина, периодизации психического развития личности в онтогенезе Д.Б.Эльконина, формирования личности Л.И.Божович, психометрического подхода к диагностике личности и группы А.Анастази, акмеологической концепции Н.В.Кузьминой, А.А.Бодалева, А.А.Деркача, Е.А.Климова, концепции профпригодности субъекта В.А.Бодрова, личностно-центрированной концепции исследования индивидуального сознания Дж. Келли, наследования психических свойств К.Бюлера, «коллективных представлений» в социологии Э.Дюркгейма, теории персонализма В.Штерна, социально-культурно-исторических детерминант психики субъекта Э.Эриксона, философско-гуманистические идей П.Тейяра де Шардена, В.Н.Вернадского, Л.Н.Гумилева и др.

Методы исследования. Для реализации поставленных задач использован комплекс научных методов, объединенных в рамках экспериментального акмеологического исследования.

Применялись также общенаучные методы исследования, теоретико-методологический и логический анализ, построение аналогий, обобщение и интерпретация научных эмпирических и теоретических данных.

В экспериментальной части исследования использовались разработанные соискателем частные и комплексные оригинальные методики:

«Анкета кандидата на службу»;

«Технология психосемантического анализа деятельности» (ТПА-САД);

«Тест адекватных характеристик объекта» (ТАХ);

модификации «Формализованного теста рисуночных фрустраций С.Розенцвейга» (ФТФ - 1, 2, 3);

методика «Психографического анализа результатов деятельности» (Рисунок дерева К.Коха);

модификация корректурной пробы «Слоги»;

профессиональные тесты на специфическую зрительную память «Лица», «Интерьеры» (для сотрудников подразделений специального назначения);

загрузка...