Delist.ru

Особенности воспроизводства образовательного потенциала рабочих в современном российском обществе: социологический анализ (05.04.2007)

Автор: Макарова Марина Николаевна

Взаимосвязь различных уровней образования, как и элементов экономического процесса, должна быть необходимым аспектом трансформаций образовательных институтов с целью подготовки квалифицированных кадров и их адаптации к производственной системе. Такой режим воспроизводства можно определить как «интеграция уровней». Интеграционные процессы в профессиональной подготовке современных российских рабочих должны предусматривать следующие аспекты:

интеграция образовательных уровней (допрофессиональная подготовка, начальное, среднее, высшее профессиональное образование, система повышения квалификации и переподготовки);

интеграция федеральных, региональных и локальных (на уровне образовательных учреждений) образовательных программ, предусматривающая преемственность образовательного процесса;

интеграция умений и навыков, выраженная во включенности компетенций одного уровня в образовательные программы другого уровня, обеспечивающей гибкость и многофункциональность рабочей силы.

В современном обществе воздействию индивидуализации подвержены процессы труда, производства, потребления. Она становится также основой мотивации к получению профессии и образования. Формирование индивидуальных профессиональных навыков, неповторимого набора компетенций обеспечивает индивиду независимость и адаптивность в экономической системе. Режим воспроизводства, обеспечивающий субъектам возможности выстраивать индивидуальные стратегии занятости, можно определить как «индивидуализация уровней». Он предусматривает ориентацию обучающихся по профессии на формирование гибких стратегий, позволяющих, с одной стороны, обеспечить универсальность и широту подготовки работника, вовлеченного в изменяющиеся экономические процессы, а с другой – стимулировать его к развитию индивидуальных особенностей и приобретению специфичных навыков, выгодно отличающих его от других, развитие индивидуальности профессиональных навыков с целью повышения эффективности использования человеческого потенциала посредством трансляции способностей, которые не могут быть заменены машиной. Усиление индивидуальной составляющей производства и образования должно отражаться и на учете специфических качеств, способностей работника, его приверженности к определенному типу труда.

В заключении представлены основные выводы по результатам диссертационного исследования, определены перспективные направления дальнейшего изучения проблемы.

Библиографический список содержит 254 источника, из которых 31 – англоязычный.

Приложения содержат таблицы по результатам эмпирического анализа, не вошедшие в основной текст работы.

По теме диссертационного исследования опубликованы следующие работы автора:

Публикации в ведущих рецензируемых научных журналах,

рекомендованных ВАК России

Макарова М.Н. Трансформация механизмов профессиональной подготовки рабочих как условие экономического развития регионов // Образование и наука. Ек-г, 2006. № 5. С. 84 – 92. (0,6 п.л.).

Макарова М.Н. Механизмы взаимосвязи профессионального образования и рынка труда // Экономика и управление. СПб., 2006. № 3. С. 111 – 116 (0,8 п.л.).

Макарова М.Н. Режимы воспроизводства образовательного потенциала рабочих в аспекте регионализации // Известия вузов. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. Спецвыпуск. «Проблемы социокультурной трансформации современного российского общества» Ростов н/Д, 2006. – С. 32-35. (0,4 п.л.).

Макарова М.Н. Специфика западных и российских процессов воспроизводства современного рабочего касса в транзитивной экономической ситуации // Гуманитарные и социально-экономические науки. Ростов н/Д., 2006.№ 7 – С. 125-127. (0,4 п.л.).

Макарова М.Н. «Конец труда» и дефицит рабочих кадров // Человек и труд. М., 2006. № 11. С. 22-26. (0,5 п.л.)

Макарова М.Н. развитие образовательного потенциала рабочих в регионе (на примере Удмуртской Республики) // Профессиональное образование. М., 2006. № 9. С. 34-36. (0,5 п.л.)

Макарова М.Н. Образовательный потенциал рабочих Удмуртии // Социологические исследования. М., 2006. № 12. С. 111- 118. (0,8 п.л.).

Макарова М.Н. Модернизация профессиональной подготовки квалифицированных рабочих в Удмуртской Республике как фактор экономического развития региона // Вестник Ижевского государственного технического университета. Ижевск, 2006. № 4. С. 88 – 95. (0,8 п.л.).

Макарова М.Н. Особенности трансформации рабочего класса в условиях глобализации // Журнал социологии и социальной антропологии. СПб., 2006. № 2. С. 59 – 68. (0,8 п.л.).

Монографии и учебные пособия

Макарова М.Н. Образовательный потенциал рабочих: проблемы воспроизводства (Вопросы социально-экономической теории и региональной практики): Монография. Ижевск: Изд. дом УдГУ, 2006. (19 п.л.).

Макарова М.Н. Социология образования: учебное пособие. Ижевск: УдГУ, 2006. (10 п.л.).

Макарова М.Н. Труд в обществе знаний. Образование под вопросом (Стратегии воспроизводства образовательного потенциала в современном обществе). Монография. М.: Эдиториал URSS, 2007. (11 п.л.).

Статьи в журналах и сборниках конференций

Макарова М.Н. Взаимосвязь функций высшего образования в трансформирующемся обществе // Социология социальных трансформаций. Материалы международной научно-практической конференции. Нижний Новгород: НГУ, 2003. С. 46 - 49. (0,2 п.л.).

Макарова М.Н. Принципы толерантности в преподавании курса «Социология образования» // Толерантность. Тем. сборник науч. статей. Ижевск: Изд. дом УдГУ, 2002. С. 190 – 203. (1 п.л.).

Макарова М.Н. Специфика национальных культур в содержании образования: анализ скрытого учебного плана // Интеграционный потенциал профессиональной направленности в содержании социокультурного образования. Материалы всероссийской научно-практической конференции. Казань: Казанский государственный университет культуры и искусств, 2003. С. 267 – 269. (0,2 п.л.).

Макарова М.Н. «Скрытый учебный план» как проблема социологии образования: многообразие субъектов конструирования // Вестник Удмуртского университета. Серия Социология и философия. Ижевск: УдГУ, 2003. Вып. 1. С. 17 – 29. (1 п.л.).

Макарова М.Н. Влияние мультикультурных тенденций на содержание образования // Человек и социум: взаимодействие. Сб. научн. ст. Ижевск: УдГУ, 2004. С. 48 – 58. (0,8 п.л.).

Макарова М.Н. Трансформация классовых и социально-групповых характеристик рабочих в условиях глобализации (тезисы) // Сорокинские чтения 2004: Российское общество и вызовы глобализации. Материалы всероссийской научной конференции. Т. 5. М.: Альфа-М, 2005. С. 313 – 316. (0.2 п.л.).

Макарова М.Н. Рабочий класс как объект и субъект трансформаций в условиях глобализации // Вестник Удмуртского университета. Серия «Социология и философия». Ижевск: УдГУ, 2005. Вып. 2. С. (1 п.л.).

Макарова М.Н. Оптимизация образовательного потенциала рабочих как приоритетное направление регулирования рынка труда Удмуртской Республики // Спрос и предложение на рынке труда и рынке образовательных услуг в регионах России. Ч. 2. Петрозаводск, ПетрГУ, 2005. С. 49 – 61. (1 п.л.).

Макарова М.Н. Оптимизация системы начального профессионального образования как приоритетное направление регулирования рынка труда Удмуртской республики // Вестник Удмуртского университета. Серия «Психология и педагогика». 2005. № 9. С. 59-68. (0,8 п.л.).

Макарова М.Н. Образовательный потенциал как механизм обеспечения социальной справедливости в обществе с нестабильной экономикой // Экономика и общество: проблемы социальной справедливости. Материалы Всероссийской конференции. С.-Пб.: Социол. общество им. М.М. Ковалевского, 2005. С. 134 – 136. (0,2 п.л.).

Макарова М.Н., Максимова Е.А., Попова Э.С. Студенты о перспективах педагогического образования // «Инновационные процессы в сфере образования и проблемы повышения качества подготовки специалистов». Материалы международной научно-методическая конференция Ижевск: УдГУ, 2005.С. 95-97 (0,1 п.л.).

Макарова М.Н. Социальная идентичность: уровни рефлексии // Природа человека: сущность и пути восхождения к ней. Ижевск: Ассоциация «Научная книга», 2005. С. 48 - 54. (0,3 п.л.).

Макарова М.Н. Многообразие процессов социального воспроизводства в современном обществе //Ломоносов – 2005. Материалы международной конференции. М.: МГУ, 2005. С. 153 – 155. (0,5 п.л.).

Макарова М.Н. Реализация основных типов воспроизводства образовательного потенциала в современном обществе // Вестник Удмуртского университета. Серия «Социология и философия». 2006. № 3. С. 56-68. (1 п.л.).

Макарова М.Н. Воспроизводство образовательного потенциала в современном обществе // Парадигмы образования: Материалы научной сессии в рамках международной конференции «Парадигмы образования». Ижевск: УдГУ, 2006. С. 116 – 118. (0,2 п.л.).

загрузка...