Delist.ru

Особенности воспроизводства образовательного потенциала рабочих в современном российском обществе: социологический анализ (05.04.2007)

Автор: Макарова Марина Николаевна

На основании анализа результатов Всероссийской переписи 2002 года и других статистических материалов выявлены основные социально-экономические характеристики российских рабочих. Негативные социально-демографические и социально-профессиональные тенденции, выраженные в старении и деквалификации рабочих, снижении престижности рабочих профессий у молодежи, сочетаются с увеличением потребности в квалифицированных работниках этой социально-профессиональной группы в российской экономике.

Базовые стратификационные показатели, такие, как доход, профессия или место проживания, в российском обществе переходного периода оказываются действенными лишь в отношении к позиции в отраслевой структуре экономики. Поэтому социально-профессиональная группа рабочих оказывается трудно определенной в отношении других групп, занятых в одних и тех же отраслях и оказавшихся в аналогичном социально-экономическом положении. Созвучное мировым тенденциям «размывание» рабочего класса имеет в России свои особенности, хотя и во многом связано с этими тенденциями. Если в ведущих западных странах сокращение численности рабочих является следствием автоматизации производства и модернизации технологических процессов, то в нашей стране утрата высококвалифицированных рабочих кадров происходит на фоне снижения объемов производства наукоемких отраслей.

По прогнозам экспертов, в ближайшие годы намечается развитие обрабатывающих отраслей экономики России, которые испытывают в настоящее время наиболее острую потребность в квалифицированных рабочих кадрах. Наряду с характерной для постиндустриального общества потребностью в специалистах-интеллектуалах высокой квалификации для модернизации наукоемких отраслей нарастает потребность в высококвалифицированных рабочих. Между тем современное состояние систем их подготовки и переподготовки не только не соответствует будущим инновационным приоритетам развития, но оказывается не адаптированной к потребностям сегодняшнего дня. Выявление факторов, способствующих этому отставанию, и основных направлений модернизации воспроизводства образовательного потенциала рабочих необходимо для построения и коррекции основных принципов и программ подготовки, гибко и своевременно откликающихся на вызовы времени.

Третья глава «Образовательный потенциал рабочих: специфика и проблемы регионального воспроизводства» направлена на эмпирическое изучение региональных особенностей воспроизводства образовательного потенциала рабочих. В первом параграфе «Социально-трудовые характеристики и структурные особенности трудового и образовательного потенциала рабочих» осуществлено исследование социально-экономической ситуации в России и в регионах, социально-демографических и социально-профессиональных особенностей рабочих на основании статистического анализа и результатов социологических исследований.

Исследование особенностей трудового потенциала представителей рабочих профессий, демонстрирует наметившийся в последние годы дисбаланс социально-профессиональной структуры. Анализ региональных особенностей образовательного потенциала и социально-трудовых характеристик рабочих в различных регионах России предполагал определение ряда показателей на основе расчета коэффициентов, характеризующих, в частности, доли рабочих с профессиональным образованием, рабочих в возрасте до 30 лет, охвата населения начальным профессиональным образованием, коэффициента социального партнерства (подготовка рабочих по договорам с предприятиями), коэффициента выпуска рабочих, динамики приема в профессиональные училища, обеспеченности образовательных учреждений учебными площадями и педагогическими кадрами. В результате были выявлены группы регионов с достаточно высоким средним значением указанных коэффициентов, куда вошли, например, Хабаровский край, Красноярский край, Архангельская область, Алтайский край и др., регионы со средним уровнем показателей – Пермская область, Республика Башкартастан, Удмуртская Республика, Самарская область и др., регионы с низкими показателями – Калужская область, Тверская область, Республика Ингушетия и др. При этом позиции регионов не всегда соответствуют их традиционным рейтингам, например, по размеру валового регионального продукта или по индексу человеческого развития, что указывает на сложность выявления количественных характеристик образовательного потенциала рабочих и многообразие факторов, влияющих на его системные характеристики. Также следует отметить противоречивость значений ряда показателей в отдельных регионах, поскольку система начального профессионального образования в настоящее время находится в сложном неустойчивом положении. Региональные особенности отраслевой дифференциации, традиции развития экономики и образования, социально-демографические и социкультурные процессы – все эти факторы в условиях регионализации профессиональной подготовки рабочих оказывают воздействие на развитие региональных образовательных систем.

Численность рабочих в Удмуртской Республике существенно выше, нежели в России в целом: оно превышает половину занятого населения. Вместе с тем связи с экономическими и социально-демографическими тенденциями ситуация с обеспеченностью рабочими кадрами в регионе является одной из самых напряженных в России. Массовые сокращения работников с крупных предприятий республики в 90-е годы привели к утере массы высококвалифицированных кадров, закрытию многих рабочих специальностей в учреждениях начального профессионального образования. Средняя доля работников с начальным профессиональным образованием, востребованных промышленными предприятиями, составляет 80,3% от общей потребности, что делает ситуацию с обеспеченностью рабочими кадрами не просто кризисной, а скорее катастрофической. Регионализация системы профессиональной подготовки рабочих, выразившаяся в передаче на региональное финансирование большинства учреждений начального профессионального образования республики, обусловливает необходимость не только ее оптимизации, но и приведения ее структуры в соответствие с потребностями экономики региона.

Преобладание возрастной группы работников старшего возраста отражает негативную тенденцию недостатка молодых кадров. Тревожной является также невысокая доля работников с начальным профессиональным образованием в общей численности рабочих кадров (18%). Распределение уровня образования рабочих по отраслям указывает на еще более серьезные проблемы. Наименьший уровень образованности демонстрируют рабочие в производстве машин и оборудования, то есть в тех видах деятельности, которые принято считать «наукоемкими».

Низкие показатели образованности рабочих основных производственных отраслей указывает и на недостаточное использование крупными предприятиями потенциала системы начального профессионального образования, нехватку взаимной заинтересованности в сотрудничестве и нежелание молодежи работать в производственной сфере. Кроме того, подобная ситуация обусловлена также отсутствием подготовки по многим остродефицитным рабочим профессиям, что вынуждает предприятия использовать собственные ресурсы, осуществляя подготовку на рабочем месте либо в системе учебных центров. Именно поэтому в целом среди рабочих преобладают работники без профессионального образования.

Особо следует отметить то, что основной потребностью работодателей является высокий уровень квалификации рабочих: представители большинства наиболее дефицитных профессий, по мнению работодателей, должны иметь уровень квалификации в диапазоне от 4 до 6 разряда. Между тем, образовательные учреждения не могут предложить такого высокого уровня подготовки рабочих кадров: по большинству специальностей начального профессионального образования присваивается 3 разряд, и лишь по небольшому количеству – 4 разряд (не более 25%). Именно по наиболее дефицитным и востребованным профессиям, таким, например, как токарь, электрогазосварщик, фрезеровщик, станочник, слесарь, электромонтер и пр. отмечается несовпадение реального и требуемого уровня квалификации, что делает ситуацию с обеспечением этими специальностями еще более напряженной. Работодатели понимают, что в условиях социально-экономических и технологических изменений создание гибкой непрерывной модели профессиональной подготовки работников является необходимостью, которая признается как системой профессионального образования, так и потребностями изменяющегося рынка труда. Решение этих проблем силами только предприятий и образовательных учреждений в настоящее время является затруднительным.

Третий параграф «Перспективы региональной кадровой политики и направления модернизации профессиональной подготовки рабочих» направлен на выявление демографических, экономических, социально-трудовых и образовательных факторов, обусловливающих проблемы, выявленные в ходе статистического и социологического анализа, а также тенденций социально-экономического развития региона и направлений кадровой политики. Среди демографических факторов, в наибольшей степени влияющих на ситуацию в сфере занятости, следует отметить процесс снижения численности выпускников основной школы, а также нехватку высококвалифицированных технических специалистов и квалифицированных рабочих в возрасте 35-45 лет, составляющих основу кадрового потенциала экономики. Отсутствие притока молодежи, недостаток квалифицированных рабочих среднего возраста – все это факторы, способствующие тому, что в ближайшие пять – десять лет экономика республики может столкнуться с физическим отсутствием квалифицированных рабочих кадров в связи с невозможностью восполнить убыток численности с выходом на пенсию значительной доли представителей рабочих профессий.

Следует отметить обеспокоенность экспертов перспективами развития экономической ситуации во многих промышленных регионах, при отсутствии кардинальных перемен, основанных на отказе от экстенсивных форм хозяйствования и акцентировании внимание только на сырьевых источниках получения прибыли. Развитие непроизводственных отраслей должно обеспечить поступательное движение производств, основанных на применении наукоемких технологий, взаимосвязи науки и производственных процессов, их интенсификации и автоматизации. Только при этом условии экономика республики сможет претендовать на прогрессивные изменения, в том числе и в отношении оптимизации использования трудового и образовательного потенциала. Средние оценки экспертов показывают наименьшую обеспеченность кадрами в таких группах, как промышленные и сельскохозяйственные рабочие (не более 60%).

В ходе экспертных интервью были выявлены факторы снижения престижности рабочих профессий. Первый и основной – отсутствие экономических стимулов, низкая заработная плата рабочих. Непривлекательность физического труда у молодежи сопровождается усилением потребительских ориентаций, которые вызваны также усилением роли непроизводственных отраслей, характерных не только для российской, но и для всей мировой экономики. Однако если во всем мире снижение доли физического труда и повышение уровня образованности населения органически взаимосвязано с усилением автоматизации производственных процессов, внедрением наукоемких технологий и принципиальным пересмотром концепций управления, то в нашей стране при сохранении экстенсивных способов хозяйствования произошло изменение ценностей населения в сторону массовых потребительских ориентаций, не соответствующих уровню экономического развития. Эти процессы трансформации ценностей начались еще в 70-80-е годы с усилением потребительских настроений среди молодежи в ущерб созидательным трудовым ориентациям, которое многие исследователи характеризуют не иначе как «отчуждение от труда».

Старение рабочих кадров усугубляется длительностью и напряженностью процесса обретения квалифицированных профессиональных навыков, характерного для большинства рабочих обрабатывающих отраслей. Недостаточность притока молодежи в эти отрасли, соответственно, может вызвать серьезные трудности через 10-15 лет, когда выйдут на пенсию высококвалифицированные рабочие старшего поколения. Вместе с тем, руководители предприятий, понимая всю тяжесть ситуации, осознают свое почти полное бессилие в решении этой проблемы, поскольку возможности для усиления материальных стимулов, улучшения условий труда они пока не имеют.

Соотношение реального и необходимого уровня образования работников демонстрирует неудовлетворенность экспертов сегодняшней реализацией образовательного потенциала работников. Большинство экспертов признает, что начальное профобразование должно стать основной базой для подготовки рабочего. Но это всего лишь начальный этап, которого еще требуется достигнуть, потому что большинство рабочих в настоящее время вообще не имеет профессионального образования. Дальнейшая подготовка рабочего должна осуществляться в системе среднего профессионального образования, вследствие чего уровень образования рабочих будет еще более повышаться. Однако основной проблемой реализации образовательного потенциала рабочих является отсутствие закрепляемости выпускников на рабочем месте.

Эмпирические исследования в различных регионах России демонстрируют снижение качества теоретической подготовки в учреждениях начального профессионального образования в связи со старением педагогических кадров профессиональных училищ, слабостью содержательного наполнения учебных планов, недостаточностью знаний и навыков выпускников в работе с новой современной техникой. Вместе с тем, реализация партнерских отношений, в которых заинтересованы все субъекты воспроизводства (образовательные учреждения, работодатели, органы управления, служба занятости и т.д.), в настоящий момент затрудняется социально-экономическими, законодательными и социокультурными факторами.

В третьем параграфе «Стратегии воспроизводства рабочих как отражение их трудовых и образовательных ориентаций» на основании результатов анкетного опроса рабочих выявляются их трудовые и образовательные ориентации, на основании которых становится возможным выделение социальных типов рабочих и основных стратегий их воспроизводства.

Почти половина опрошенных рабочих работают не по специальности. И хотя это относительно низкий показатель по сравнению с другими социально-профессиональными группами, среди факторов работы не по специальности, а соответственно, неэффективной реализации образовательного потенциала рабочих в современных условиях наиболее популярными являются невысокая заработная плата и наличие перерыва в работе. Из получивших профессиональное образование лишь третья часть рабочих смогла признать, что все необходимые навыки они получили в учебном заведении. Большая часть опрошенных приобретала свои знания и умения на производстве. С одной стороны, этот фактор является закономерным: в учебном заведении невозможно освоить все особенности конкретного производства, но с другой – необходимо развивать связи учебных заведений с предприятиями, чтобы, приходя на производство, рабочие чувствовали себя более уверенно, и меньше времени и сил тратилось на их адаптацию.

Опрос подтвердил результаты многих исследований, согласно которым фактор заработной платы для рабочих является решающим как в выборе профессии, так и в мотивации труда вообще. По большинству показателей удовлетворенности трудом рабочие демонстрируют оценки ниже средних. Это особенно касается таких факторов, как санитарно-гигиенические условия, заработная плата, карьерный рост и престижность работы. Вместе с тем, труд рабочих, по их оценкам, является достаточно напряженным как физически, так и умственно, и отличается высоким уровнем ответственности. Это значит, что рабочие не считают вознаграждение за свой труд справедливым и низко оценивают создаваемые для него условия.

В существенной модернизации нуждается система повышения квалификации рабочих: около 40% опрошенных ни разу не повышали свою квалификацию. Большинство проходили обучение в системе учебных центров предприятий, на производстве, невысок уровень использования предприятиями образовательных учреждений в этих целях. Кроме того, пятая часть рабочих указали на неэффективность повышения квалификации, отсутствие каких-либо изменений после ее прохождения. Между тем, большинство рабочих заинтересовано в повышении квалификации, причем наряду с получением квалификационных характеристик и заработной платы они указывают на такие ее необходимые следствия, как приобретение новой, дополнительной профессии и повышение в должности.

Многообразие карьерных стратегий современных рабочих позволило объединить их в четыре наиболее распространенных типа, выделенных нами по результатам опроса. Это «кадровики», ориентированные на продолжение работы по профессии, «воспризводственный» тип, представленный ориентированными на профессиональное саморазвитие в рамках рабочей должности, и две стратегии ухода из рабочей профессии последством получения образования: «производственно-карьерный» тип, связанный с продолжением карьеры внутри отрасли и «непроизводственно-карьерный», предполагающий потенциальный уход из отрасли. От первого типа к последнему возраст работников молодеет, а ориентации на получение образования, рост и самореализацию усиливаются.

Анализ представленных типов показывает, что в профессиональной группе рабочих, особенно молодых, наиболее активно воспринимающих тенденции современности, имеется много общего с представителями других профессиональных групп. Активизация индивидуальных стремлений к саморазвитию и повышению своего статуса, усилению конкурентоспособности характерны для большинства современной молодежи. Важно, чтобы эти стремления были приведены в соответствие с потребностями экономики, важной из которых являются высококвалифицированные рабочие кадры.

Непопулярность рабочих профессий у молодежи, о которой сегодня так много говорят и пишут, подтвердилась результатами исследования далеко не в полной степени. Более половины работников до 30 лет ориентированы на то, чтобы остаться в рабочей профессии. Это указывает на то, что традиции, сложившиеся на большинстве предприятий, в учреждениях базового профобразования, еще не разрушены и обладают потенциалом для развития. Большая часть молодых рабочих нацелена на дальнейшее и повышение своего профессионального статуса, и эти стремления необходимо поддерживать. В то же время для другой группы молодых рабочих актуальным является повышение уровня своего образования и стремление к более высоким позициям в рамках отрасли. Этот тип более индивидуалистичен и ориентирован на карьерный рост, и подобные стратегии также являются необходимым и эффективным механизмом воспроизводства кадров.

По результатам исследований можно выделить две стратегии воспроизводства рабочих кадров, основанные на их карьерных и образовательных стремлениях. Первая из них может быть обозначена как стабилизация воспроизводства рабочих и должна быть направлена на сохранение кадрового состава рабочих и укрепление их профессиональных и социальных позиций. В основе ее лежит качественная профессиональная подготовка, особенно в учреждения начального профессионального образования, связь учебных заведений с предприятиями, что невозможно без целенаправленной государственной политики в области образования. Другой аспект – кадровая политика предприятий, основанная на поддержание преемственности, справедливой оплате труда рабочих, развитии профессиональных традиций и института наставничества, формирования профессиональных ассоциаций, укрепления внутриколлективных связей.

Вторая стратегия может быть названа стратегией модернизации воспроизводства, поскольку в большей степени нацелена на ускоряющиеся темпы изменений, как в экономике, так и в индивидуальных практиках работников, особенно молодых. Ориентации на продолжение образования, его непрерывный характер, постоянное стремление к карьерному росту, не способствуют в настоящее время развитию популярности рабочих профессий. Поэтому молодежи необходимо привить, а скорее вернуть представление об эффективности карьерного роста не вне рабочей профессии, а посредством нее. Для реализации этой стратегии необходима модернизация профессиональной подготовки, поскольку она должна стать более мобильной и непрерывной, обеспечивая для молодых людей быстрое и эффективное вхождение в рабочую профессию, а также дальнейшее непрерывное повышение квалификационных и статусных характеристик. В настоящее время эффективные механизмы реализации подобной стратегии затруднены в силу инертности системы профессиональной подготовки, длительности обретения профессиональных навыков рабочих, устаревших методов обучения и многих других факторов, вызванных ослаблением взаимосвязи между образованием и экономикой.

В четвертой главе «Траектории воспроизводства образовательного потенциала рабочих в современной России» решаются проблемы определения взаимосвязи направлений воспроизводства образовательного потенциала рабочих и способов регулирования этих процессов с участием различных субъектов.

Первый параграф «Трансформация профессиональной подготовки рабочих как результат и условие экономического развития» содержит обобщение выводов эмпирического исследования в соответствии с процессами, происходящими в российской социально-экономической системе. В ситуации устойчивого дефицита трудовых ресурсов, особенно квалифицированных рабочих, отсутствие целенаправленного регулирования и сдерживания негативных демографических процессов уже в ближайшие 10 лет может привести к размыванию трудового и человеческого потенциала регионов. В то же время регулирование демографических процессов на государственно-правовом и образовательном уровнях с необходимостью должно сопровождаться модернизацией экономической сферы. Поддержка наукоемких отраслей, инновационных научных проектов, обеспечивающих реализацию внутренних ресурсов региональной экономики, должна стать стратегическим направлением государственной политики, приоритетом развития каждой отрасли, деятельности конкретного предприятия и основным фактором, влияющим на инвестиционную привлекательность производственных сфер и интенсификацию использования трудового потенциала.

Основным направлением государственной социально-трудовой политики должно стать стимулирование предприятий и организаций к улучшению качества персонала, его квалификационных и профессиональных характеристик, сопровождающееся интенсификацией и модернизацией трудовых и производственных процессов. Эти проблемы становятся особенно актуальными в связи с переводом большинства учреждений профессионального образования на региональный уровень.

Направления преобразований в системе подготовки рабочих кадров в условиях социально-экономических изменений и регионализации базовых образовательных подсистем, должны определяться на основе анализа целого ряда показателей, характеризующих образовательный потенциал рабочих, воспроизводимый прежде всего системой начального профессионального образования. Сюда относятся, в первую очередь, система управления профессиональным образованием, соответствие структуры и содержания подготовки потребностям экономики региона, уровень образования занятого населения в разрезе отраслей экономики и отдельных социально-профессиональных групп, обеспеченность образовательных учреждений квалифицированными педагогическими кадрами, трудоустройство выпускников и их закрепляемость на рабочем месте и др.

Децентрализация, предусматривающая усиление самостоятельности не только на уровне регионов, но и образовательных учреждений, позволяет региональным образовательным системам быть полноправными участниками формирования единой образовательной и экономической среды на основе проектирования и реализации собственных сценариев подготовки кадров на региональном и федеральном уровне. В этой ситуации регионы должны не просто осознать стратегическую важность системы базового профессионального обучения, но и сформировать условия для изменения статуса системы начального профессионального образования, сделав ее приоритетной не только в плане качественной подготовки необходимых производству рабочих кадров, но и в плане реализации своей социально-защитной функции, состоящей в материальной и социальной поддержке незащищенных слоев, обеспечении молодежной занятости и преодолении безработицы. Систематическая работа по привлечению выпускников образовательных учреждений, организация экономического и социального стимулирования их закрепления на рабочем месте должна осуществляться на основе федеральных и региональных программ развития профессионального образования, основанных на принципах непрерывности процесса подготовки кадров, научной обоснованности и мобильности.

Второй параграф «Взаимосвязь типов воспроизводства образовательного потенциала российских рабочих» предполагает на основе выявления общего и особенного в мировых и российских процессах в сфере занятости определение возможностей реализации и взаимосвязи основных типов воспроизводства образовательного потенциала рабочих. С переходом к рыночным отношениям в российском обществе наблюдаются некоторые тенденции, характерные для мировой социально-экономической системы. Наиболее ярко выразившейся среди них является тенденция изменения отраслевой структуры, повлиявшая практически на все сферы жизни общества: социальную стратификацию, профессиональную занятость, систему ценностей и направления развития образования. Сходство указанных процессов на Западе и в России можно объяснить переходным характером обеих экономических систем.

Однако если западная система переживает эпоху глобализации и перехода к посткапиталистическому обществу, выразившуюся в кардинальном изменении характера труда и социальной структуры, то в России переходные процессы связаны с выстраиванием новой системы рыночных отношений, длительной эпохой смены ценностных ориентиров и социальных идеалов, сопровождающейся социально-экономическими потрясениями и кризисами. Сложность процессов интеграции отечественных и западных экономических укладов, краха устоявшихся, хотя и неэффективных способов экономических отношений и жизненных стратегий, обусловливает тенденции маргинализации, размывания социальной структуры, перераспределения социальных общностей, которые в настоящее время характерны и для западных стран. Поэтому воспроизводство образовательного потенциала в современном обществе предполагает включенность в этот процесс всех трех основных субъектов: социальной системы и ее структур, профессиональных общностей и индивидов.

В настоящее время в России осуществляется процесс перехода к новым социально-экономическим отношениям, что требует формирования новых воспроизводственных моделей. В отношении профессиональной подготовки кадров эти модели должны предполагать заинтересованное партнерское взаимодействие всех субъектов рассматриваемого процесса. Это особенно касается воспроизводства образовательного потенциала рабочих, как трансформирующейся социально-профессиональной группы.

Системный способ воспроизводства как создание необходимых условий для оптимального взаимодействия образовательной подсистемы с внешней средой предполагает обеспечение эффективных механизмов взаимодействия системы образования и социально-экономической структуры в ходе планирования необходимого объема и структуры выпускаемых рабочих. Этот тип воспроизводства предполагает создание необходимых условий для эффективного устойчивого развития системы профессионального образования путем регулирования целого ряда уровней образовательных подсистем в соответствии с мировыми тенденциями, национальными и региональными программами экономического развития. Можно выделить три уровня регулирования: концептуальный, предполагающий разработку и реализацию базовых направлений развития образования, правовой базы, образовательной политики страны или региона; структурный, устанавливающий объем и структуру подготовки на основе регулярного системного мониторинга потребностей в кадрах и ресурсный, связанный с объемами финансирования образовательных подсистем и уровнем развития материальной базы образовательных учреждений, характером развития человеческих (кадровых) ресурсов образования.

Профессиональный способ воспроизводства обеспечивает формирование профессиональных ценностей, обеспечивающих повышение статуса рабочих профессий, интеграцию и профессиональную идентификацию рабочих и способствует их конструктивному диалогу с работодателем. Формирование новых профессиональных ценностей рабочих должно закладываться уже в системе обучения, поэтому поддержка и позитивный опыт профессиональных ассоциаций, способных оказать влияние на отношения внутри предприятия способствует повышению привлекательности рабочих профессий для молодежи и усилению ее профессиональной идентичности, а значит, и желания работать по избранной специальности. Для этого обязательным условием является сотрудничество образовательных учреждений с предприятиями, имеющими устойчивые традиции работы с молодежью, а также взаимодействие с независимыми или существующими в рамках предприятий профессиональными союзами.

Индивидуальный способ предполагает усиление ответственности индивида в современном обществе, предъявляющем более высокие требования к качеству подготовки современного рабочего и его профессиональным компетенциям. Все три рассмотренные типа воспроизводства образовательного потенциала рабочих, как и прочие формы социального воспроизводства в современном обществе, протекая в условиях модернизации всех сфер жизнедеятельности, с необходимостью предполагают трансформационные процессы. С развитием гибких автоматизированных производств, с постоянным изменением организационной структуры, рабочий начинает включаться в разнообразные меняющиеся группы, вследствие чего происходит изменение социальных ролей рабочих: из обычного исполнителя, выполняющего частичную функцию, он превращается в «супервайзера», «эксперта», призванного осмысливать и координировать деятельность по выполнению целого комплекса функций, выполняемых как машиной, так и коллегами, с которыми он должен не только налаживать профессиональные коммуникации, но и разделять и аккумулировать ответственность.

В настоящее время в российском обществе обеспечение согласованности в отношениях субъектов, а значит и взаимосвязь способов воспроизводства образовательного потенциала рабочих связаны с серьезными затруднениями. Системный дисбаланс профессиональной подготовки рабочих кадров и потребностей экономики, отсутствие отлаженных механизмов взаимодействия образовательных учреждений и работодателей обусловлен недостаточностью понимания на различных уровнях управления того неоспоримого факта, что только обеспечение условий для развития человеческого потенциала сможет обеспечить модернизационные процессы в российской экономике. Исследование показало, что главной причиной «осторожного» отношения предприятий к вложению средств в подготовку кадров является нестабильная экономическая ситуация и, вследствие этого, отсутствие возможностей даже для краткосрочного планирования кадрового потенциала. Слабый уровень интеграции рабочих, их разобщенность и пассивность замедляет процессы социально-экономических изменений, снижает мотивацию руководства предприятий к решению проблем повышения качества трудовых ресурсов. Ориентации молодых рабочих на карьерный рост чаще всего связаны с уходом из рабочих профессий, не обеспечивающих в настоящее время реализацию жизненных и творческих потребностей современной молодежи, поэтому представление о новом мобильном и интеллектуальном рабочем на российском производстве является пока лишь абстракцией.

Третий параграф «Режимы воспроизводства образовательного потенциала рабочих: региональные аспекты» сделан акцент на том, что социальное воспроизводство в условиях трансформаций должно пониматься как обеспечение устойчивости, стабилизация процессов изменений. Исходя из этого, возрастает роль регулирования воспроизводства в рамках конкретных социально-экономических условий. Для этого становится необходимым включение в поле социологического исследования определение основных режимов воспроизводства образовательного потенциала. Категория «режим воспроизводства» нацелена на формирование стратегий управления процессами воспроизводства, моделирования этих процессов и их адаптации к изменяющимся условиям.

Регулирование воспроизводства образовательного потенциала экономики в настоящее время нацелено на формирование и эффективное функционирование региональных сегментов образовательного пространства, максимально приближенного в структурном и качественном отношении к потребностям экономики конкретного региона.

Режим «дифференциация уровней» предполагает формирование моделей структурного и содержательного соответствия параметров обучения профессионально-квалификационной структуре работников, причем не столько реальной, сколько потенциально необходимой.

Для наиболее эффективной деятельности по установлению нормативов и основных параметров подготовки квалифицированных рабочих в рамках режима «дифференциации уровней» в условиях регионализации необходимым представляется формирование горизонтальных партнерских отношений между регионами, предприятиями, отраслевыми министерствами по организации работы учебно-методических советов, единых производственных комплексов. Формирование и экспертная оценка образовательного стандарта различных уровней профессионального образования для рабочих специальностей и его регионального компонента должно осуществляться при участии всех заинтересованных сторон, и прежде всего работодателя, а также ученых-исследователей, осуществляющих регулярный сбор информации о кадровой и экономической ситуации в регионе. Не менее важными субъектами формирования образовательной политики в регионе должны выступать органы по труду и занятости, профессиональные сообщества и ассоциации.

загрузка...