Delist.ru

Психология интегральной индивидуальности менеджеров разного уровня управления: полисистемный подход (05.04.2007)

Автор: Иоголевич Наталья Ивановна

Наибольшее отличие взаимосвязей у показателей, входящих в блок мыслительных качеств.

ПВК руководителей – динамическая, изменяющаяся система. Изменение проявляется в интеграции свойств, как одного блока качеств, так и между качествами, что обусловлено спецификой требований деятельности определенного уровня иерархии управления.

В первую очередь формируются коммуникативные качества руководителя. Внутри показателей, входящих в этот блок взаимосвязи наиболее тесные, независимо от уровня управления. В то же время взаимосвязи свойств этого блока со свойствами других блоков ПВК руководителя претерпевают следующие изменения: их количество уменьшается у руководителей среднего звена, а затем вновь увеличивается у руководителей высшего уровня.

Качества, характеризующие направленность личности менеджера образуют наименее тесные связи между собой у руководителей всех звеньев, практически не изменяются количество их связей с другими ПВК. Во всех группах базовым качеством этого блока выступает мотивация к достижениям.

Мыслительные качества у руководителей при переходе на высшие уровни управления все более интегрируются, становясь на высшем уровне управления базовыми, поскольку образуют наибольшее число связей как между собой, так и с другими профессионально важными управленческими качествами.

Организаторские качества видоизменяются в зависимости от уровня управления, что, по-видимому, обусловлено спецификой осуществления функций планирования на разных уровнях управления. На низшем уровне базовыми качествами являются руководство группой и способность планировать и проектировать, на среднем уровне – способность планировать и ориентация на конкретный результат деятельности, а на высшем уровне управления базовым показателем становиться руководство группой. На высшем уровне управления эти качества наиболее интегрированы между собой и имеют достаточно большое количество связей с другими ПВК.

Отсутствие существенных качественных различий между структурами ПВК подтверждает, что для успешности осуществления управленческой деятельности важны как уровень развития ПВК, так и их структурная и интегральная организация, последняя является определяющей.

Полисистемное взаимодействие системы «ПВК» с системой «ИИ» у менеджеров разных звеньев управления характеризуется преобладанием уникальных связей, что можно рассматривать как один из факторов успешности менеджеров, осуществляющих управленческую деятельность определенного уровня сложности. Детерминантами ПВК менеджеров высшего и среднего звеньев управления выступают в большей степени психологические и социально-психологические свойства ИИ, а у менеджеров первичного уровня управления – психологические и психодинамические свойства ИИ. В большей степени детерминированы индивидуальными свойствами ПВК менеджеров среднего уровня, в меньшей степени – ПВК менеджеров высшего уровня.

Целью психологического сопровождения подготовки менеджеров в русле концепции взаимодействия систем «ИИ»-«ПВК» в процессе профессиональной подготовки и переподготовки является развитие психологической компетентности, а именно комплексное формирование и развитие его индивидуальных свойств и ПВК, определяющие личностные и этические компетенции (в соответствии с Европейской системой квалификации), что способствует профессиональному росту, который неотрывен от личностного. Ведущими формами реализации психологического сопровождения руководителей при этом выступают активные формы обучения.

Основные положения диссертации отражены в следующих публикациях автора:

Монографии

Иоголевич, Н.И. Психология личности и деятельности менеджера / Н.И. Иоголевич. – Челябинск: Полиграф-Мастер, 2005. – 256 с.

Иоголевич, Н.И. Особенности интегральной индивидуальности студентов различных современных специальностей на начальном этапе профессиональной подготовки / Н.И. Иоголевич, Л.Д. Мошкина // Полисистемное исследование индивидуальности человека / Под ред. Б.А. Вяткина. – М.: ПЕР СЭ, 2005. – С. 284–306.

Учебные, учебно-методические пособия

Иоголевич, Н.И. Особенности структуры интеллекта студентов технических специальностей: Учебное пособие / Н.И. Иоголевич. – Челябинск: ЮУрГУ, 1999. – 26 с.

Иоголевич, Н.И. Психология и педагогика: Методические указания для студентов факультета коммерции / Н.И. Иоголевич. – Челябинск: ЮУрГУ, 1999. – 14 с.

Иоголевич, Н.И. Три в одном: Сборник методических материалов для профсоюзных работников / Н.И. Иоголевич, С.И. Кубицкий, Л.А. Пестуненко. – Челябинск: УрСЭИ АТиСО. – 2000. – 123 с.

Иоголевич, Н.И. Конфликтология: Примерная программа для образовательных учреждений высшего профессионального образования МВД России / В.А. Иоголевич, Н.И. Иоголевич. – М.: ИМЦ ГУК МВД России, 2001. – 15 с.

Иоголевич, Н.И. Психология коммуникаций: Учебное пособие / Н.И. Иоголевич, Л.Д. Мошкина. – Челябинск, ЮУрГУ. – 2003. – 176 с.

Иоголевич, Н.И. Психология коммуникаций: Учебно-справочное пособие / Н.И. Иоголевич, Л.Д. Мошкина. – Челябинск, ЮУрГУ. – 2003. – 78 с.

Иоголевич, Н.И. Основы управленческого общения: Учебное пособие / Н.И. Иоголевич, Е.Ю. Зимина. – Челябинск: Изд-во УрАГС, 2005, – 298 с. Учебному пособию присвоен гриф «Допущено Советом Учебно-методического объединения ВУЗов России по образованию в области менеджмента в качестве учебного пособия по дисциплине специализации специальности «Менеджмент организации».

Статьи в журналах, рекомендованных ВАК

Иоголевич, Н.И. Особенности индивидуальности студентов–менеджеров / Н.И. Иоголевич // Вопросы психологии. – № 3. – 2005. – С. 97–106.

Иоголевич, Н.И. Изучение психологических особенностей современной управленческой деятельности как условие подготовки специалиста-менеджера / Н.И. Иоголевич // Вестник ЮУрГУ. Серия «Социально-гуманитарные науки». – 2005. – № 7 (47). – Вып. 4. – С. 160–165.

Иоголевич, Н.И. Особенности личностной направленности руководителя / Н.И. Иоголевич // Вестник ЧГПУ. Серия 2. «Педагогика, психология, методика преподавания». – 2005. – № 11. – С. 204–216.

Иоголевич, Н.И. Возможности использования типологических моделей профессионального образования в процессе подготовки и формирования специалиста / Н.И Иоголевич, Е.Ю. Зимина // Вестник ЮУрГУ. Серия «Социально-гуманитарные науки». – 2006. – № 8 (48). – Вып. 6. – С. 115–121.

Иоголевич, Н.И. Особенности профессиональной позиции руководителей и их влияние на удовлетворенность трудом у подчиненных / Н.И Иоголевич // Вестник ЧГПУ. Серия 2. «Педагогика, психология, методика преподавания». – 2006. – № 12. – С. 114–120.

Иоголевич, Н.И. Индивидуальность менеджеров высшего уровня управления: автономность и интегрированность подсистем профессионально важных качеств / Н.И Иоголевич // Образование и наука: Известия Уральского отделения Российской академии образования. – Приложение 2. – № 40. – 2006. – С. 50–59.

Иоголевич, Н.И. Методологическое решение проблемы детализации профессионально важных качеств менеджера / Н.И Иоголевич // Вестник ОГУ. – 2006. – № 10. – С. 123–133.

Иоголевич, Н.И. Высшее профессиональное образование менеджеров: обоснование необходимости усиления психологической подготовки и возможные подходы к ее реализации / Н.И Иоголевич // Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование, здравоохранение, физическая культура». – 2006. – Вып. 6. – С. 189–196.

Иоголевич, Н.И. Использование персональных компьютеров в психологическом обследовании / Н.И. Иоголевич, В.А. Иоголевич // Психопедагогика в правоохранительных органах. – Омск, 1995. – Вып. 1. – С. 84–85.

Иоголевич, Н.И. Повышение эффективности преподавания на основе учета особенностей структуры потребностей студентов различных форм обучения / Н.И. Иоголевич // Педагогические проблемы учебно-воспитательного процесса в вузе: Сб. науч. тр. – Челябинск: ЧГАУ, 1995. – С. 94–99.

Иоголевич, Н.И. Психологическая оценка выбора направлений профессиональной деятельности молодежи, поступающей в высшие учебные заведения / Н.И. Иоголевич // Дети – молодежь – общество: Матер. межрегион. общественно-педагогических чтений. – Челябинск: Изд-во ЧГПИ «Факел», 1995. – С. 127–128.

Иоголевич, Н.И. Опросник терминальных ценностей и возможности его применения / Н.И. Иоголевич, З.А. Шакурова // Ежегодник Российского психологического общества. – Ростов-на-Дону, 1997. – Т. 3. – Вып. 2. – С. 284–285.

Иоголевич, Н.И. Студенты и руководители о профессионально важных качествах личности / Н.И. Иоголевич // Дети – молодежь – общество: Матер. Всерос. общественного форума / Под ред. Р.С. Алексеевой. – Челябинск: Изд-во «Межрайонная типография», 1997. – С. 74–76.

Иоголевич, Н.И. Ценностные ориентации современных студентов / Н.И. Иоголевич, З.А. Шакурова // Пути совершенствования психолого-педагогической подготовки инженеров-преподавателей: Сб. науч. тр. – Челябинск: ЧГАУ, 1997. – С. 175–180.

Иоголевич, Н.И. Структура интеллекта и его развитие в процессе обучения в высшем учебном заведении / Н.И. Иоголевич // Теоретическая, экспериментальная и прикладная психология: Сб. науч. тр. / Под ред. Н.А. Батурина. – Челябинск: ЮУрГУ, 1998. – Т. 1. – С. 107–113.

Иоголевич, Н.И. Интеллект в структуре интегральной индивидуальности студентов технического вуза / Н.И. Иоголевич, М. Р. Щукин // Интегральнальная индивидуальность человека и ее развитие в профессиональном образовании: Межвузовский сб. науч. тр. / Под ред. Б.А. Вяткина, Н.С. Глуханюк. – Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 2000. – С. 120–137.

Иоголевич, Н.И. Интеллект: его место в структуре интегральной индивидуальности / Н.И. Иоголевич // Вестник ПГПУ. Серия «Психология». – 2000. – № 1-2. – С. 111–113.

Иоголевич, Н.И. К вопросу о содержании труда в различных профессиях в связи с тенденциями их развития / Н.И. Иоголевич // Вестник ПГПУ. – Серия «Психология». – 2002. – № 1-2. – С. 69–74.

загрузка...