Delist.ru

Социально-психологическая теория профессиональной дисциплины парламентской деятельности (05.03.2007)

Автор: Савченко Иван Сергеевич

1-й созыв 69,7%

2-й созыв

3-й созыв

4-й созыв

Обращено внимание на то, что система профессиональной дисциплины парламентской деятельности в критических ситуациях должна быть особенно прочной. Слабость профессиональной дисциплинарной мотивации из-за недооценки нормативно-правовых актов частично объясняется тем, что регламент и другие нормативные акты, регулирующие деятельность парламента, разрабатываются без привлечения общественности и широкого обсуждения, а поэтому остаются чужими для регионально-электоральных групп и партий.

В диссертационной работе показано, что маркеры профессиональной дисциплины парламентской деятельности имеют характер личностной самоидентификации (с коллегами, руководителями, фракциями парламента, парламентом) и проявляются двояко: как поведенческая – личностно-ролевая идентификация по предпочтениям, потребностям, требованиям партий и фракций, то есть эмоционально побуждаемое подражание конкретным поступкам, структуре или общему стилю группового поведения, профессиональной деятельности объекта идентификации; как дисциплинарная коррекция поведения – самоидентификация мотивируется уважением к личности (объекту идентификации), опасением разрушить установившиеся отношения и потерять доверие. Эти межличностные идентификационные мотивы имеют важное дисциплинарное значение, несмотря на то, что они избирательны и действуют там, где есть положительные ориентиры.

Подробно проанализированы разновидности профессионального дисциплинарно-мотивационного конфликта: личностно-групповой мотивационный конфликт, развертывающийся между личными и групповыми, общественными интересами, представленными в сознании; ненормативно-правовой конфликт – конфликт между нормой и целесообразностью (рациональностью, простотой, экономичностью); конфликт нормативной неопределенности, возникающий при условии, когда положение или норма регламента, или других нормативно-правовых актов допускают возможность различных подходов к предстоящему решению; конфликт нормативной некомпетентности, сутью которой является специфическая конфликтная ситуация инструментально-нормативного характера; нормативно-вакуумный конфликт.

Исследованы группы характерологических компонентов профессиональной дисциплины: структуры, обеспечивающие устойчивость нормативного поведения системы профессиональной дисциплины парламентской деятельности и каждого парламентария в неблагоприятной обстановке; коммуникативные качества личности, предопределяющие самообладание, общественно-психологическую стойкость по отношению к дезорганизационным действиям других индивидов.

В анализе психологии личностно-профессиональной и нормативной саморегуляции парламентского поведения депутатов сделан вывод о том, что в обеспечении системы профессиональной дисциплины парламентской деятельности личностный фактор дисциплины играет универсальную роль, но все же не исчерпывает механизма профессиональной дисциплины. Личная профессиональная дисциплина нуждается в социально-психологической поддержке, которую она должна находить в системе профессиональной дисциплины парламентской деятельности.

В исследовании вопроса социально-психологические особенности индивидуальной и групповой дисциплинарности парламентской деятельности обращено внимание на то, что групповые, фракционные действия регулируются нормативно-правовыми актами, положениями и нормами в такой же степени, как индивидуальные и системные. Субъектом их регулирования являются фракции системы профессиональной дисциплины парламентской деятельности или независимые, неформальные совокупности парламентариев, связанные с межличностными и межгрупповыми отношениями и выполняющие отдельные функции. При этом групповые, фракционные действия субъектов профессиональной дисциплины парламентской деятельности достаточно жестко регламентированы (действия во фракции, участие в различных групповых мероприятиях типа фракционных совещаний и собраний).

В диссертации получили освещение групповой, фракционный, общепарламентский профессионально-дисциплинарный механизм:

1. Профессиональная дисциплина парламентской деятельности имеет определенную морально-ценностную базу, построенную на маркерах больших регионально-электоральных групп, определивших свои предпочтения, потребности, требования, выработанные общественным мнением по системным, частным проблемам парламентской деятельности и целеполагающим установкам нормативного порядка работы парламента. На достаточно высоком уровне развития регионально-электоральной группы, имеющей устойчивое общественное мнение и общественное сознание, она принимает форму группового, фракционного, общепарламентского свода принципов, системы профессиональной дисциплины парламентской деятельности. Ценностная основа группового, фракционного, общепарламентского дисциплинарного механизма отличается устойчивостью и преемственностью (традиционностью).

2. Персонифицированное звено профессиональной дисциплины парламента (профессионально-дисциплинарная ролевая структура представительства), является совокупностью взаимосвязанных ролей внутри парламента, каждая из которых оказывает специфическое индивидуальное воздействие на профессионально-дисциплинарные процессы в системе профессиональной дисциплины и ее фракциях. Дисциплинарные роли в системе профессиональной дисциплины свидетельствуют о потребности использования определенных внутригрупповых функций.

В ролевую структуру, поддерживающую порядок профессиональной деятельности, входят:

– лидер, руководитель, организатор системы профессиональной дисциплины, фракции;

– миротворец, чья роль состоит в персонализации нравственных ценностей группы;

– адвокат выступает как профессионально-дисциплинарный эталон, хорошо знающий содержание нормативных документов, регулирующих парламентскую деятельность;

– режиссер, охранитель регламента, хорошо знающий обычаи и внутрифракционные, внутригрупповые нормы;

– роль наблюдателя-информатора состоит в информационном обеспечении дисциплинарных процессов.

3. Традиции и обычаи, ориентированные преимущественно на разрешение типичных профессиональных дисциплинарных проблем. Профессиональные дисциплинарные традиции смыкаются, с одной стороны, с ценностными основами системы профессиональной дисциплины парламентской деятельности, а с другой – с ролевой дисциплинарной фракционной структурой фракций. Различают три категории внутрисистемных традиций, оказывающих существенное влияние на дисциплинарные процессы, происходящие во фракциях системы профессиональной дисциплины парламентской деятельности: исторические, ценностные и повседневные (парламентские обычаи).

4. Общественно-психологическое образование, «внутрипарламентская норма профессиональной дисциплины», представляющая собой неформальное требование регионально-электоральной группы и профессиональной дисциплины парламентской деятельности к обычному уровню индивидуальной профессиональной дисциплины как своего рода эталону, принятому общественным мнением фракций и парламента.

Подводя итог анализу групповой дисциплинарности парламентской деятельности, в работе сделан вывод о том, что процессы общепарламентского самодисциплинирования являются реализацией комплекса сложнейших общественно-психологических образований: ценностного ядра, профессиональной дисциплинарной ролевой структуры, традиций (обычаев), профессиональной дисциплины парламентской деятельности и внутрипарламентской нормы профессиональной дисциплины, образующих в совокупности общепарламентские и фракционные критерии, маркеры профессиональной дисциплины.

Общепарламентское самодисциплинирование занимает в функциях системы профессиональной дисциплины связующее положение: опираясь на индивидуальные профессионально-дисциплинарные процессы, оно влияет на них и в то же время является объектом для профессионального дисциплинарного управления.

При исследовании психогенеза взаимосвязи профессиональной дисциплины парламентской деятельности обращается внимание на дисциплинарное управление, которое является частью общей системы профессиональной дисциплины парламентской деятельности. Маркером, критерием эффективности дисциплинарной деятельности руководителя и органов управления служат минимальные усилия по непосредственному дисциплинированию поведения, профессиональной деятельности парламентариев. На конкретном анализе деятельности фракций в парламенте – Государственной Думы РФ показаны особенности профессионального дисциплинарного управления руководителем в решении ряда функциональных задач.

В завершении второй главы диссертации изложены основные выводы, суть которых состоит в том, что:

1. Уровень профессиональной дисциплины в деятельности и общении парламентариев поддерживается самодисциплинированием, постоянным нормативным регулированием и дисциплинарным управлением. Результатом их воздействия является нормативная модель (непротиворечивая совокупность нравственно-правовых норм) регулирования профессиональной парламентской деятельности.

2. Самодисциплинирование является основополагающим дисциплинарным процессом, заключающимся во внедрении соответствующих норм и необходимых контрольно-коррекционных действий в психологическую структуру парламентского поведения и деятельности в целом. Оно реализуется профессионально личностной структурой, включающей в себя познавательные, эмоциональные, характерологические и мотивационно-исполнительские компоненты.

3. К взаимодисциплинированию относится лидерское воздействие на нормативную саморегуляцию. В парламенте и фракции взаимодисциплинирование принимает вид межличностных отношений, личностно-групповых, «фракция – парламентарий». Совместное нормативное регулирование поступков индивидов и парламентских общностей, поддержка индивидуальной и групповой профессиональной дисциплины на коллегиальных началах межфракционного и межличностного согласия есть взаимодисциплинирование.

4. Управление системой профессиональной дисциплины заключается в организации и обеспечении эффективной парламентской деятельности как системы. Оно является нормализующим процессом, поддержкой и коррекцией процессов само- и взаимодисциплинирования, формирования и совершенствования их механизмов, а также решением таких задач, как нормативное структурирование вновь организуемой деятельности парламентариев и упрочение саморегулирующихся форм повседневной профессиональной деятельности. Подготовленность к решению профессиональных дисциплинарных задач и авторитет руководителя в парламенте являются психологической основой профессионального дисциплинарного управления.

В третьей главе «Современные тенденции и особенности профессиональной дисциплины парламентской деятельности» исследованы социально-психологические особенности проявлений дисциплинарной системы парламентской деятельности, динамика взаимосвязи дисциплинарности и характера деятельности парламентариев, дисциплинарные события как факторы продуктивности парламентской деятельности депутатов.

Исходя из социально-психологической концепции системы профессиональной дисциплины парламентской деятельности, объединены субъекты с различными характеристиками профессиональной организации деятельности в страты, которые характеризуются сложившимися в них отношениями:

1. Авторитарно-профессиональная страта, отличающаяся мотивационными особенности профессиональной дисциплины, которые лежат в основе так называемого общественно-исторического типа профессиональной дисциплины. Профессиональная дисциплина такого типа поддерживается жестко авторитарными методами формирования мотива подчинения авторитарно-профессиональному режиму деятельности и полного принятия способов, при помощи которых профессиональная страта (режим) регламентирует парламентскую деятельность, практику государственного управления экономикой и социальной сферой.

2. Индивидуально-групповая страта характеризуется специфическими межсубъектными отношениями. В качестве универсального субъекта выступает отдельный парламентарий. Вторым субъектом является парламент (фракция), группа парламентариев. Субъектом системы профессиональной дисциплины выступает специфическая группа «руководитель – парламентарий», совместная деятельность которой складывается из распоряжения и исполнения.

3. Страта индивидуально-групповой нравственности, которая образуется пересечением традиций и этики регионально-электоральных групп и саморегулирующих, профилирующих, профессиональных механизмов, выраженных нравственными обязательствами и чувством долга, обусловленными особенностями и разновидностями парламентской деятельности.

4. Страта эффективности профессиональной дисциплины характеризуется количественными и качественными показателями, которые отражают особенности нормативного поведения парламентариев и в целом эффективности профессионально-дисциплинарной системы.

При исследовании маркеров, критериев профессиональной дисциплины отмечается, что неразумно ограничиваться отдельными действиями, потому что они не характеризуют систему профессионального дисциплинирования в целом. Сделан акцент на деятельность, которая смещает интерес к одному из уровней системы обеспечения профессионально-нормативного, парламентского порядка. Дисциплинарные же маркеры представлены общими и частными , которые подразделяются на внешние, наблюдаемые (поведенческие) и внутренние (психологические). Дана характеристика дисциплинарным маркерам.

В диссертации показано, что профессиональная дисциплина парламентской деятельности как объект практического психологического анализа и оценки имеет следующие аспекты: социально-мотивационный, субъектной принадлежности, деятельностной основы, набора количественных и качественных маркеров и критериев, фиксирующих повышение эффективности деятельности парламента в соответствии с требованиями гражданского общества и институтов государства.

Обращается особое внимание на то, что одним из путей улучшения качества оценки профессиональной дисциплины является внедрение в повседневную деятельность парламента дисциплинарно-специализированных методов практической психодиагностики, вытекающих из определенной теоретической концепции. С этой позиции, психодиагностика профессиональной дисциплины парламентской деятельности – центральное звено в оценке ее состояния – представляет органичную составную часть дисциплинирования парламентской деятельности, которая включает в себя применение методов психологического познания в практических целях обеспечения помощи всем парламентариям, а также органам управления и информационно-аналитическим структурам, всем должностным лицам, занимающимся организационной деятельностью.

Профессиональная дисциплинарная психодиагностика – это познавательная, аналитическая деятельность, которая направлена на выявление и оценку психологических маркеров профессиональной дисциплины парламентской общности. Анализу подвергались разнообразные индивидуальные и групповые поступки парламентариев в своей профессиональной деятельности, во взаимоотношениях, взаимодействии, основанном на общении, управлении, информационной и аналитической деятельности. Профессиональная психодиагностика способна проявить личностные и групповые механизмы профессиональной дисциплины и профессиональной недисциплинированности, содержание сложных системных взаимодействий, возможности упорядочения парламентского поведения. В диссертации обосновываются формы психодиагностики как элемента профессиональной деятельности, а также последовательность проведения диагностического процесса профессиональной деятельности.

В предложенной программе исследования психодиагностики управленческого профессионально-дисциплинарного действия предусмотрены следующие этапы:

загрузка...