Delist.ru

Социально-психологическая теория профессиональной дисциплины парламентской деятельности (05.03.2007)

Автор: Савченко Иван Сергеевич

Теоретико-методологические основы исследования. Диссертация базируется на основополагающих методологических принципах системности, единстве сознания и деятельности, общенаучного, структурно-функционального, сравнительного личностного и теоретических принципах деятельностного подхода в отечественной психологии (А.Н.Леонтьев, К.К.Платонов, С.Л.Рубинштейн, Э.П.Утлик, В.Д.Шадриков); концепции отношений личности А.Ф.Лазурского и В.Н.Мясищева; общих идеях и принципах изучения системы психологического обеспечения профессионально-дисциплинарной деятельности (М.И.Дьяченко, Л.Ф.Железняк, А.Г.Караяни, В.В.Ковалев, Л.Н.Королев, Ю.М.Забродин, В.Т.Юсов.); когнитивно-оценочном подходе в области изучения совместимости и противостояния отечественными и зарубежными учёными (Г.М.Андреева, В.Н.Мясищев, Н.Н.Обозов, Б.Ф.Парыгин, Т.Шибутани); разнополярном конфликтологическом подходе к изучению межличностных, межгрупповых отношений (А.Я.Анцупов, В.В.Ковалев, С.В.Круткин, А.И.Шипилов); результатах исследований процессов оптимизации деятельности и взаимоотношений (А.И.Донцов, А.И.Гончаров, Н.В.Гришина, А.Л.Журавлев, В.Ф.Перевалов, Э.П.Утлик, В.В.Федотов).

Основные методы исследования. В соответствии с целью и задачами работы использован комплекс методов исследования: теоретических (анализ литературных источников); контент–анализ; эмпирических (диагностические беседы, экспертные оценки, анализ результатов деятельности, социометрия, констатирующий и формирующий эксперименты); исследования политических регионально-электоральных групп (партий, этносов). Применена исследовательская стратегия системного подхода с целью охвата в единстве основных психологических факторов, детерминирующих качество и состояние профессиональной дисциплины. Специальной методологической роли в исследовании дисциплины уделено внимание понятию общественной, регионально-электоральной нормы и на нее ориентировано содержание, структура и динамика профессионального дисциплинарного парламентского процесса.

Исследование строилось в соответствии с проблематикой и логикой развития парламентской деятельности в РФ. В ходе реализации поставленных задач применялись различные методы: анализа, синтеза, научной абстракции, сравнительный, эмпирический, системный, методы моделирования.

Замысел проведенного исследования состоял в использовании результатов развития теоретических представлений о психологической структуре профессиональной дисциплины парламентской деятельности и разработке процедур оценки ее компонентов, в экспериментальной проверке рабочих гипотез через изучение путей и способов формирования регионально-электоральных групп, политической поляризации мировосприятия и мировоззрения граждан, сопоставления нормативных характеристик реального профессионального поведения парламентариев (обычный, транзитный критерий – предпочтения, потребности, требования регионально-электоральных групп) и данных оценки законотворческой, законодательной их деятельности (парламентариев, групп, фракций парламента).

Экспериментальную базу исследования в процессе констатирующего эксперимента составили: профессиональная деятельность субъектов политической и государственной власти; формирование профессиональной дисциплины парламентской деятельности субъектов политической и государственной власти; народные депутаты РФ созыва 1990-1993 гг. и депутаты Государственной Думы РФ четырех созывов с 1993 по 2006 гг. В формирующем эксперименте по выявлению сущности, механизмов и особенностей профессиональной дисциплины парламентской деятельности, разработке социально-психологической концепции ее развития использовались данные государственной статистики, стенограммы, документы СФ и ГД ФС РФ, ЦИК РФ, материалы психолого-диагностических исследований и литературные источники.

Основные научные результаты, полученные лично соискателем, и их научная новизна.

В диссертации отражены сущностные особенности парламентской деятельности, раскрыты характер и роль в ней профессиональной дисциплины субъектов данной деятельности; охарактеризованы различные предпочтения и требования, предъявляемые к профессиональной дисциплине; обоснованы место и роль мотивации парламентского труда; выявлены существенные психологические качества парламентариев и фракций; указаны социально-психологические условия развития профессиональной дисциплины парламентской деятельности; введены в научный оборот новые эмпирические данные, с помощью которых уточнены понятия и категории социальной психологии, получившие системное отражение в авторской концепции продуктивного развития профессиональной дисциплины парламентской деятельности. Они составляют теоретическую основу решения социально-психологической проблемы и представляют новое научное направление социальной психологии – психология властных отношений.

Исследование системы профессиональной дисциплины парламентской деятельности позволило получить новые системные социально-психологические характеристики:

1. Выявлено теоретико-методологическое основание социально-психологической концепции развития профессиональной дисциплины парламентской деятельности, синтезирующей широкий спектр методологического плюрализма и теоретических положений, раскрывающих сущность, особенности и механизмы профессиональной дисциплины парламентской деятельности, изменяющуюся тенденцию доминирования в феномене профессиональной дисциплины реальных механизмов, условий и факторов ее развития.

Доказано, что сущность профессиональной дисциплины парламентской деятельности состоит в использовании политических полномочий индивидов и регионально-электоральных групп гражданского общества с учетом их предпочтений и потребностей.

2. Впервые проведен анализ генезиса и современного состояния профессиональной дисциплины парламентской деятельности, который позволил раскрыть взаимосвязь предпочтений, потребностей, требований индивидов регионально-электоральных групп гражданского общества и парламента, а также определить направленность на них психологического воздействия со стороны Президента Российской Федерации. Методология психологического исследования определилась по компонентам дисциплинарной системы: индивид, регионально-электоральная группа, парламент, Президент Российской Федерации, методологические и теоретические положения, раскрывающие концепцию профессиональных дисциплинарных систем.

3. Обоснована технология развития психологии системы профессиональной дисциплины парламентской деятельности, выступающая неразрывно в совокупности взаимосвязей с предпочтениями, потребностями, требованиями индивидов, переходящими в регионально-электоральные группы под влиянием доминирующих идей программ, являющихся основой формирования фракций и парламента в целом через механизмы выборов и поляризации интересов политических совокупностей индивидов.

4. Определены сущностные признаки, социально-психологические закономерности психогенеза дисциплинарной системы парламентской деятельности как совокупности нормативно-упорядочивающих механизмов с развивающимися тенденциями использования множества профильных механизмов профессионального дисциплинирования. Показано, что система дисциплинирования парламентариев включает в себя самодисциплинирование индивидов, дисциплинирование регионально-электоральных групп гражданского общества, институтов государства и профессиональной дисциплины парламентской деятельности.

5. Раскрыты механизмы, закономерности и тенденции их функционирования, разработаны рекомендации по совершенствованию эффективности системы профессиональной дисциплины парламентской деятельности, а самое главное – создана модель ее устойчивого развития.

6. Исследованы общественно-психологические структуры многофакторной профессиональной дисциплинарной системы, содержание, становление и направление ее развития; установлены профессиональные маркеры и показатели профессиональной дисциплины парламентской деятельности, определенные Конституцией Российской Федерации, складом психологических требований гражданского общества, их взаимосвязь с регионально-электоральными группами гражданского общества, институтами государственной власти.

7. Установлено, что профессиональная дисциплина парламентской деятельности сформировалась как идеологическая, деятельностная и нормативно-упорядочивающая структура, теоретические основы которой определяются на маркерно-оценивающих совокупностях, составляющие которых или включены в профильную парламентскую деятельность, или являются самостоятельной профессиональной нормативной деятельностью поддерживающего, подкрепляющего характера. В реализации системной дисциплинарной стратегии маркерные оценочные основания выступают как социально-психологические требования эффективного влияния на характер деятельности парламентариев, создающие в комплексе условия нормативного устойчивого парламентского порядка.

8. Проведено обоснование влияния психологических условий на обеспечение стабильности профессиональной дисциплины парламентской деятельности на основе рассмотрения триединой взаимосвязи политических полномочий “индивид – регионально-электоральная группа – парламент”, то есть роли институциональной среды. Впервые установлена прямая взаимосвязь между психологией индивидов, регионально-электоральных групп, парламентом и динамикой потенциального и фактического результата их деятельности, а также временем стабилизации, что позволило ввести понятие «степень фракционной, общепарламентской интеграции» как следствие процессов консолидации, активности депутатов и сходства позиций при принятии важных решений, характеризующих новую систему стабилизационных инструментов, наиболее эффективных в условиях преобразований и проведения реформ профессиональной дисциплины.

9. Выработаны методологические основы реализации динамической концепции стабильной, дисциплинарной, профессиональной системы парламентской деятельности, которые заключаются в применении маркерных, многокритериальных, дисциплинирующих социально-профессиональных инструментальных функций, позволяющих повысить эффективность парламентской деятельности при формировании психологии целевых ориентиров и коррекций.

Раскрыто содержание категорий, сформированных по результатам исследования системы профессиональной дисциплины парламентской деятельности и отражающих ранее не изученные явления:

- категория идеологических маркеров определяет формирование регионально-электоральных групп по доминирующему идеологическому маркеру (политической программе партии, программе кандидата в депутаты, которые привлекают индивидуальные предпочтения, потребности);

- категория электорально-групповой поляризации возникает при размежевании электората по идеологическим маркерам;

- категория электорально-группового противостояния определяется различием индивидуального и группового восприятия политических маркеров и может разделяться на внутригрупповые и внегрупповые;

- категория трансформации политических полномочий рассматривается как деятельность, реализующая передачу политических полномочий по элементам системы профессиональной дисциплины парламентской деятельности: от индивида к регионально-электоральной группе и от нее профессиональной дисциплине парламентской деятельности (парламенту);

- категория фракционной конвергенции формируется в периоде организации через размежевание фракций парламента и осознание каждым парламентарием своей роли, когда в совместном общепарламентском принятии общегосударственных, приоритетных, важных решений достигается сближение их позиций.

Выявлены новые существенные признаки регионально-электоральных групп, выступающих факторами организации системы профессиональной дисциплины парламентской деятельности. В исследовании показано, что интегрирующим признаком общественно-психологических общностей (регионально-электоральных групп) является идеология. Регионально-электоральные группы, отражающие идеологическую поляризацию индивидов (граждан), могут быть малыми, средними, большими, федеральными, региональными, материнскими, авангардными, транзитными, буферными; маркировка их осуществляется по преобладающей профильной деятельностной функции, и они при изменении функциональных характеристик могут менять свои названия (маркеры). Малые группы могут формироваться из представителей больших групп и отстаивать интересы последних в межгрупповом взаимодействии и взаимодействии со своими и чужими лидерами (буферные), парламент любого уровня есть разновидность буферной группы. Большие регионально-электоральные группы укрепляются с возрастанием индивидуальных маркерных совпадений и дробятся при их уменьшении. Стойкие, длительные во времени индивидуально-групповые маркерные совпадения характерны и для профессиональных дисциплин.

Образование и обратное развитие больших и малых групп имеет двустороннее движение. Регионально-электоральные группы могут возникать в любом виде деятельности по мере развития предпочтений, потребностей и требований, встречных потоков идеологического, политического влияния гражданского общества и институтов государства.

Установлены новые причинно-следственные связи, раскрывающие поэтапно сущность процесса развития системы профессиональной дисциплины парламентской деятельности:

1. Идеологические маркерные обозначения – проявление идеологических маркеров профессиональной дисциплины обнаруживается как механизм идентификации предпочтений, потребностей, интересов, политической направленности и корпоративности субъектов парламентской деятельности.

2. Электорально-групповая поляризация гражданского общества – регионально-электоральные группы развиваются через сопоставление своих предпочтений, потребностей, требований, восприятие индивидами маркеров доминирующих политических идей и программ. При совпадении программно-политических многокритериальных маркеров с индивидуальными у совокупности индивидов происходит групповая поляризация. По мере увеличения индивидуальных критериальных совпадений группа консолидируется и растет, а по мере сокращения – уменьшается и даже распадается.

3. Транспортация политических полномочий в гражданском обществе

– политические полномочия (предпочтения, потребности, требования) индивидов имеют свойство проходить через следующие этапы организации политической и государственной власти:

– самоидентификация индивидов по доминирующим идеям и программам;

– индивидуальной и групповой поляризации регионально-электоральных групп гражданского общества;

– передача индивидуальных и групповых политических полномочий - предпочтений, потребностей, требований индивидов через механизм федеральных и региональных выборов;

– размежевание, поляризация депутатов по политическим полюсам, объединение депутатов, получивших через механизм выборов от индивидов регионально-электоральных групп политические полномочия, в моноидеологические общности – фракции;

– объединение моноидеологических фракций в полиидеологическую совокупность, обладающую политическими полномочиями (предпочтениями, потребностями и требованиями) регионально-электоральных групп гражданского общества, трансформируется в парламент.

4. Многополярная электорально-групповая оппозиционарность – регионально-электоральные группы формируются на различных идеологических основаниях и каждая из них изначально противостоит всем остальным по спектру расхождения предпочтений, потребностей и требований, составляющих их индивидов. Такая полиидеологическая совокупность регионально-электоральных групп образует модель гражданского общества.

5. Формирование парламента:

- первым этапом формирования парламента является организация фракций через самоидентификацию парламентариев с родственными идеологическими общностями.

- во втором этапе моноидеологические общности, фракции парламента объединяются в единый полиидеологический представительный и законодательный орган политической и государственной власти в соответствии с Конституцией РФ (Основным законом).

загрузка...