Delist.ru

Системный анализ психического развития детей с недоразвитием речи (05.03.2007)

Автор: Корнев Александр Николаевич

13 и старше Достоверность различий, P<…

Частота декомпенсаций по отношению ко всем детям этого возраста (%) 17 27 14 0,05 0,01

Смена состояний компенсации и декомпенсации может быть оценена и с точки зрения особенностей самой динамики, то есть направленности происходящих изменений (прогресса / регресса), их непрерывности, наличие обратимых или необратимых перемен в направленности изменений (временная или постоянная смена прогресса регрессом). Подобная характеристика может быть использована как показатель особенностей развертывания во времени процесса онтогенеза у детей с отклонениями в развитии (Ушаков Г.К.,1974,1978, Ковалев В.В.,1985, Буянов М.И.,1986). Анализ наблюдений позволяют свести особенности динамики процесса психического развития у детей с НР к нескольким типологическим вариантам: а) регредиентному с полной компенсацией, б) регредиентному с неполной компенсацией, в) регредиентному, перемежающемуся «декомпенсациями» и г) псевдопрогредиентному (Графики 1-4). Описываются психологические и психопатологические изменения, характерные для детей с каждым из перечисленных типов динамики.

График 1 Ход речевого развития детей с НР при регредиентном типе динамики с полной компенсацией в сравнении с нормой; ––– норма, –– - –– дети с НР

У большинства детей с типами динамики б)–в) в школьном возрасте развивались дислексия и диграфия. В среднем среди детей с тотальными формами НР дислексия встречалась в 50% , а дисграфия в 80% случаев. Нами было предпринято специальное проспективное исследование для выявления предикторов дислексии среди детей с НР. 50 детей 7-8 лет с первичным недоразвитием речи, начинавшие обучение в речевой школе были обследованы с помощью комплекса диагностических заданий (Корнев А.Н.,1995).

Через 1 год у всех этих детей по стандартной методике были исследованы

чтение и навыки устного счета. Корреляционный анализ показал, что

наилучший прогноз вероятности возникновения дислексии обеспечивает

График 2 Ход речевого развития детей с НР при регредиентном типе динамики с неполной компенсацией в сравнении с нормой. Условные обозначения те же.

сочетание таких тестов, как "Рядоговорение", "Повторение цифр", дифференциация понятий "право-лево" и "Составление рассказа по картинкам".

График 3 Ход речевого развития детей с НР при регредиентном типе динамики, перемежающемся декомпенсациями в сравнении с нормой. Условные обозначения те же.

39 детей с дислексией наблюдались нами от 1года до 4 лет.

У большинства из них (72%) нарушения чтения оказались стойкими.

График 4 Ход развития детей с НР при псевдопрогредиентном типе динамики с неполной компенсацией в сравнении с нормой. Условные обозначения те же.

Статистический анализ результатов экспериментально - психологического

исследования и данных катамнеза показал, что диагностическими заданиями, наиболее информативными для предсказания прогноза компенсации дислексии, являются три субтеста методики WISC: "Недостающие детали", "Составление фигур из кубиков" и "Кодирование". Апробация данных критериев на группе из 39 детей с дислексией показала, что прогноз оправдывается в 73% случаев.

В главе 8 «Организация абилитации детей с недоразвитием речи» представлена система методологических принципов оказания психолого-педагогической помощи. Учитывая широкий круг проблем, имеющихся у таких детей, оказание помощи следует рассматривать как абилитацию, то есть формирование широкого круга способностей, необходимых для нормальной жизнедеятельности. Конечная цель - повышение уровня адаптивности, достигается за счет опоры на сохранные функции, формирование коммуникативных навыков с учетом тех речевых и неречевых возможностей, которые имеются у ребенка, создания резервных средств коммуникации и более активного использования невербальных форм мышления.

Описывается разработанная нами программа психологической помощи детям с НР в условиях образовательного учреждения. Она включает 3 основных

раздела: 1) психологическое консультирование родителей, 2) психологическая работа с ребенком, и 3) психологическое консультирование педагогического персонала.

Важной задачей в консультировании родителей является формирование у них навыков принимающего и развивающего общения. С одной стороны оно должно обогащать ребенка языковым материалом, с другой – поддерживать у него коммуникативную активность, инициативу. Другой на менее важной задачей является формирование у них адекватной личностной позиции по отношению к ребенку и его проблеме. Родители переживают факт отклонения в развитии у своего ребенка подчас так же, как собственное заболевание, а часто даже более остро. Анализ родительских реакций на речевой недостаток у ребенка позволяет выделить несколько их типологических вариантов: гипонозогнозию, гипернозогнозию и нормонозогнозию. Описываются особенности психологического консультирования родителей с гипо- и гипернозогнозическим типом реакций.

Содержание психологической работы, ориентированной непосредственно на ребенка с НР, определяется психологическими особенностями дизонтогенеза, характером психопатологической симптоматики, формой недоразвития речи. Все возможные ее варианты можно свести к двум основным направлениям: когнитивно- ориентированному и ориентированному на эмоциональные и коммуникативные проблемы.

Психокоррекционная когнитивно- ориентированная работа строится на следующих принципах: а) адресность, б) принцип создания системного обеспечения формируемых способностей, в) принцип «разделения трудностей, г) принцип опоры на сильное звено, д) использование нейропсихологического подхода. Большое значение в коррекционной работе имеет подбор оптимального типа помощи, ее индивидуализация. Помощь может быть ориентирована на формирование адекватной организации деятельности в том или ином звене или облегчать выполнение определенных гностических или праксических операций. Правомерно различать деятельностно ориентированную и операционально ориентированную помощь (Выготский Л.С., Лурия А.Р.,Ахутина Т.В.).

Деятельностно- ориентированная помощь включает 5 уровней: 1) помощь- поощрение, психологическая поддержка, 2) стимулирующая помощь, 3) организующая помощь, 4) разъяснение, 5) разъяснение + демонстрация.

Операционально-ориентированная помощь включает следующие приемы: создание ориентировочных опор, разделение трудностей, снижение “мнестической нагрузки”, выбор модальности (ведущей), создание дополнительных опор в перцептивном звене.

Психологическая помощь, ориентированная на эмоциональные и коммуникативные проблемы. Дети с НР составляют группу риска по невротическим расстройствам и нарушениям поведения психогенного происхождения. У многих из них был обнаружен “преневротический радикал” (Гарбузов В.И.,Захаров А.И.,Исаев Д.Н.,1977). Они имеют повышенную фрустрационную уязвимость, которая особенно отчетливо проявляется в кризисные периоды жизни. В данном виде работы может быть использован широкий круг психотерапевтических методик в зависимости от особенностей личности ребенка, характера эмоциональных проблем и личных предпочтений специалиста. Описываются несколько вариантов организации психологической помощи в образовательных учреждений разного типа.

В заключении отмечается, что в данном исследовании удалось раскрыть ряд новых закономерностей психического онтогенеза у детей с недоразвитием речи. Сформулированы следующие выводы:

1. Состояние недоразвития речи представляет собой особую форму психического дизонтогенеза, которое имеет существенные отличия от всех описанных ранее форм психического дизонтогенеза. Его основными особенностями являются: своеобразная асинхрония развития, дисгармоничное развитие мышления и интеллекта с дефицитом т.н. «вербального интеллекта» и вербально-логических форм мышления, дефицит коммуникативно-речевой компетенции, своеобразные проявления эмоционально-волевой незрелости и особые, специфичные для них формы социальной дезадаптации.

2. Психический статус детей с недоразвитием речи представляет собой совокупность облигатных и факультативных лингвопатологических, патопсихологических и психопатологических дизонтогенетических синдромов. Совокупность облигатных синдромов образует т.н. «большие синдромы» или, иными словами, клинические формы недоразвития речи, являющиеся подтипами психического дизонтогенеза, обусловленного недоразвитием речи.

3. Проведенный нами клинико-психологический анализ показал, что недоразвитие речи представлено парциальными и тотальными его формами. Состояния тотального недоразвития речи представляют собой неоднородные образования, компонентный состав которых включает 2-4 синдрома. Каждый из этих синдромов патогенетически, относительно автономен и имеет свои специфические механизмы. Эти синдромы оказывают влияние друг на друга по типу кумулятивного, ингибирующего взаимодействия.

4. На протяжении детства проявления дизонтогенеза психических функций претерпевают закономерные изменения, трансформацию, характер которых зависит от патогенеза состояния, психологических механизмов, возрастных закономерностей развития и индивидуально-типологических особенностей динамики развития.

5. Многомерность дизонтогенетических состояний при НР достаточно велика, что требует использования при систематике мультиаксиального и мультидисциплинарного подхода. В настоящем исследовании разработана подобная классификация, имеющая 5 осей.

6. Анализ нейропсихологических и когнитивных механизмов тотальных форм НР дает основание различать среди них 2 категории состояний: первично языковые, алалические формы НР, и гностико-праксические, параалалические формы НР. Исследование интеллекта по WISC выявило достоверные отличия между ними.

7. Экспериментальный анализ механизмов НР показал, что их можно свести к трем основным категориям: механизмы сенсомоторного уровня, механизмы гностико-праксического уровня, механизмы семиотического (языкового) уровня. Сформулирована новая мультифакториальная концепция механизмов НР. В большинстве случаев в основе НР лежит от двух до четырех качественно разных механизмов, которые вступают во взаимодействие друг с другом в ходе онтогенеза.

8. Обнаружены экспериментальные данные, позволяющие заключить, что функциональная основа формирования грамматических способностей включает не только вербальные, но и невербальные когнитивные компоненты

9. Специфика состояний дизонтогенеза у детей с НР такова, что для их изучения, диагностики требуется теоретический и методический аппарат, принадлежащий нескольким смежным научным дисциплинам: психологии, психиатрии, неврологии, нейропсихологии, психолингвистики и логопедии. Интеграции этих мультидисциплинарных сведений будет способствовать создание самостоятельного научного направления: логопатологии детского возраста. В настоящем исследовании для этого создана методологическая, таксономическая, семиотическая и феноменологическая основа.

10. Разработана многоуровневая модель артикуляторной базы и процесса ее развития. На этой основе изучены и описаны синдромы артикуляционной диспраксии, представленной тремя разновидностями: дисфонетической, дисфонологической и динамической (последние два описаны впервые). Экспериментально доказана центральная роль диспраксии в механизмах этих форм НР. Кроме того, впервые выделен и описан синдром вербальной диспраксии. Симптомы его проявляются преимущественно в дисфункции языкового, фонологического программирования в процессе порождения речи.

11. Динамический анализ психоречевого дизонтогенеза у детей с НР позволил выявить четыре основных его процессуальных компонента: развитие, вторичное недоразвитие, компенсацию и декомпенсацию. Выделено несколько типологических вариантов динамики: вариант  регредиентной динамики с полной компенсацией, регредиентный вариант динамики с неполной компенсацией, регредиентный вариант динамики, перемежающийся экзацербацией неврозоподобной симптоматики и псевдопрогредиентный вариант. Описана феноменология синдромов при декомпенсациях и особенности смены синдромов в динамике углубления декомпенсации.  Показано, что характер динамики зависит от тяжести и патогенеза речевых нарушений, их этиологии и наличия сопутствующих психопатологических нарушений     

12. В среднем у 50% детей с тотальным недоразвитием речи в школьном возрасте наблюдалась дислексия (дисфазическая) и дисграфия, имеющие сложный механизм. Выделены предикторы, которые позволяют до начала обучения выявлять детей с высоким риском возникновения дисфазической дислексии. Выявлены показатели, позволяющие составить прогноз компенсации дислексии.

13. Недостаток речевых коммуникативных способностей ставит детей с НР в особую ситуацию в социуме, которая является для многих из них психотравмирующей. В случаях наличия дополнительных психотравмирующих факторов в семье или школе и повышенной фрустрационной уязвимости это приводит к формированию у них невротических расстройств.

СПИСОК ОПУБЛИКОВАННЫХ РАБОТ:

загрузка...