Delist.ru

Системный анализ психического развития детей с недоразвитием речи (05.03.2007)

Автор: Корнев Александр Николаевич

б) Уровень дисфункции – дефицитарный уровень церебральной организации, функциональная слабость которого играет основную синдромообразующую роль:

Сенсомоторный уровень (парезы и дискинезии);

Гностико-праксический уровень (диспраксии, вторичные нарушения речевой деятельности);

Семиотический или языковой уровень (первично языковые синдромы).

в) Тип дисфункции – тип нарушенных когнитивных операций, неполноценность которых доминирует в механизмах лингвопатологического синдрома:

Неполноценность сукцессивных / симультанных когнитивных операций;

Неполноценность синтагматических / парадигматических семиотических операций.

г) Заинтересованность первого, второго и третьего функциональных блоков мозга в нейропсихологических механизмах недоразвития речи (Лурия А.Р.,1973, 1975).

В главе VII представлены результаты динамического анализа психического развития детей с НР, дается интегральная характеристика психического дизонтогенеза у детей с недоразвитием речи. Системный анализ психического развития представлен в двух аспектах: 1) во взаимодействии разных уровней психической организации ребенка, функциональных систем и подсистем (речевых, когнитивных, личностных), и 2) во взаимодействии ребенка и окружающего его социума, индивидуальных личностных реакциях ребенка на результат этого взаимодействия, определяющих формирование адаптивного просоциального (или дезадаптивного) поведения.

Анализ данных лонгитюда позволил выделить несколько основных компонентов психического дизонтогенеза и описать их особенности у детей с недоразвитием речи. В развитии детей с недоразвитием речи наблюдалось четыре ряда процессов: 1) психическое развитие, 2) недоразвитие высших психических функций, функционально связанных с первично нарушенными функциями, 3) компенсаторные перестройки и 4) явления декомпенсации (временные или стойкие).

Ход психического развития у детей с НР принципиально не отличался от того, который свойственен здоровым детям. Логика психического и речевого развития, последовательность этапов развития у детей экспериментальных групп были теми же, что и в норме. Это согласуется с известным принципом, сформулированным Л.С.Выготским (1983). Однако при рассмотрении в системном аспекте отчетливо проявились черты ретардации, дисгармоничности и асинхронии в развитии. На каждом этапе развития это проявлялось у детей с НР по-разному. В раннем и дошкольном возрасте ретардация отчетливо проявлялась в речеязыковой сфере, дисгармония выражалась в диссоциации импрессивного и экспрессивного уровней речевой деятельности, вербальной и невербальной форм коммуникативной компетенции. В школьном возрасте на первый план у детей с НР выступали трудности в усвоении навыков письма и чтения. Со значительным опозданием происходило у многих из них формирование категориального мышления, что согласуется с данными других исследователей (Ковалев В.В., Кириченко Е.И., Белова-Давид Р.А., Давидович Л.Р., Власенко И.Т.). Асинхрония развития приводила к диссоциации между удовлетворительной социально-бытовой адаптацией, уровнем социализированности и наличием выраженных трудностей в школьной адаптации, диссоциации между невербальными формами интеллекта (средний и выше среднего уровни) и вербально-логическими его компонентами (низкий уровень), диссоциации между процедурным знанием (высокий уровень) и декларативным знанием (низкий уровень).

Мы наблюдали у детей с НР два ряда феноменов вторичного недоразвития высших психических функций (ВПФ): межсистемные и внутрисистемные. Иногда их называют еще горизонтальными и вертикальными (Ахутина Т.В.,1998). Межсистемные феномены обусловлены взаимовлиянием разных функциональных систем, связанных включенностью в один и тот же вид деятельности или навык. Внутрисисистемные эффекты обусловлены прямой функциональной зависимостью высших психических функций от состояния их сенсомоторных предпосылок, созревающих в онтогенезе раньше.

Компенсаторные перестройки у детей с НР выражаются в качественном усложнении, росте дифферцированности в речевой, когнитивной, эмоционально-волевой и поведенческой сферах. Степень выраженности этих перестроек зависела от следующих обстоятельств.

А) От типа нарушенных языковых операций: парадигматических или синтагматических. В последнем случае компенсация происходила медленнее.

Б) От уровня дисфункции. Нарушения с механизмом сенсомоторного уровня компенсировались хуже всего. Нарушения языкового уровня несколько лучше, а гностико-праксического уровня – наиболее быстро и полно.

Кроме того, на компенсаторные процессы немалое влияние оказывали и так называемые «коморбидные» явления. Наблюдался эффект «кумуляции взаимно ингибирующего эффекта» коморбидных нарушений с собственно языковыми и речевыми механизмами. Они взаимно усугубляли негативное влияние друг друга.

В системном аспекте компенсаторные процессы развивались по двум «сценариям»: а) ассоциированному и б) диссоциированному. В первом случае темпы и сроки компенсации основных речевых нарушений были примерно одинаковы. Во втором – диссоциировали, что нередко приводило к расслоению

большого синдрома, казавшегося до этого целостным.

Декомпенсации. Выраженность когнитивных и эмоционально-волевых нарушений у большинства детей с НР претерпевала на протяжении 5 лет волнообразные колебания. Чередование компенсации и декомпенсации зависело как от эндогенных, так и от средовых влияний. У 22% детей с НР, наблюдавшихся нами на протяжении 5 лет отмечались явления декомпенсации дизонтогенетических явлений. Это выражалось во временном утяжелении проявлений недостаточности определенных когнитивных и речевых функций. Наблюдение за изменениями психического состояния 420 детей с НР на протяжении 5 лет позволил нам установить возрастные периоды, в которые декомпенсация происходит наиболее часто. Распределение по возрастам и частота в разных возрастных подгруппах приведены в табл.1 и 2. Как видно из таблицы, наиболее неблагоприятен для этих детей возраст от 9,5 до 11,5 лет. Декомпенсации в этом возрасте происходили достоверно чаще. Они проявлялись в виде полиморфных, качественно разнообразных комплексов

Таблица 1

Распределение числа декомпенсаций (в %) по разным возрастным периодам

Возраст Число декомпенсаций (в %)

7-8 лет 21

8 л 2 мес. – 9 л 5 мес. 5

9,5–11,5 лет 50

11л 7 мес.- 12 л.11 мес. 6

13 лет 18

Всего 100

симптомов и синдромов. Их всех можно условно объединить в несколько групп. Ниже приведены наиболее часто встречающиеся из них.

Снижение когнитивных ресурсов, умственной продуктивности;

Дефицит операционального обеспечения процессов порождения и декодирования высказываний и снижение эффективности этих процессов;

Нарастание склонности к аффективному типу реагирования, усиление эмоциональной лабильности и аффективной неустойчивости;

Невротические реакции на трудности;

Неврозоподобные состояния;

Патохарактерологические реакции: оппозиции (протеста), реакции компенсации и гиперкомпенсации (Ковалев В.В.,1995).

Таблица 2

Частота декомпенсаций (интенсивный показатель) в разных возрастных подгруппах

Возраст

7–8 лет Б

9,5 –11,5 В

загрузка...