Delist.ru

Системный анализ психического развития детей с недоразвитием речи (05.03.2007)

Автор: Корнев Александр Николаевич

Изучение динамических характеристик психического развития детей с НР;

Концептуальная основа и гипотеза исследования:

Концептуальная основа исследования включает два основных аспекта: а) теоретические представления о взаимоотношении когнитивных функций, речевых механизмов и языковой способности в процессе их онтогенеза, и б) концепцию системно-структурной организации когнитивных, речевых и языковых функций при первичном недоразвитии речи у детей.

Теоретическую основу представлений об основных закономерностях онтогенеза языка и речи у детей составляют: а) теория Л.С.Выготского о системных закономерностях и этапности в формирования высших психических функций в онтогенезе (Выготский Л.С., 1983) и б) когнитивные, конструктивистские теории онтогенеза языка (Piaget J. 1967,1994, Slobin D.,1976, Вruner J.,1984, Вates E., Bretherton I., Snyder L,1988, Bates E., Thal D., Marchman V.,1991). Основная идея этих теорий заключается в том, что ребенок является активным, творческим исследователем языка, а природа языковых способностей является прямым продолжением когнитивных способностей и построена на тех же закономерностях. Ребенок, накапливая опыт взаимодействия и речевой коммуникации со взрослыми, на этой основе строит гипотезы о структуре языка, его закономерностях, формируя собственные высказывания, проверяет эти гипотезы. Есть много оснований полагать, что у детей в процессе речевого развития формируется в сознании последовательно несколько «языковых систем», каждая из которых обладает собственными правилами и строением. Средства детской речи внешне те же, что и у взрослых, однако они резко различаются за счет различного функционального использования языковых элементов» (Ахутина Т.В.,Горелов И.Н.,Залевская А.А.,1985). От упрощенных вариантов языковой системы через серию промежуточных стадий ребенок переходит к нормативному языку (Вates E., Bretherton I., Snyder L.,1988).

Гипотеза исследования состоит в предположении, что недоразвитие речи, как явление, имеет не цельный, а сложносоставной характер. Клиническая картина НР образована ограниченным числом лингвопатологических синдромов. Количественный и качественный состав синдромов в каждом конкретном случае зависят от этиологии, патогенеза и нейропсихологических механизмов, связанных с заинтересованностью определенных функциональных систем мозга. В большинстве случаев механизмы конкретных форм дизонтогенеза носят множественный характер. При этом онтогенетические эффекты этих механизмов формируются не по аддитивному принципу (т.е. как сумма нескольких дисфункций), а по интерактивному и кумулятивному принципам. Механизмы, участвующие в синдромообразовании, взаимодействуют друг с другом, модифицируя тем самым эффекты каждого из них в отдельности. В динамике, в ходе психоречевого онтогенеза характер этих взаимодействий и конкретная синдромологическая картина закономерно меняются, изменяя и клиническую картину НР.

В связи с высокой степенью полиморфизма конкретных проявлений недоразвития речи мы сочетали стандартный принцип среднегрупповой статистики с клинико-психологическим анализом отдельных прототипических, модельных случаев. Наблюдение же в динамике позволяет уточнить и дополнить умозаключения, возникшие при срезовом исследовании, отделить закономерные, устойчивые связи от случайных.

Достоверность результатов обусловлена теоретико-методологическими основаниями исследования, которые сочетают в себе классические положения о системной природе дизонтогенеза (Л.С.Выготский,Г.Е.Сухарева, В.В.Ковалев,В.В.Лебединский), современные когнитивные модели онтогенеза языковых способностей (Slobin D.,Вruner J.,Вates E., Bretherton I., Snyder L, Thal D.), концепцию природы и механизмов недоразвития речи, сформированную в исследованиях В.К.Орфинской, Е.Ф.Соботович, В.А.Ковшикова, и методическим подходом к анализу изучаемых явлений, базирующимся на принципах синдромологического психологического диагноза (по Выготскому Л.С.) и синдромного нейропсихологического анализа (по Лурия А.Р.)

Научная новизна и теоретическая значимость:

Научная новизна исследования заключается в полученных новых данных об особенностях онтогенеза высших психических функций у детей с отдельными клиническими формами первичного недоразвития речи. В процессе динамического наблюдения удалось выявить и описать типологические особенности процессов развития, компенсации и декомпенсации; впервые описаны характерные для детей с НР клинические формы декомпенсации. На основе синдромологического подхода к анализу состояний недоразвития речи описаны наиболее распространенные лингвопатологические синдромы детского возраста. Некоторые из них описаны впервые (дисфонологическая и динамическая формы артикуляционной диспраксии и вербальная диспраксия у детей).

Теоретическая значимость исследования заключается в создании новой парадигмы в подходе к изучению недоразвития речи у детей как формы психического дизонтогенеза. Эта парадигма сочетает в себе системно-структурный подход, согласно которому недоразвитие речи это многокомпонентная по составу и полифакторная по генезу форма психического дизонтогенеза, и дискретный подход к изучению лингвопатологической феноменологии на основе такой единицы анализа, как синдром. Предложены дефиниции таких понятий, как «лингвопатологический симптом», «лингвопатологический синдром». Описанная, интерпретированная с онтогенетических позиций и систематизированная синдромология недоразвития речи открывает новые возможности для сравнительного клинико-психологического изучения разных форм речевой патологии в развитии, дальнейшего исследования такой сложной проблемы, как взаимоотношение интеллектуальной и языковой способности в онтогенезе, проблемы нормы и патологии в речевом развитии ребенка. В целом завершено создание методологической и фактологической основы для нового научного и клинического направления «логопатология детского возраста».

Практическая значимость

Разработанная в настоящем исследовании семиотика лингвопатологических симптомов и синдромов, психологическая, нейропсихологическая и психопатологическая характеристика разных форм недоразвития речи, новые сведения об особенностях динамики явлений дизонтогенеза могут быть использованы в профессиональной подготовке клинических и специальных психологов в сфере логопатологии. Полученные новые данные об особенностях психического развития детей с недоразвитием речи и разработанные на этой основе принципы абилитации такх детей могут быть использованы психологами учреждений системы образования и здравоохранения, что создает необходимые условия для комплексного подхода в оказании психолого-педагогической помощи детям с недоразвитием речи. Многоосевая систематика недоразвития речи вместе с предложенным в настоящем исследовании понятийным аппаратом создают условия для взаимодействия специалистов разного профиля при постановке диагноза.

Положения, выносимые на защиту:

1. Психическое развитие детей с НР имеет признаки дизонтогенеза, затрагивающего как речевые, так и неречевые психические функции. Его психологические характеристики существенно отличаются от других ранее описанных форм дизонтогенеза у детей.

2. С системных позиций психический статус детей с недоразвитием речи представляет собой совокупность лингвопатологических, патопсихологических и психопатологических дизонтогенетических синдромов, взаимодействующих между собой. Продуктом этого взаимодействия являются так называемые «большие синдромы», составляющие клиническую картину основных форм недоразвития речи. Это взаимодействие, кроме того, влияет на весь ход психического развития детей.

3. Недоразвитие речи у детей является сложным, многообразным по симптоматике явлением, требующим от специалиста квалификации из области нескольких смежных дисциплин. Как с научной, так и с практической точки зрения есть основания для выделения этой проблематики в отдельное научное направление. Настоящее исследование завершило формирование условий для создания нового научного направления «логопатология детского возраста»

4. Психологический и нейролингвистический анализ клинической картины НР позволяют утверждать, что т.н. «общее» или первичное тотальное недоразвитие речи представлено двумя типами: алалическим и параалалическим. Предлагаемая дихотомия основана на разграничении синдромов с механизмами первично языкового уровня (алалический тип) и гностико-праксического уровня (параалалический тип).

5. Артикуляционная база и главный ее компонент – артикуляционный праксис имеют многоуровневую структуру. Идеи Н.А.Бернштейна и данные нашего исследования послужили основой для создания соответствующей многоуровневой модели артикуляционного праксиса. Данный подход успешно использован для изучения и описания синдромов артикуляционной диспраксии (представленной тремя разновидностями) и вербальной диспраксии.

6. Системный, многосторонний подход к типологии форм психического дизонтогенеза у детей с НР лучшее приложение находит в многоосевой клинико-психологической классификации недоразвития речи у детей, которая предложена в данном исследовании. Она позволяет в рамках многоуровневого диагноза объединить заключения бригады специалистов разного профиля: клинического психолога, психиатра, невролога и логопеда, отражающие все многообразие симптоматики у детей с НР.

7. Динамика процессов развития, компенсации и декомпенсации представлена у детей с НР типологически разными вариантами: а) регредиентный с полной компенсацией, б) регредиентный с неполной компенсацией, в) регредиентный, перемежающийся декомпенсациями, и г) псевдопрогредиентный. В кризисные возрастные периоды у 25% детей с НР возникают состояния декомпенсации, развивающиеся по определенной закономерной схеме.

Апробация и внедрение: материалы диссертационного исследования представлялись на 30 научно-практических конференциях, на 15 международных конференциях (в т.ч. в Праге (1992), Амстердаме (1993), Трондхейме (1994), Тромсо (1994), Честере (1997), Салониках (2005) Международной нейропсихологической конференции, посвященной 100-летий со дня рождени\ А.Р.Лурия, II Международной конференции по когнитивным наукам (С-Петербург,2006), 5-ом Всероссийском конгрессе по педиатрии и хирургии (Москва,2006).

Полученные в ходе исследования новые данные, разработанная нами концепция нового научного направления – «Логопатологии детского возраста» послужили основой для учебного курса «Логопатология детского возраста» для специальности «специальная психология», который читался нами в Московском городском психолого-педагогическом университете на протяжении 4 лет.

Рукопись книги «Введение в логопатологию детского возраста: клинические и психологические аспекты» (изданная под названием «Основы логопатологии детского возраста: клинические и психологические аспекты» в 2006 г.) в 2001 г. была признана Координационным советом по приоритетному направлению «Технологии живых систем» Министерства науки и технологий Российской Федерации лучшей работой 2001 года по государственной научно-технической программе «Здоровье России»

Нами была создана программа психологической коррекционной работы с детьми с НР в условиях образовательного учреждения. В течение 15 лет она проходила апробацию в нескольких коррекционных учреждениях: на базе школы-центра «Логос» в Павлово-на-Неве Ленинградской области и в Назийской школе-интернате для детей с задержкой психического развития Ленинградской области, в Психолого-педагогическом коррекционном центре г. Кировска, в Областной школе-интернате для детей с тяжелым недоразвитием речи г.Петрозаводска. Разработанные нами методика коррекции дислексии (Корнев А.Н.,1995,2003) и методика предупреждения дислексии у дошкольников группы риска (Корнев А.Н.,2006) прошли апробацию в вышеперечисленных учреждениях.

По теме диссертации опубликовано 77 работ, в том числе 2 монографии, 4 учебно-методических пособия.

Структура диссертации: введение, 8 глав, заключение и список литературы (632 наименования, из них – 374 отечественных, 258 зарубежных)

Краткое содержание работы

Глава 1 «Основные подходы в изучении психического развития детей с недоразвитием речи». На протяжении всей истории изучения недоразвития речи у детей сохраняет актуальность вопрос о том, как речевые недостатки или отсутствие речи влияют на психическое развитие в целом. Достаточно много известно о состоянии высших психических функций, непосредственно связанных с речью (языковое сознание, вербально-логическое мышление, дискурсивное мышление, абстрагирование, словесная память) (Лубовский В.И.,

1989, Власенко И.Т.,1990, Филичева Т.Б., Чиркина Г.В.,2004). Значительно меньше данных о том, как влияют отставание, отклонения в речевом развитии на неречевые компоненты психического развития. Существующие исследования по этому вопросу немногочисленны. Ряд психологических исследований был направлен изучение отдельных когнитивных функций или интеллекта в целом (Левина Р.Е.,1968, Мастюкова Е.М ,1972, Гуровец Г.В ,1974, Давидович Л.Р. ,1975, Василева Н.Ц.,1991, Воронова А.П. ,1993, Переслени Л.И.,Фотекова Т.А.,1993, Фотекова Т.А. ,1994, Johnstone J., Ellis Wismer S,1983, Kamhi A.,CattsH., Koenig L., Lewis B.,1984, Kamhi A.,Gentry B.,Mauer D.,Gholson B.,1990, Johnston J.R.,1994, Leonard L.B. ,1998).

. et all, 2005, Vellutino F.R.et all,2004).

В исследованиях, выполненных психиатрами, недоразвитие речи изучалось как разновидность общего психического недоразвития или особый тип интеллектуальной недостаточности, отличающийся как от умственной отсталости, так и от задержки психического развития (Сухарева Г.Е., Певзнер М.С., Ковалев В.В., Белова-Давид Р.А.). В некоторых психологических исследованиях авторы не нашли принципиальных различий между детьми с общим недоразвитием речи и детьми с задержкой психического развития (Переслени Л.И.,Фотекова Т.А.,1993, Фотекова Т.А.,1994).

Вышеприведенные данные о психическом развитии детей с НР относятся к клинически малодифференцированной группе детей, включающей разные формы НР. Однако известно, что В.К.Орфинской (1965) было выделено 10, а Е.Ф.Соботович (1981.1985) – 5 типов алалий, различающихся механизмами и речевой симптоматикой. В зарубежных классификациях выделяется от трех до восьми форм НР (Rapin I., Allen D.A..1981, Aram D., Nation J..1982, Wilson B.,Risucci D.,1986). Есть основания ожидать, что картина психического развития будет различаться в каждой из типологических форм НР. Сравнительных исследований такого типа пока не проводилось.

Справедливым представляется суждение, что дифференциация лингвопатологических симптомов и синдромов должна рассматриваться сквозь призму онтолингвистических данных (Цейтлин С.Н.,2000). Анализ современных теорий усвоения языка детьми позволил в качестве базовой избрать когнитивную, конструктивистскую теорию. Согласно этой теории природа языковых способностей является прямым продолжением развития когнитивных способностей и построена на тех же закономерностях (Piaget J. 1967,1994, Slobin D.,1976, Вruner J.,1984, Вates E., Bretherton I., Snyder L,1988, Bates E., Thal D., Marchman V.,1991). Ребенок, накапливая опыт взаимодействия и речевой коммуникации со взрослыми, на этой основе строит гипотезы о структуре языка, его закономерностях, проверяет их, формируя собственные высказывания, формирует свой, упрощенный вариант языковой системы (Ахутина Т.В., Горелов И.Н.,,Залевская А.А.,1985, Цейтлин С.Н.,2000, Nelson K., 1973, Bloom L.,1973).

Современные модели функциональной организации и церебрального обеспечения речевой деятельности (Бернштейн Н.А.,1990, Лурия А.Р.,1973,1975, Касевич В.Б.,2006), модели порождения речи А.А.Леонтьева и Т.В. Ахутиной, положения психологической теории деятельности А.Н.Леонтьева и теории функциональных систем П.К.Анохина дают основание полагать, что языковая способность, семиотическая система, процесс порождения речи и его когнитивное обеспечение, сенсомоторные механизмы речи объединяются в рамках функциональной системы языка и речи (ФСЯР) (Корнев А.Н.,2005). Ее системообразующим фактором является цель – совершение коммуникативно-речевого акта (Леонтьев А.А.,Сахарный Л.В.,Касевич В.Б.). Функциональная система языка и речи образована тремя основными подсистемами: семиотической, подсистемой программирования и интерпретации речевых актов и регуляционной подсистемой. Каждая из подсистем имеет определенную степень автономии, как в процессе функционирования, так и в ходе развития (Залевская А.А.,1999, Волков А.М. с соавт.,1987, Levelt W.J.M.,1993). Применение данной парадигмы позволяет более тонко и дифференцированно исследовать механизмы нарушений речевого развития.

Сравнительные исследования нормы и патологии речевого развития показали, что большинство феноменов, которые расцениваются как симптомы речевых нарушений на раннем этапе онтогенеза встречаются у здоровых детей (Цейтлин С.Н.2000, Ковшиков В.А., 2001,). В связи с этим обсуждается вопрос: является ли недоразвитие речи проявлением задержанного речевого развития или это патологическое ее развитие (Leonard L.,1998). Данные изучения «специфического нарушения языкового развития» (SLI) свидетельствуют, что эти дети по многим параметрам языкового развития похожи на здоровых детей, имеющих такой же уровень речевого развития (то есть младших по возрасту) (Rice M.L., Oetting J.B.,1993, Leonard L.,1998). Альтернативное мнение принадлежит В.А.Ковшикову (2006), который полагал, что при моторной алалии имеет место патологическое развитие речи. До настоящего времени этот вопрос остается открытым и требует дальнейшего изучения с привлечением психологических и психолингвистических подходов.

Глава II «Методология и методика исследования». Данное исследование проводилось на протяжении 30 лет в 3 этапа. На первом этапе (1974 – 1982 гг.) предметом изучения были дети с нарушениями письменной речи, исследовались когнитивные и речевые механизмы дислексии и дисграфии, динамика состояния при дислексии. На втором этапе (1983 - 1992 гг.) предметом экспериментального изучения были дети с недоразвитием устной речи, исследовались феноменология, механизмы и динамика этих состояний. Третий этап (1993 – 2005гг.) был посвящен внедрению разработанных на основе полученных результатов программ и методик психологической и психолого-педагогической коррекции. Организация и ход 1 этапа исследования были подробно описаны нами ранее (Корнев А.Н.,1995, 2003). Для решения задач 2 этапа было проведено предварительное клиническое исследование популяции 468 детей 4-8 лет с недоразвитием речи г.С.-Петербурга и Ленинградской области. Результаты исследования позволили отобрать 2 группы детей: а) с тотальным недоразвитием речи – 120 детей 4-8 лет, и б) с парциальным недоразвитием речи – 127 детей 3-8 лет. Были сформированы следующие экспериментальные группы:

№1 –группа детей с моторной алалией 5-8 лет (с неосложненной моторной алалией – 27 детей, с осложненной моторной алалией -16 детей);

№2 – группа детей с параалалической формой тотального недоразвития речи 5-8 лет (ПТНР) (с неосложненной ПТНР -37 детей, с ПТНР на фоне умственной отсталости -40 детей);

№3 –группа 112 детей 5-8 лет с артикуляторной диспраксией (парциальное НР);

Кроме того, дополнительно были набраны группы сравнения и

загрузка...