Delist.ru

Системный анализ психического развития детей с недоразвитием речи (05.03.2007)

Автор: Корнев Александр Николаевич

На правах рукописи

КОРНЕВ

Александр Николаевич

Системный анализ психического развития детей с недоразвитием речи

Специальность 19.00.04 – Медицинская психология

А В Т О Р Е Ф Е Р А Т

диссертации на соискание ученой степени доктора психологических наук

Санкт-Петербург – 2006

Работа выполнена в Санкт-Петербургской Государственной педиатрической медицинской академии

Научный консультант: заслуженный деятель науки,

доктор медицинских наук, профессор

Исаев Дмитрий Николаевич

Официальные оппоненты:

доктор психологических наук, профессор

Татьяна Васильевна.Ахутина

доктор психологических наук, профессор

Рифкат Жаудатович Мухамедрахимов

доктор психологических наук, профессор

Ирина Михайловна Никольская

Ведущая организация: Психоневрологический институт им. В.М.Бехтерева

Защита диссертации состоится «…» …… 2007г. на заседании диссертационного совета Д.212.232.22 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора психологических наук при Санкт-Петербургском государственном университете по адресу: 199034, Санкт-Петербург, ул. Макарова, д.6, .

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке им. А.М.Горького при Санкт-Петербургском государственном университете (199034, С.-Петербург, Университетская наб.,7/9)

Автореферат разослан «….»…….. 2006 г

Ученый секретарь диссертационного совета,

доктор психологических наук В.Д.Балин

Введение

Актуальность исследования и постановка проблемы:

Одной из самых актуальных проблем в изучении отклоняющегося развития является выявление закономерностей формирования психических функций в ходе онтогенеза. Сравнительные исследования качественных особенностей психического развития при разных формах дизонтогенеза позволяет более точно определить природу дизонтогенеза, его патогенез (Сухарева Г.Е.,1955, Выготский Л.С., 1983, Лебединский В.В., 1985, Ковалев В.В.,1995, Мамайчук И.И.,2000, Семаго Н.Я.,Семаго М.М.,2000, Лубовский В.И.,2005). С другой стороны проспективное изучение психического развития у детей с избирательной или очаговой церебральной патологией позволяет выяснить роль соответствующих церебральных систем и психических функций в нормальном онтогенезе.

Онтогенез психических функций у детей с недоразвитием речи (НР) изучен односторонне. Существует много исследований, в которых описаны проявления разных форм речевой патологии в различных возрастных группах детей (Волкова Л.С.,Шаховская С.Н.,1999, Ковшиков В.А.,2001, Филичева Т.Б.,Чиркина Г.В. 2002, Лопатина Л.В.,2004). Невербальные психические функции характеризуются в них фрагментарно. Немногочисленные работы посвящены психологическому изучению интеллектуальных способностей у детей с НР (Соботович Е.Ф., 1989, Ковшиков В.А., Элькин Ю.А.,1980, Переслени Л.И.,Фотекова Т.А.,1993, Фотекова Т.А.,2004). Вопрос изучения онтогенеза психических функций в целом в указанных работах не ставился. В немногочисленных клинических исследованиях детей с НР авторы описывают симптомы интеллектуальной недостаточности, нарушения отдельных когнитивных функций, явления эмоционально-волевой незрелости (Сухарева Г.Е., 1965, Ковалев В.В., 1995, Кириченко Е.И., 1977, Белова-Давид Р.А.,1979). Однако, все эти исследования мало дифференцированы с точки зрения речевой симптоматики. Остается открытым вопрос, являются ли эти симптомы факультативными при речевой патологии или облигатными. (Сухарева Г.Е.,1965, Ковалев В.В.,1995, Beitchman, J. H. et all.,2001, Sundheim, S.T. P., Voeller, K.,2004).

Благодаря исследованиям В.К.Орфинской, Е.Ф.Соботович, В.А.Ковшикова представления о тотальных формах недоразвития речи, их типологии существенно изменились. Представления о моторной алалии стали более дифференцированными, ее границы значительно сузились. В последние десятилетия произошел прорыв в области лингвистики и психолингвистики детской речи (Шахнарович А.М., Лепская Н.И., Цейтлин С.Н., Горелов И.Н., Исенина Е.И.,Bruner J., Slobin D., Bloom L., Ingram D., Bates E.И. и др.). В связи с этим сложились теоретические предпосылки для комплексного, мультидисциплинарного изучения особенностей формирования языка, речи, когнитивных способностей в онтогенезе у детей с разными формами недоразвития речи.

Объект исследования – онтогенез психических функций у детей с отклоняющимся развитием.

Предмет исследования – особенности онтогенеза психических функций у детей с недоразвитием речи (далее – НР)

Цель исследования - системно-динамический анализ психического развития детей с первичным недоразвитием речи

Задачи исследования:

Клинико-психологический анализ лингвопатологической и психопатологической симптоматики НР

Разработка системы базовых синдромологических дефиниций для описания и системного изучения НР;

Анализ возрастных особенностей основных дизонтогенетических лингвопатологических синдромов;

Анализ распространенности сочетаний лингвопатологических синдромов, синдромотаксиса и психологической структуры «больших синдромов»;

Экспериментально-психологическое и психометрическое изучение речевых, языковых и неречевых когнитивных механизмов недоразвития речи у детей с разными его формами;

Нейропсихологический анализ основных синдромообразующих механизмов при разных формах НР;

загрузка...