Delist.ru

Воздействие глобальных трансформационных вызовов на процесс политической модернизации России (05.03.2007)

Автор: Яшкова Татьяна Алексеевна

Не первый год в стране идут разговоры о создании национальной инновационной системы, формируются соответствующие программы, однако дальше риторики и формального обозначения внимания к проблеме дело пока не идет. Страна все более опускается в рейтинге конкурентоспособности и в размере доли на мировом рынке наукоемкой продукции (соответственно 74-е место и менее одного процента, в СССР было более 12%). Если оставить положение с инновациями таким, как есть, и не вкладывать в этот проект инвестиции, об успехе модернизационных процессов для России говорить будет практически невозможно.

4. Создание государства реального суверенитета, государства развития. Здесь модернизация направлена на создание социально-правового государства – важнейшего института гражданского общества, укрепление системы политического устройства, внутренней интеграции страны. Государство развития способно продвигать и поддерживать развитие всех сфер жизнедеятельности, реализовывать общегосударственные, общенациональные интересы и интересы каждого человека, долгосрочное развитие страны, рост качества жизни народа, используя новые возможности.

Достойным ответом России на глобальные трансформационные вызовы должно стать формирование государства реального суверенитета. Дело в том, что в условиях глобализации происходит «размывание суверенитета», снижение роли государства. Однако и в этой ситуации ряд государств по-прежнему остаются странами реального суверенитета. Так, США, Китай, Индия обеспечивают необходимый уровень реального суверенитета и в новых глобальных условиях. Россия же теряет свои позиции в этом плане. Иными словами, современная мирополитическая система и мировая экономика характеризуются борьбой двух тенденций. С одной стороны, это тенденция «десуверенизации», а с другой – мощная тенденция укрепления реального суверенитета рядом государств, которые при этом добиваются крупных успехов в своем экономическом, культурном и социальном развитии, во многом за счет «десуверенизируемых» стран. В этих условиях России (при оптимистичном варианте развития) еще предстоит занять свое достойное место в системе мировой политики. И в этом направлении целесообразной представляется реализация «концепции реального суверенитета» А.А. Кокошина, а также идей сторонника реального суверенитета заместителя главы Администрации Президента РФ В.Ю. Суркова. Однако в укреплении реального суверенитета наша страна сталкивается с активным противодействием сил, не заинтересованных в том, чтобы она выступала на мировой арене как самостоятельный центр силы.

По мнению диссертанта, среди проблем укрепления государства весьма значимым представляется вопрос внутренней интеграции страны (восточной и европейской частей), как не менее важной по сравнению с ее внешней интеграцией в политические, экономические и иные глобальные процессы. В данном случае можно говорить о своеобразном балансе между внешней и внутренней интеграцией во избежание «суверенизации» отдельных территорий, например, российского Дальнего Востока.

По мнению экспертов, по-прежнему сохраняется опасность разделения в XXI в. европейской и азиатской частей России в результате воздействия дезинтеграционных факторов. Это активно поощряется извне, поскольку в сильной России мировые лидеры не заинтересованы. И хотя опасность разделения сегодня не столь осязаема, ведущие к ней дезинтеграционные процессы между европейской и азиатской частями России могут стать причиной крайне нежелательных явлений.

Восточная парадигма возрождения России, на взгляд диссертанта, позволит добиться стабилизации социально-политической ситуации, управляемости государством и экономикой, поможет найти наиболее эффективную модель правового взаимодействия Центра и регионов, баланса их интересов при признании приоритета общегосударственных интересов. Вместе с тем данная парадигма предполагает активное включение в региональные интеграционные процессы, прежде всего, со странами АТР.

Интеграция европейской и азиатской частей России вполне может базироваться на энергетическом, нефтегазодобывающем, транспортном и оборонно-промышленном комплексах. В частности, мощным интеграционным потенциалом обладает нефтегазодобывающий комплекс. По оценкам экспертов, потребность стран АТР в импорте российского газа в 2010 г. достигнет 45–80 млрд. кубических метров. В Японии, Южной Корее и некоторых других странах АТР планируется создать глобальные системы энергоснабжения. В этом плане значение России, обладающей достаточными запасами и возможностями добычи газа, возрастает.

5. Создание гражданского общества. Здесь модернизация подразумевает расширение участия граждан в делах государства, усиление общественного контроля над деятельностью органов государственного и местного управления со стороны общества.

6. Развитие образования и науки, как долгосрочной основы существования и процветания общества, относится к числу основных направлений политической модернизации, ключевых компонентов общественного производства, определяющих направленность технологического развития и конкурентоспособность продуктов труда. Только образование в состоянии создать человеческий капитал, который в соединении с физическим капиталом обеспечивает повышение производительности и качества продукции, интеллектуальное будущее нации.

Система образования, которой во второй половине прошлого столетия гордилась страна, ныне находится в пореформенном состоянии, характеризующемся показателями, далекими от оптимальных. За прошедшие годы реформ фундаментальная и прикладная наука оказалась в тяжелейшем положении, в первую очередь, как правило, из-за резкого сокращения ассигнований на нее, падения престижа научно-исследовательской деятельности в нашей стране, снижения востребованности достижений науки бизнесом и государством. Объемы финансирования фундаментальной науки в России меньше, чем в США и других развитых странах на несколько порядков.

Исчезновение фундаментальной науки, которое может произойти в ближайшие годы по большинству направлений, может обернуться для нас даже более тяжелыми последствиями, чем исчезновение ряда производств. В отличие от многих видов промышленности фундаментальная наука, будучи утрачена, может быть восстановлена, даже при выделении достаточных ресурсов, усилиями лишь нескольких поколений или останется вообще не восстановленной.

Если данная тенденция будет продолжаться, страна может утратить завоеванные позиции в сфере образования и науки, безнадежно отстать от ведущих стран мира. В этом плане, по мнению диссертанта, должна быть выработана четкая, научно обоснованная стратегия образовательной деятельности, т.е. обобщающая модель действий, необходимых для достижения поставленных целей на основе выбранных критериев (показателей) и эффективного распределения ресурсов.

7. Рост национальной самоидентификации, цивилизационного самосознания российского общества. Здесь модернизация должна способствовать сохранению и укреплению фундаментально-ценностных цивилизационно-культурных оснований существования многонациональной и поликонфессиональной российской цивилизации – единой общности людей в огромной стране. К основным векторам укрепления геоцивилизационной безопасности следует добавить необходимость преодоления кризиса национальной идентичности. Масштабные преобразования, которые проводятся в Российской Федерации, немыслимы без четкого понимания роли России в мировом сообществе и осознания гражданами собственной, уникальной судьбы. Российская Федерация испытывает сегодня кризис национальной идентичности, то есть утраты Россией своего исторически сложившегося представления о самой себе. Глобальные трансформационные процессы этот кризис усиливают.

Россия оказалась в своеобразной цивилизационной ловушке, образованной столетней практикой навязывания российскому государству и народу чужого опыта. В итоге мы пришли к колоссальной дезориентации в основополагающих принципах национального и исторического бытия. Затягивание процесса национального самоопределения чревато утратой Россией своего места и роли в мировых делах. Чрезвычайно важно сегодня вернуться на путь исторической преемственности, оценить качество и возможности российского народа во всем его этническом многообразии.

Насущная задача – суметь сохранить систему ценностей, которую выработали за многие годы наши предки, четко ответить на вопрос о будущности России, найти свою национальную идентичность, тем самым вернуть базовые цивилизационно-культурные ориентиры, дать гражданам уверенность в завтрашнем дне. В свою очередь возрождение страны и ее народа возможно лишь при условии максимального задействования интеллектуального и творческого потенциала каждого гражданина Российской Федерации.

В целях реализации данной задачи целесообразно осуществить целый комплекс мер, в том числе:

1) провести в России общенациональную дискуссию по обсуждению путей и механизмов дальнейшего государственного и общественного развития России на 15–40 лет вперед, оценке национальной идентичности;

2) осуществить широкомасштабную государственную поддержку и развитие русского языка, включая меры политического, экономического и организационного плана, так как русский язык является средством межнационального общения, объединяющим фактором для различных народов России и соотечественников за рубежом;

3) пересмотреть принципы государственной пропаганды, сделав упор на развитие духовности, национального самосознания, патриотизма и нравственности, включая создание эффективной системы телерадиовещания для подрастающего поколения.

8. Укрепление демографического потенциала, качества людских ресурсов, прекращение вымирания народонаселения как непременное условие роста и развития страны. Депопуляция (вымирание населения, а сегодня на одного родившегося в стране приходится двое умерших) – беда национального масштаба, принимающая глобальный характер, поскольку с утерей населения может быть утерян контроль над важнейшим, с точки зрения геополитики, евразийским пространством, традиционно играющим определяющую мировую роль. Если средняя плотность населения является и так довольно низкой – 9 человек на один кв. км (для сравнения, в Европе – 119 человек), то на обширных восточных пространствах (Сибирь и Дальний Восток), составляющих две трети территории страны, она составляет лишь два с небольшим человека на один кв. км, притом уменьшаясь. Как отметил Президент РФ В. Путин в Санкт-Петербурге в июне 2006 года, за последние 13 лет население России уменьшилось на 11 млн. человек, и данная тенденция сохраняется.

Об остроте проблемы говорит тот факт, что в научный оборот введено понятие демографической безопасности, под которой понимается противодействие как внутренним, так и внешним угрозам, выражающимся в таком изменении параметров демографического развития, при котором нарушается воспроизводство населения и не обеспечивается достаточный уровень национальной безопасности.

Надо сказать, что 2006 год характеризуется переключением внимания руководства страны на демографическую проблему. Президент В. Путин не раз в своих выступлениях обращался к этой теме, в том числе и в Послании Федеральному Собранию. Принята национальная программа, под которую выделяются значительные финансовые вложения. Появилась надежда на выход из демографического кризиса.

Сегодня, по мнению диссертанта, перед Россией, пожалуй, впервые в ее истории фактически встал демографический выбор. Или она, как сложившаяся историко-культурная полиэтническая общность, будет разрушена внешней экспансией (в результате депопуляции и нарастающей миграции с опасностью получения «другой страны с другим народом»). Или же будет кардинально изменена государственная демографическая политика, остановлена депопуляция, отрегулирована миграция, созданы социально-экономические условия для укрепления людского потенциала, и, в результате, сохранено Российское государство, способное обеспечить контроль над геополитическим пространством. Выбор, безусловно, небогат, однако носит в прямом смысле судьбоносное значение.

9. Укрепление имиджа современного российского государства как в глазах мировой общественности, так и в российском массовом общественном сознании (для чего необходим стратегический курс, поддерживаемый населением страны и реализуемый в его интересах).

Процесс политической модернизации может стать успешным при условии направления его на реализацию общенациональной единой цели – создания конкурентоспособного государства реального суверенитета и социально ориентированного общества благосостояния – главной цели модернизации,

эффективного использования ресурсного (природного и людского) потенциала реформ, а также учета воздействия внутренних и внешних факторов, включая глобальные трансформационные вызовы (см. схему 1).

Безусловно, данная принципиальная структура российской модернизации, предлагаемая диссертантом, отличается от западно-либеральных концепций модернизации. Но это естественно, поскольку, во-первых, Россия имеет массу отличий от других стран в силу исторической, национальной, геополитической, ментальной и иной специфики. Во-вторых, она позволяет сформулировать и реализовать адекватные ответы на глобальные трансформационные вызовы современности.

В заключении подводятся общие итоги исследования, представлены сформулированные автором основные выводы, рекомендации и предложения.

Автором по теме диссертационного исследования опубликованы работы общим объемом 42,5 п.л.:

I. Монографии

1. Яшкова Т.А. Глобальные изменения и модернизация России: Монография. М.: МАКС Пресс, 2006. 11,5 п.л. (в соавт. с Киселевым С.Г., авторство 7,5 п.л.).

2. Яшкова Т.А. Политическая модернизация в условиях глобальных трансформационных вызовов: Монография. М.: МАКС Пресс, 2007. 16 п.л.

II. Статьи, опубликованные в ведущих рецензируемых научных

журналах и изданиях в перечне ВАК

3. Яшкова Т.А. Государственная служба в Китае // Вестник государственного университета управления. Сер. Государственное и муниципальное управление. 2002. № 2. 0,7 п.л.

4. Яшкова Т.А. О месте и значении учебной дисциплины «Политическое управление» в системе подготовки государственных и муниципальных служащих // Вестник государственного университета управления. 2005. № 1. 1 п.л.

5. Яшкова Т.А. Инновационно-инвестиционная политика: опыт СССР и реалии сегодняшней России // Международный вестник. Московская Академия рынка труда и информационных технологий. 2006. № 10. 0,4 п.л.

6. Яшкова Т.А. Глобализация – объективный процесс развития современного общества // Вестник государственного университета управления. Сер. Государственное и муниципальное управление. 2006. № 1 (7). 0,5 п.л.

7. Яшкова Т.А. Глобализация: некоторые проблемы, позитивные и негативные последствия // Вестник государственного университета управления. Сер. Государственное и муниципальное управление. 2006. № 6. 0,5 п.л. (в производстве).

III. Статьи в журналах, сборниках по материалам конференций

Страницы: 1  2  3  4  5  6  7  8  9