Delist.ru

Дисфункции процессов социализации и социального контроля в условиях экспансии массовой потребительской культуры (05.03.2007)

Автор: Хагуров Темыр Айтечевич

выявлены ограничения применимости методологического аппарата современных теорий девиантности к анализу последствий влияния массовой потребительской культуры на процессы социализации и социального контроля;

определены контуры ценностно-ориентированной методологии девиантологического анализа дисфункций процессов социализации и социального контроля в условиях распространения массовой потребительской культуры.

В соответствии со сказанным на защиту выносятся следующие положения:

1. Актуальность девиантологического подхода к пониманию характера и содержания трансформаций социальных процессов современности обусловлена тем, что глобальное распространение массовой потребительской культуры при помощи современных технологий массовых коммуникаций вызывает масштабную релятивизацию ценностно-нормативных регуляторов социального поведения индивидов. Это приводит к существенным деформациям процессов социализации и социального контроля, что в свою очередь ведет к качественному и количественному росту разнообразных девиаций.

2. Девиантогенность последствий влияния массовой потребительской культуры на процессы социализации и социального контроля во многом обусловлена влиянием вульгаризированного постмодернизма. Сложные и рафинированные интеллектуальные построения постмодернизма абсорбируются массовой культурой в упрощенном и примитивизированном варианте нигилистического гедонизма, эмансипирующего удовольствие от категорий запрета, ограничения и долга. Основными «проводниками» этого становятся массовая литература и кинематограф, отказывающиеся от воспитательной роли и сосредотачивающиеся на обращении к бессознательному реципиента методом «шокинга». Результатом становиться устойчивая денормативность массового и индивидуального сознания.

3. Распространение потребительских ценностей массовой культуры в условиях процессов глобализации вызывает ряд устойчивых дисфункций процессов социализации личности и социального контроля, ведущих к деформации институтов семьи, общественной морали и образования, которые утрачивают нормирующую и социализирующую функции. Одним из главных последствий воздействия массовой потребительской культуры на механизмы социализации и социального контроля становится появление особого социально-антропологического типа – «человека-потребителя».

4. Теоретический и эмпирический анализ влияния консьюмеризации на важнейшие институты социализации и социального контроля и связанных с этим дисфункций позволяет объяснить базовые тенденции трансформаций паттернов мышления, поведения и психики людей под действием массовой потребительской культуры и описать «человека потребляющего» как:

- человека с некритичным и несамостоятельным мышлением, восприятие и осмысление окружающей действительности которого носит прагматизированный и утилитарный характер;

- человека с инфантильным складом личности, как следствие – эмоционально неустойчивого, с подавленным волевым началом, с ослабленными способностями к самоограничению и самоконтролю;

- человека, мировоззрение которого носит фрагментарный характер, у которого отсутствуют стойкие убеждения неутилитарного характера;

- человека с обедненными социальными связями преимущественно обменного типа.

5. Критический анализ основных биологических, психологических и социологических теорий девиантности показывает ограниченность их гносеологических возможностей в анализе рассматриваемых феноменов в силу присущего большинству концепций устойчивого антиаксиологизма, ведущего к релятивизму и редукционизму. В результате явно улавливаемая девиантогенность массовой культуры и порождаемого ею типа человека не может быть ни обоснована, ни объяснена, поскольку обобщенного понимания нормы, восходящей к онтологии человека и общества, эти концепции не предполагают.

6. Девиантологический анализ феноменов человека-потребителя и массовой потребительской культуры должен опираться на ценностно-ориентированную методологию, предполагающую поиск универсальных нормативных констант человеческого существования. Подобные константы можно обнаружить, анализируя такие сферы, как социально-значимые практики, ценностная сфера культуры, смысло-жизненное пространство личности, сфера психо-биологического здоровья человека.

Теоретическая значимость исследования заключается в выявлении и описании девиантогенных последствий масштабных дисфункций институтов социализации и социального контроля, вызванных глобальным распространением массовой потребительской культуры. Значительный теоретический интерес представляет разработанная автором концептуальная модель «человека-потребителя», позволяющая объяснить многие трансформации паттернов поведения и мышления индивидов в свете указанных процессов. Перспективным, в теоретическом отношении, видится выявление гносеологических ограничений сложившихся теорий девиантности и разработанный автором ценностно-ориентированный подход к пониманию сущности дисфункций процессов социализации и социального контроля в условиях распространения массовой культуры.

Практическая значимость результатов исследования заключается в том, что на основе полученных в диссертации результатов возможна разработка профилактических технологий работы с молодежью для муниципальных и федеральных органов власти (курирующих работу с молодежью, социальную политику и образование); на основе разработанного в диссертации ценностно-ориентированного подхода к объяснению дисфункций процессов социализации и социального контроля в современных условиях возможна разработка и проведение эмпирических исследований фундаментального и прикладного характера; полученный в диссертации материал может использоваться в подготовке и издании учебников и учебных пособий; чтении спецкурсов для студентов, обучающихся по специальностям «Социология», «Социальная работа», «Юриспруденция», «Психология», «Социология девиантного поведения», «Криминология», «Социальная работа с несовершеннолетними», «Социология образования» и др.

Эмпирическая база исследования. Основу эмпирической базы исследования составили результаты двух исследовательских проектов, выполненных автором для Управления образованием г. Краснодара в 2004/2005 (N=2023) и 2005/2006 (N=1330) гг. Также использован вторичный анализ широкого круга данных эмпирических исследований отечественных и зарубежных научных коллективов.

Апробация работы. Основные положения и выводы были апробированы автором при подготовке и издании (в хронологическом порядке): авторского учебного пособия «Введение в современную девиантологию» (Изд-во СКНЦ ВШ, 2003); втором издании «Введения в современную девиантологию» (в соавторстве с А.В.Маркиным), получившим гриф УМО по классическому университетскому образованию (Изд-во Краснодарской академии МВД, Краснодар, 2006 г.); учебного пособия «Преступность как социальный феномен: опыт комплексного анализа» (в соавторстве с В.В.Шалиным, А.В. Маркиным, В.А.Яковлевым), получившим гриф УМО по классическому университетскому образованию (Изд-во Краснодарской академии МВД, Краснодар, 2006 г.); монографии «Человек потребляющий: проблемы девиантологического анализа» (Гриф Института социологии РАН 2006 г.).

Идеи автора изложены также в выступлениях и докладах автора на ряде крупных научных конференций (в хронологическом порядке):

- «Социальная, нравственная, юридическая ответственность СМИ в реформирующемся обществе»/ научно-практическая конференция (Краснодар, 2002);

- «Философия в реформируемом обществе»/ научно-практическая конференция (Краснодар, 2002);

- на XXIII Всероссийской конференции по экономике/ (Адлер, 2002);

- на II Всероссийском социологическом конгрессе (Москва, 2003)

- «Современная культурология: предмет, методология и методика»/ научно-практическая конференция (Краснодар, 2003);

- «Девиантное поведение: методология и методика исследования»/ международная теоретико-методологическая конференция (Москва, ИС РАН, 2004);

- на Международной научной конференции «Русская философия и православие в контексте мировой культуры» (Краснодар, 2004);

- на Всероссийской научной конференции «Власть, право, толерантность» (Краснодар, 2005);

- на IV Всероссийском философском конгрессе «Философия и будущее цивилизации» (Москва, 24-28 мая 2005 года);

- на III всероссийском социологическом конгрессе (Москва, 2006).

Ряд положений диссертационного исследования нашел свое отражение в исследованиях автора для Управления образования г. Краснодара в 2005-2006 гг. и в работе в рамках деятельности краевого Совета по профилактике подростковой безнадзорности и наркомании при департаменте науки и образования Краснодарского края. Ряд результатов диссертационного исследования апробировался в ходе экспертных консультаций, разрабатываемых автором для отдела по делам несовершеннолетних Администрации Краснодарского края и Департамента образования и науки Краснодарского края, получивших практическое внедрение на уровне реализации системы воспитательной работы отрасли «Образование» Администрации Краснодарского края.

Структура работы. Работа состоит из введения, пяти глав, разбитых на параграфы, заключения, списка использованных источников и литературы, а так же двух приложений.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновывается актуальность темы диссертационного исследования, формулируется исследовательская проблема, определяются цель и задачи работы, формулируются тезисы, выносимые на защиту.

В Главе 1. «Глобализация и постмодернизм как факторы процессов социализации и социального контроля в современном обществе (девиантологические аспекты)» рассматривается влияние процессов глобализации культуры и распространения идей постмодернизма как макро-факторов, создающих предпосылки дисфункциональности процессов социализации и социального контроля в современных условиях.

В первом параграфе первой главы «Основания девиантологического подхода к пониманию характера и содержания трансформаций социальных процессов современности» доказывается актуальность применения методологии девиантологического анализа к пониманию характера и содержания трансформаций социальных процессов современности.

Существуют различные подходы к пониманию итогов социальной истории ХХ века и связанных с ними тенденций современности, которые, обобщая, можно свести к двум, достаточно отчетливо проявлявшим себя в гуманитарном знании, - «оптимистический» и «пессимистический». Истоки их можно видеть в позитивизме, с одной стороны, и культурном пессимизме рубежа XIX – ХХ вв., с другой. Конкуренция двух этих интерпретаций наиболее отчетливо проявилась в ХХ веке. Причем достаточно явно обозначилась их научная локализация. Если «оптимисты», как правило, были экономистами или социологами, то «пессимисты» чаще представляли культурологию или философию.

Среди комплекса вызовов и проблем, которые несет с собой становление глобального информационного общества, особое значение, с девиантологической точки зрения, имеет проблема «кросс-культурной аномизации»: процесс смешения, диффузии культур в глобальном информационном пространстве, что сопровождается разрушением традиционных ценностно-нормативных систем, вырываемых из своего культурного контекста и включаемых в процесс информационной циркуляции

Результатом этого является размывание представлений о дозволенном и недозволенном в индивидуальном и массовом сознании. Исчезает общий нормативный эталон, что неизбежно деформирует процессы социализации и социального контроля в современном обществе. Человек лишается критериев для различения позитивного и негативного, нормы и отклонения. Господствующей становится точка зрения, согласно которой каждый решает для себя сам, что нормально, а что – нет. Человек, воспитанный в ключе подобной идеологии «свободы», стремится к максимизации комфорта и отказывается от ценностных суждений, что приводит к качественному и количественному росту девиаций в современных обществах. В данных условиях актуализируются вопросы о границах допустимого и недопустимого в поведении человека. С теоретической же точки зрения ключевым становится вопрос о возможных путях и критериях локализации этих границ, возможностях нахождения неких нормативных констант, теряя которые институты и механизмы социализации и социального контроля утрачивают свою функциональность.

Второй параграф первой главы «Глобализация как фактор распространения массовой потребительской культуры: тенденции и характер влияния» посвящен анализу воздействия глобальных СМК (средств массовой коммуникации) на содержание, масштабы распространения массовой потребительской культуры и характер ее влияния на процессы социализации и социального контроля.

Большинство исследователей (как отечественных, так и зарубежных) склонны рассматривать культурно-коммуникационные аспекты глобализации в качестве важнейшего ее измерения в силу масштабов их влияния на сознание и поведение широких слоев населения различных стран мира. Распространение глобальных СМК (средств массовых коммуникаций), определяет не только характер, но во многом и содержание формирующейся глобальной культуры. Анализируя данные отечественных и зарубежных исследований, можно заключить, что глобальное распространение аудиовизуальных средств передачи информации приводит к упрощению транслируемых культурных образцов, идей и продуктов, среди которых доминирующими оказываются новостные и развлекательные. Акцент на упрощенно-развлекательных способах трансляции культурной информации заставляет опасаться снижения уровня интеллектуальной и духовной культуры в массовом масштабе.

Согласно данным международных исследований, проведенных под руководством П.Бергера и С.Хантингтона, выделяется четыре типа (сферы) глобальной культуры: глобальная культура интеллектуалов; глобальная деловая (давосская) культура; глобальная массовая культура и глобальные религиозные движения.

загрузка...