Delist.ru

Дисфункции процессов социализации и социального контроля в условиях экспансии массовой потребительской культуры (05.03.2007)

Автор: Хагуров Темыр Айтечевич

Хагуров Темыр Айтечевич

Дисфункции процессов социализации и социального контроля в

условиях экспансии массовой потребительской культуры

(проблемы девиантологического анализа)

Специальность 22.00.04. – социальная структура, социальные институты и процессы

Автореферат диссертация

на соискание ученой степени доктора социологических наук

Научный консультант:

доктор философских наук,

профессор З.Т. Голенкова

Москва 2007

Работа выполнена в Институте социологии РАН

Научный консультант:

Доктор философских наук, профессор Голенкова Зинаида Тихоновна

Официальные оппоненты:

доктор философских наук, профессор,

Култыгин Владимир Павлович

доктор философских наук, профессор,

Романенко Михаил Васильевич

доктор социологических наук

Козырева Полина Михайловна

Ведущая организация: Всероссийский научно-исследовательский институт МВД РФ

Защита состоится «23» мая 2007 г. в 13 час. на заседании Диссертационного совета Д.002.011.02 по присуждению ученой степени доктора социологических наук при Институте социологии РАН по Аресу: 117 218 Москва, ул. Кржижановского, 24/35, корп. 5.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Института социологии РАН

Автореферат разослан «__» __________ 2007 г.

Ученый секретарь

Диссертационного совета,

Кандидат философских наук Е.Ю.Рождественская

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Среди комплекса вызовов и проблем, сопровождающих развитие современного общества, видное место занимает проблема глобального распространение массовой культуры американского образца, ключевыми ценностями которой выступают развлечение, гедонизм и потребление. Глобальная массовая культура несет с собой постоянно расширяющуюся семиотизацию потребления. Потребитель от потребления вещей переходит к потреблению знаков – престижа, успеха и т.п.. Семиотическую сферу культуры заполняют темы трат, удовольствия и расточительности, императивно направляющие превращение потребительских практик в образ жизни.

Вместе с тем, отчетливо проявляется моральный кризис тех обществ, где потребительские ценности массовой культуры получают распространение. Симптомы этого кризиса многочисленны. Одно из проявлений - неуклонный рост преступности, в том числе, - увеличение доли несовершеннолетних преступников. В числе других симптомов можно отметить рост числа самоубийств, распространение идеологии сексуальной вседозволенности и рост потребления наркотиков и алкоголя. Что характерно, лидерами этих процессов выступают наиболее богатые потребительские общества Америки и Европы. Аналогичные процессы затрагивают и российское общество.

Актуальность темы исследования. Одна из главных причин роста масштабов девиаций в современных обществах с развитой потребительской экономикой заключается в том, что идеалы и ценности, транслируемые культурой, утрачивают нравственное измерение и все более «консьюмеризируются» (от англ. consumer - потребитель). Культурные продукты - фильмы, книги, музыка –становятся товаром, функционирующим по законам рынка. Массовое искусство, стремясь привлечь пресыщенного потребителя, все чаще идет по пути отказа от нормативных ограничений, романтизации девиантных моделей поведения, предлагая ему новые, «щекочущие» раздражители.

В результате, распространение массовой потребительской культуры сопровождается масштабной релятивизацией морально-нравственных устоев. Современное общество лишается критериев нормальности, распространение получает терпимость ко всякого рода отклонениям. Более того, само определение отклонений становится проблематичным.

Указанные тенденции обусловливают устойчивые дисфункции процессов и механизмов социализации и социального контроля. Успешность их деятельности неразрывно связана с выполнением нормирующих функций. Это касается в равной степени и социализации, как процесса воспитания, формирования определенной нормы, образца (поведения, сознания), так и социального контроля, как процесса принуждения к норме, наказания за отклонения от нее. Целью деятельности институтов социализации и социального контроля является формирование социально-ответственной личности, стремящейся соотносить свои индивидуальные желания и потребности с социальными ограничениями.

Человек же, формируемый массовой культурой, несет в себе новое понимание морали, права, нормы и отклонения, опирающееся на ценности индивидуализированного гедонизма. Императивом этой культуры и индивидуальным кредо ее носителей становится потакание своим желаниям, стремление к максимизации удовольствия и потребления.

Перечисленные тенденции актуализируют девиантологический подход к пониманию характера и последствий распространения массовой культуры, в контексте ее влияния на процессы и механизмы социализации и социального контроля, поведение и образ жизни людей во всем мире.

Вместе с тем, вряд ли можно отрицать наличие позитивных тенденций культурного развития современности, таких как создание благоприятных условий для расширенного диалога культур, формирования толерантности, рост информационных и образовательных ресурсов обществ, попадающих в орбиту информационной революции. При этом массовая культура выполняет роль общего коммуникативного поля, органично связанного с глобальными сетями массовых коммуникаций и потребительских рынков, вне которых невозможно существование современного глобального общества.

Проблемная ситуация, составляющая предмет настоящего исследования, имеет две стороны – практическую и теоретическую. Практическая сторона проблемы, заключается в том, что массовая потребительская культура, представляет собой неустранимое условие существования и развития формирующегося глобального общества. В то же время, ценности и установки, несомые этой культурой, оказывают деструктивное влияние на процессы и механизмы социализации и социального контроля, что проявляется в увеличении количества и масштабов девиаций, сопровождающих, порождаемую массовой культурой наряду с другими факторами, релятивизацию ценностно-нормативной сферы. Теоретическая сторона проблемы связана с тем, что в рамках традиционных теорий девиантности сложно обосновать эмпирически фиксируемую девиантогенность рассматриваемых процессов, в силу изначально присущего этим теориям релятивистского подхода к пониманию феноменов нормы и отклонения.

Степень научной разработанности проблемы. Большинство вопросов, рассматриваемых в работе, достаточно давно привлекают внимание ученых. Соответственно, по данным вопросам имеется обширная библиография.

Так, общие подходы к пониманию исторической логики развития культуры были заложены в классических трудах Н.Я.Данилевского, А.Тойнби, О.Шпенглера. Их идеи получили блестящее развитие и переосмысление в работах крупнейших культурологов и философов ХХ века - П.А.Сорокина, Х. Ортега-и-Гассета, И.Хейзинги, М.Хайдеггера и др.

загрузка...