Delist.ru

Модернизация управления системой высшего профессионально образования в Российской федерации: теоретико-прикладной анализ (05.03.2007)

Автор: Белгородский Валерий Савельевич

Анализ личности руководителя вуза показал, что глубина, последовательность и эффективность вводимых инновации во многом зависит от личностно-профессиональных особенностей руководителя. Вместе с тем, в ходе исследования стало очевидной необходимость учета того факта, что личность руководителя вуза формируется в условиях сложной иерархической структуры и противоречивых интересов коллектива вуза; его поведение в конкурентной среде и организационно-институциональной системе вузовского сообщества; связи между интересами и стратегиями вуза, с одной стороны, и характером социальных процессов и последствий модернизации образования в российском обществе – с другой. Формирование такой личности руководителя современного вуза является наиболее сложной и актуальной задачей управления персоналом в системе ВПО.

В параграфе 4.4. «Проблемы воспроизводства кадрового потенциала высшей школы» говориться, что такие проблемы возникли вследствие разрушения механизмов воспроизводства ведущих научно–педагогических школ, нестабильности выделения бюджетных ассигнований, неразвитости легальных механизмов привлечения внебюджетных средств на развитие кадрового потенциала.

Развитие высшего профессионального образования в России зависит от подготовки и повышения квалификации научно–педагогических кадров. Современная система ВПО функционирует за счет ранее накопленного потенциала, а сам процесс ее функционирования поддерживается силой инерции.

Весьма серьезной проблемой в данном контексте является международная мобильность и эмиграция квалифицированных кадров в зарубежные страны. Факторы эмиграции во многом коррелируют с проблемами управления ВПО, а именно – недостаточностью усилий по повышению престижа научно-образовательной деятельности; прояснению перспектив развития; повышению стимулирования труда (в т.ч. и материального).

В диссертации подробно анализируется структура высшей школы в современной России и обосновывается вывод, что проблемы управления ВПО во многом связаны с резким обострением конкуренции между государственными и негосударственными вузами. При этом ситуация с оптимальным кадровым составом неутешительна, как в государственных, так и в негосударственных вузах. Имеет место старение кадров, уменьшение числа докторов наук, выраженной потребностью самореализации в другие профессиональные сферы.

Для прогресса в образовании, науке и в других отраслях жизнедеятельности общества важным является приход молодого пополнения кадров. Между тем в последнее время доля выпускников, принимаемых на научную работу, не превышает 8%. Зато растет число уезжающих за границу. Россию уже покинуло 80% математиков и 50% физиков–теоретиков высшей квалификации. Причем это касается не только отдельных ученых. Покидают страну кафедры, лаборатории чуть ли не в полном составе.

В этой связи специалисты прогнозируют, что через 5–10 лет проблема воспроизводства научного потенциала вузов встанет со всей остротой. В вузах (на кафедрах) будут в основном преобладать кадры, получившие высшее образование в 1950–60-х гг. и окончившие аспирантуру в 1960–70-х гг. Поэтому естественно, что базовых знаний, полученных в эти годы, недостаточно и для требований подготовки современных кадров, и для достижения научных результатов. Проблема же переподготовки кадров в возрасте 50–60 лет и выше осложняется возрастными особенностями.

Анализ ситуации, предпринятый в диссертации, позволил выявить основные факторы, определяющие состояние и развитие кадрового потенциала:

уровень материальной обеспеченности,

удовлетворенность работой (условия труда, возможность самоорганизации, должностного роста и др.),

кадровую политику, в том числе формирование кадрового резерва.

Каждый из этих факторов подробно рассмотрен в параграфе.

Стратегической целью в развитии кадрового потенциала вузов России должно стать обеспечение оптимального баланса процессов обновления и сохранения численного и качественного состава квалифицированных преподавательских и научных кадров в соответствии с устремлениями и потребностями общества, системы высшего профессионального образования, требованиями действующего законодательства, социально–экономическим, духовно–культурным состоянием общества.

В диссертации определяются основные задачи формирования кадрового потенциала, предлагаются направления развития кадрового потенциала. В качестве методов реализации этих направлений рассматриваются идеологические, научно-методические и административно-организационные методы (они подробно излагаются в исследовании).

В Заключении содержатся краткая характеристика главных результатов исследования, даются рекомендации и предложения по их использованию и намечаются перспективы дальнейших исследований.

В ходе проведенной работы достигнута намеченная цель, решены поставленные задачи и подтверждены гипотезы. Результаты диссертационной работы направлены на развитие методологии и теории социологического знания, а также на решение актуальной практической проблемы управления системой высшего профессионального образования в Российской Федерации.

По теме диссертации автором опубликованы следующие работы:

Управление системой высшего профессионального образования в Российской Федерации: теоретико-методологический анализ. - М., МГУДТ, 2005. - 9,1п.л.

Кадровый потенциал высшей школы: состояние и тенденция развития. - М., МГУДТ, 2004. - 5,5 п.л.

Современные аспекты воспитания и образования. - М., МГУДТ, 2007. - 11 п.л. (в соавторстве).

Руководитель вуза в условиях инновационной деятельности. - М., МГУДТ, 2003.- 2,5 п.л.

Факторы развития кадрового потенциала высшей школы. - М., МГУДТ, 2004. - 5,0 п.л.

Введение в маркетинг Introduction to marketing (методическое пособие). - М., МГУДТ, 2005. – 2,0 п.л. (в соавторстве).

Руководитель вуза в условиях инновационной деятельности (учебное пособие). - М., МГУДТ, 2003. - 1,75 п.л.

Formalisierte Beschreibungen Technologischer Prozesse bei der Arbeit mit Projekten. // Materials of 35th International IGIP Symposium in cooperation with IEEE/ASEE/SEFI

“Engineering Education – The Priority for Global Development”, Edit. F. Flueckiger, Estonia, Tallinn, 2006. - 1,5 п.л. (в соавторстве).

Экспертные значения в стратегическом планировании развития предприятий легкой промышленности. // Сборник статей 27-й международной научной школы-семинара, г. Орел, 2003. - 0,7 п.л. (в соавторстве).

Оптимизация личностно-профессионального развития руководителей учреждений образования в инновационной деятельности. - Вестник МГУДТ, вып. №2 (44), М., 2004. – 0,8 п.л. (в соавторстве).

Государственное управление системой высшего профессионального образования: сущность и направления модернизации. - Труд и образование, № 1, 2005. - 1,0 п.л.

Инфраструктура высшего профессионального образования в Российской Федерации: статистические показатели и тенденции развития. - Социология власти, № 2, 2005. - 1,0 п.л.

Роль инновационного образования в развитии российского общества. - Наука, культура, общество, № 5, 2006. - 1,0 п.л.

Приоритеты модернизации управления системой высшего профессионального образования в России. Депонированная рукопись в ИНИОН РАН. № М., 2007. – 3,5 п.л.

Комплексное дизайн-образование – актуальная задача современности. - Материалы II Всероссийской научно-практической конференции «Современные технологии в дизайн-образовании», Сочи, 2005, часть 2. - 0,5 п.л. (в соавторстве).

Проблемы вхождения России в Европейское образовательное пространство. -Материалы II Всероссийской научно-практической конференции «Современные технологии в дизайн-образовании», Сочи, 2005, часть 2. - 0,5 п.л.

Профессиональная переподготовка и повышение квалификации в области дизайн-образования. - Материалы III Всероссийской научно-практической конференции «Современные технологии в дизайн-образовании», Сочи, 2006, часть 1. - 0,4 п.л. (в соавторстве).

Роль инновационного образования в развитии российского общества. - Наука. Культура. Общество. № 5. 2006. - 1,0 п.л.

«Теоретико-методологические основы социального исследования систем образования» - Социальная политика и социология. № 3-2007

Приоритеты модернизации управления системой высшего профессионального образования в России. Депонированная рукопись в ИНИОН РАН. Деп. № 60137. 29 декабря 2006 г. - 3,5 п.л.

Андреев Э.М., Миронов А.В. Социально-гуманитарное знание и образование: новые реалии, иные измерения, информационная безопасность. М., 2001. С.10.

Кузьминов Я. Образование и реформа // Отечественные записки. 2002. №2.

загрузка...