Delist.ru

Модернизация управления системой высшего профессионально образования в Российской федерации: теоретико-прикладной анализ (05.03.2007)

Автор: Белгородский Валерий Савельевич

Формирование оптимальной отраслевой модели управления предполагает четкое распределение и согласованность компетенции и полномочий, функции и ответственности всех субъектов государственного управления и субъектов сферы образовательной политики.

Научный анализ распределения ответственности показывает необходимость четко выделить и согласовать государственную и общественную составляющие в деятельности всех управленческих структур в сфере образования, определить компетенцию общественных и экспертных советов, обеспечить гласность и прозрачность обсуждения и принятия управленческих решений в системе образования.

Далее в диссертации обосновываются управленческие задачи на разных уровнях управления ВПО: федеральном, региональном, муниципальном. В целом делается вывод, что система управления ВПО выстраивается в треугольнике государство(общество(человек, и потому должна учитывать запросы каждой из трех сторон, не отдавая явного предпочтения ни одной из них. Она должна работать по принципу саморегулирующейся системы.

Кроме того, управление сферой образования предполагает два взаимосвязанных процесса:

( организацию образования как системы (взаимообусловленность каждого образовательного учреждения всеми другими и всей системой в целом, позволяющих обеспечить образовательные потребности многообразных пользователей);

( утверждение коммуникативно-деятельной позиции образования в социуме (взаимодействие с другими элементами социальной среды).

Инфраструктура образования при этом должна обеспечивать усвоение фундаментальных знаний, проверенных исторической практикой (инвариантность), а также возможность их творческого видоизменения (вариативность).

В условиях радикального изменения идеологических воззрений, социальных идеалов и в целом бытия огромных масс людей именно образование позволяет осуществить адаптацию к новым жизненным условиям, удержать процесс воспроизводства социального опыта, закрепить в общественном сознании и практике новые ориентиры развития общества и личности.

Управление системой ВПО в современных условиях определяется в диссертации как целенаправленная управленческая деятельность по анализу, прогнозированию и планированию, организации и исполнению, контролю и диагностике, регулированию и коррекции процессов модернизации в соответствии с современной доктриной образования. Объектом развивающейся системы образования являются традиционные и инновационные образовательные учреждения. Современная развивающая и развивающаяся система образования постоянно работает в поисковом режиме. Управление в системе образования такого типа носит инновационный характер; процессы принятия оперативных решений идут по ситуации, по конкретным результатам. Переход к ситуационному управлению образованием означает радикальное изменение подхода к управлению образовательным процессом.

Развитие системы ВПО при ситуативном управлении предполагает совершенствование ее структуры, переход на горизонтальный корпоративный стиль управления. Управление образованием станет эффективнее, если субъекты управления будут направленно совершенствовать себя и параллельно своих сотрудников. Развитие при таком стиле управления означает воспитание высоко мотивированных, профессионально подготовленных руководителей и преподавателей. При этом основная функция современного образовательного учреждения (любого типа или вида) - целенаправленная социализация личности, введение ее в мир природных и человеческих связей и отношений, «погружение» в человеческую материальную и духовную культуру посредством передачи лучших образцов, способов и норм поведения во всех сферах жизнедеятельности.

На уровне вуза управление системой образования может осуществляться на основе разных подходов. Если в качестве субъекта управления развитием вступает только руководство образовательного учреждения, то в этом случае следует говорить об административном уровне и подходе к управлению. Если же управление ориентировано на процесс и результат, то следует говорить о целевом подходе к управлению развитием. Третий подход ориентирован на интегрированность, (комплексность в управлении развитием), когда сочетается административное и коллективное управление развитием, ориентированное на процесс и на результат. В последнее время имеет смысл активизировать мотивационный подход, ориентированный на стимулирование и мотивирование ППС. Иначе ни один из выше перечисленных подходов не даст желаемого результата. Система образования не может быть обезличенной. Вместе с тем, ни один из подходов не может быть универсальным, это определяется условиями конкретной образовательной подсистемы.

Подводя итоги, отметим, управленческие усилия в системе образования должны быть, в первую очередь, направлены на приведение системы образования в соответствие с требованиями демократического общества, с его рыночными экономическими отношениями, а также мирового рынка образовательных услуг с высокой конкуренцией.

Показателем эффективности управления должен стать вывод системы образования из глубокого финансового кризиса и обеспечение ее стабильного развития; формирование духовно-идеологических основ, повышение качества образования на всех уровнях путем повышения требований к квалификации профессорско-преподавательских кадров, введения эффективных механизмов стимулирования их труда и поднятия престижа, использования инновационных методов обучения и новых информационных технологий.

В параграфе 3.3. «Нормативно-правовой аспект управления системой высшего профессионального образования» анализируются пять групп законов, обеспечивающих управление системой ВПО.

Это законы, направленные: 1) на обеспечение доступности образования; 2) на оценку качества образования; 3) на обеспечение структурных изменений системы образования; 4) на расширение участия общественности (в т.ч. работодателей) в развитии ВПО; 5) на ресурсное (в первую очередь, финансовое и кадровое) обеспечение образования.

Анализ нормативно-правовой базы показал ее недостаточность и несоответствие ряда положений современному состоянию системы ВПО. Наряду, с частными недостатками. В диссертации выявлены общие проблемы:

необходимость систематизации отраслевого законодательства в области образования (имеет место рассосредоточенность по разным отраслям права нормативных правовых актов, содержащих юридические нормы в области образования и науки; их несогласованность с нормами финансового, административного и международного права; правовая несогласованность в системе иерархии управления, разделения компетенций между уровнями власти);

необходимость реформирования отраслевых законов в области образования (имеет место содержательно-смысловая двойственность юридической конструкции «орган управления образованием»; нечеткость определения методов и форм государственной поддержки, распределения прав на имущество; недостаточность определения видов организационно-правовых форм субъектов образовательной деятельности и др.).

В результате подробного анализа модернизация нормативно-правовой базы управления системой ВПО в диссертации утверждается, что правовые новеллы были направлены на совершенствование правового поля управления системой ВПО; четкое определение роли органов государственной власти в системе образования; определение роли субъектов РФ в управлении системой ВПО; гарантию соблюдения прав субъектов деятельности в области образования; стимулирование инициативы негосударственного сектора в системе образования.

Вместе с тем, российская правовая база управления образованием развивается неравномерно: одни ее направления оперативно разрабатываются с учетом перспектив управления ВПО, другие – отстают. Так, не попали в отраслевое законодательство новые юридические обороты и инструменты (гранты, субсидии, субвенции и др.) бюджетного и налогового законодательства. До сих пор не понятны стратегические приоритеты, вокруг которых формируется правовая идеология.

В параграфе 3.4. «Экономические основы управления системой образования» утверждается, что возникновение экономических проблем управления системой образования связано с переходом к рыночному саморегулированию экономики. Такое саморегулирование в настоящее время возможно путем встраивания в рыночное хозяйство государственных форм регулирования экономических и социальных процессов. Совершенствование организации финансирования образования является необходимым условием высокого уровня его качества и эффективности. Одним из основных методов государственного регулирования и управления функционированием и развитием системы ВПО является определение нормативов финансирования ВПО, а также порядка их применения.

Рассматриваются принципы формирования эффективного экономического механизма управления системой ВПО; влияние ряда факторов (демографических, социально-трудовых, социально-экономических) на оптимизацию бюджетных расходов в образовании; отдельно исследуется вопрос о платных образовательных услугах и системе многоканального финансирования ВПО; рассматриваются функциональные особенности распорядителей бюджетных средств. В диссертации отмечается, что с точки зрения управления системой образования: важно понять особенности организации финансирования различных ее подсистем (государственной, региональной, муниципальной):

наладить систему выдачу образовательных кредитов, правильно распределить государственные субсидии и наладить эффективный механизм государственного управления кадрами разных отраслей народного хозяйства в соответствии с текущими и стратегическими целями развития государства. Цель концепции государственных возвратных субсидий в сфере образования - создание и внедрение системы государственной финансовой поддержки граждан Российской Федерации, желающих получить высшее профессиональное образование;

отработать механизм обеспечения платного образовательного процесса;

наладить процесс привлечения инвестиций в образование, внебюджетных средств.

Важнейшее место в экономической составляющей управления образованием должны занимать системно-институциональные преобразования. Их главная цель ( создание действенных стимулов предпринимательской и трудовой активности в сфере образования. В развитии отношений собственности приоритет следует отдавать конкурентным методам повышения экономической и социальной эффективности различных ее форм в условиях конкретного вуза.

В контексте становления многоукладной экономики и рыночных отношений в сфере образования происходят существенные изменения, увеличилось число поступающих на ( специальности, потребность в которых в большей степени напрямую не связана с «реальным» сектором экономики. Кризисное же состояние «реального» сектора экономики и бюджетный дефицит обусловили уменьшение бюджетного финансирования многих отраслей народного хозяйства, и система образования не стала исключением.

В настоящее время происходит все большая дифференциация рыночной и нерыночной систем предоставления образовательных услуг. При этом в общем их объеме рыночные услуги начинают составлять все большую долю. Происходящие изменения адекватно отражаются на функционировании общественного производства, экономике страны в целом, условиях жизни населения, различных его социальных групп, приводя к снижению доступности образования. При этом декларируемые национальные цели и приоритеты стратегического развития не всегда подкреплены конкурентной средой и адекватными механизмами их обеспечения системой образования.

Несмотря на высокую эффективность затрат на образование, вопросы о целесообразном объеме государственных ресурсов, направляемых в сферу образовательных услуг, методах и механизмах управления, обеспечивающих повышение эффективности и устойчивое развитие системы образования в увязке с прогнозами конъюнктуры рынка труда и долгосрочного развития национальной экономики, до сих пор подробно не разработаны. Недооценка же экономических и рыночных аспектов управления системой ВПО может привести к серьезным негативным последствиям в национальном масштабе, в первую очередь в социальной сфере и сфере государственного управления. Поэтому выбор стратегии управления системой ВПО с ориентацией на рыночные условия хозяйствования и механизмов повышения народнохозяйственной эффективности системы образования как подотрасли сферы услуг, разработка единой методологии управления развитием системы образования представляются актуальной проблемой не только экономической теории и практики, но и социологии управления.

Четвертая глава «Управление персоналом в системе высшего профессионального образования» посвящена исследованию состояния кадрового состава высшей школы, определению сущности, структуры, факторов и перспектив развития кадрового потенциала.

В параграфе 4.1. «Сущность кадрового потенциала и рациональная структура кадрового состава высшей школы» под кадровым потенциалом понимаются научные, профессиональные, научно–педагогические, социально–психологические, личностные резервы, которые могут быть приведены в действие, использованы для решения задач высшей школы, достижения целей ее существования.

Состояние кадрового потенциала выражает собой совокупные возможности индивида, вуза, государства, общества, социума в целом. Во многом состояние кадрового потенциала обусловлено микросредой профессиональной жизни ученых и преподавателей, ценностями и нормами, образцами следования в виде научно–педагогических традиций. Функционирование кадрового потенциала высшей школы регулируется системой обязательных норм и ценностей, составляющих этос науки. Он

Социальная сущность кадрового потенциала высшей школы предполагает, что научные и педагогические кадры обладают такой силой, резервами и возможностями влияния на общество, которой не обладают другие, в том числе в количественном, так и в качественном отношении более значимые социальные группы и социальные слои населения. Прежде всего, потому, что система образования относится к числу важнейших социальных институтов и с функциональных позиций включена в состав институциональных структур, обеспечивающих социализацию индивидов. Потенциал социального воздействия кадров высшей школы весьма существенен, ибо связан не только с возможностью влиять на уровень образования, но и на мировоззрение, сознание, мышление обучающихся. Это позволяет ППС и научным работникам выполнять роль системообразующего элемента укрепления и развития российской государственности.

В диссертации предлагается рассматривать кадровый потенциал, как системное образование, элементами которого являются: научный потенциал, инновационный потенциал, возрастной потенциал, количественный потенциал кадров вузов.

Рис. 1. Составляющие кадрового потенциала

Указанные составляющие находятся во взаимосвязи и взаимовлиянии. Это придает кадровому потенциалу системность и позволяет прогнозировать проблемы в его развитии при наличии проблем функционирования хотя бы одной из составляющих. Далее каждая из указанных составляющих подробно раскрывается в параграфе.

В параграфе 4.2. «Состояние и динамика кадрового состава высшей школы» анализ ситуации с кадровым потенциалом позволил сделать вывод о том, что в развитии кадрового потенциала высшей школы наиболее острыми являются проблемы старения кадров и их неравномерного распределения. Это приводит к чрезмерной концентрации специалистов в одних регионах и формированию острого дефицита в других.

В последние годы усиливается разрыв между конституционными гарантиями в области образования, реальным финансированием научно–образовательных учреждений и уровнем образовательных услуг. На систему ВПО негативное влияние оказывает негибкость действующих органов управления; отсутствие государственной политики в области подготовки научно-педагогических кадров высшей квалификации; разбалансированность процессов, протекающих в высшей школе, экономике и политике страны; отсутствие системы подготовки персонала управления высшей школой; отсутствие реального контроля за использованием имеющихся ресурсов; практика теневой оплаты образовательных услуг, теневой приватизации вузов.

В параграфе 4.3. «Руководитель вуза в условиях инновационного управления» говорится, что в последние годы в системе высшего образования Российской Федерации весьма болезненно проявилась проблема недостатка специалистов в области образовательного менеджмента, имеющих не только научные степени и звания, но и навыки эффективного управления вузом. В определенной степени, навыкам управления современным вузом можно научиться, однако конечный результат деятельности вуза определяется личностью его руководителя. Прежде всего, по причине особенностей нашей ментальности, ориентированной на сильный авторитет и харизматичного лидера.

Кроме этого, руководитель вуза в условиях инновационного управления должен быть мастером, достигшим высокого уровня профессионального становления и соответствующего уровня развития личности. Он должен обладать способностью ставить перед собой задачи профессиональной деятельности и решать их в соответствии с собственными взглядами и отношениями, в основе которых лежат переработанные в сознании современные достижения менеджмента, опыт передовых отечественных и зарубежных вузов.

загрузка...