Delist.ru

Модернизация управления системой высшего профессионально образования в Российской федерации: теоретико-прикладной анализ (05.03.2007)

Автор: Белгородский Валерий Савельевич

Открытость управления образованием подразумевает, в первую очередь гласность и прозрачность обсуждения, принятия управленческих решений и контроля за их реализацией.

Система ВПО представляет собой сферу взаимодействия интересов государства и общества в лице их институтов и граждан. Каждый из участников управленческих отношений в системе ВПО должен иметь возможность влиять на ее функционирование и развитие; нести определенную ответственность за создание условий, необходимых для выполнения системой ВПО своих функций.

Кроме того, требует совершенствования механизм взаимодействия системы образования с внешней средой. В первую очередь, подразумевается создание системы взаимоотношений сферы образования с рынками труда; организация вневедомственной системы контроля качества образования; участие региональных органов власти в соучредительстве вузов.

Далее в диссертации убедительно доказывается, что современное эффективное государственное управление ВПО, основывается на экономике знаний и информационно-коммуникативных технологиях, а стратегия государственного управления ВПО должна отражать комплексный подход и включать все элементы, являющиеся составными частями системы высшего образования. В тоже время, реализация такого подхода, успех реформ и инноваций во многом зависит от способности и готовности инициаторов и «проводников» реформ к согласию между различными подсистемами внутри системы ВПО и от уровня их толерантности по дискуссионным вопросам.

В третьей главе «Приоритеты управления системой высшего профессионального образования» исследуются проблемы международного сотрудничества в области образования, организационный, нормативно-правовой, социально-экономический аспекты управления системой ВПО.

В параграфе 3.1. «Международное сотрудничество в области образования» утверждается, что международное сотрудничество целесообразно вести по трем направлениям: многостороннее, двухстороннее сотрудничество с зарубежными странами и отдельно – сотрудничество со странами СНГ. Конкретные мероприятия в рамках указанных направлений анализируется в диссертации. Кроме того, подробно рассматриваются проблемы управления системой ВПО, связанные с реализацией положений Болонской декларации.

В первую очередь, это проблемы, связанные с:

принятием системы высшего образования, основанной на двух циклах;

введением системы кредитов по типу ECTS;

принятием системы легко понимаемых и сопоставимых степеней, в том числе, через внедрение Приложения к диплому;

содействием мобильности студентов, профессорско-преподавательского состава научному административному персоналу;

содействием европейскому сотрудничеству в обеспечении качества образования с целью разработки сопоставимых критериев и методологий.

В диссертации обосновывается вывод о том, что управление системой ВПО, как и любой другой системой в ситуации модернизации требует сохранения базовых ценностей и традиций, складывающихся столетиями. Резкие изменения приведут к разрушению системы и потребуется длительное время для ее восстановления. Главная управленческая ошибка заключается в том, что в ходе реализации Болонской декларации не были продуманы реальные механизмы ее реализации. Достаточно грамотно оценена актуальная ситуация в образовании (точка А), поставлены цели и определены желаемые результаты (хотя и несколько абстрактно (точка Б), но особенности, этапы, механизмы движения от А до Б не проанализированы. Таким образом, были упущены процессуальные аспекты модернизации системы ВПО. Когда же, по ходу движения, стали возникать проблемы, участники управления системой ВПО были не готовы к их эффективному решению. В результате система ВПО постоянно флуктуирует, фрустрируя ожидания субъектов и объектов управленческой деятельности.

Кроме того, в диссертации научно обосновывается вывод о том, что проблемы модернизации системы ВПО обострились на фоне проведения реформы структуры органов исполнительной власти. Наложение реформы образования и реформы власти на некоторое время деморализовало обстановку и спровоцировало ряд ошибок. Например, к позиционированию образования, как сферы услуг, не были готовы как объекты управления системой ВПО, так и часть субъектов; не было проведено серьезной подготовительной работы и с общественным мнением. В результате возник миф о том, что систему образования сознательно разваливают, чтобы развалить Россию.

В результате наложения реформ некоторое время была де-факто приостановлена работа Минобрнауки (хотя де-юре все функционировало). Этой ситуацией воспользовались руководители ряда вузов в корыстных целях.

Вместе с обоснованными критическими замечаниями в диссертации делается вывод о положительном значении реформы структуры органов управления системой образования, т.к. прежняя структура уже устарела и в современном социальном контексте уже не могла эффективно функционировать. Иное дело, что структурно-функциональные изменения не сопровождались достаточной работой с общественным и экспертным мнением.

Вопросам организации управленческого воздействия на ВПО посвящен параграф 3.2. «Организация управленческого воздействия на структуру и содержание высшего образования». В параграфе анализируются три этапа модернизации управления ВПО.

I этап ( 2001 - 2003 гг.) - происходит восстановление ответственности государства в сфере высшего образования, государство выступает как инициатор и главная движущая сила реальных изменений в образовании. Именно государство создает условия для широкого участия общества в этом процессе. На этом этапе модернизация образовательной системы была связана с процессом ее стабилизации, обеспечением минимальных бюджетных нормативов. Основные задачи управления системой образования заключались в:

( систематизации статуса негосударственных учебных заведений;

( обновлении содержания высшего образования и совершенствование механизмов контроля за его качеством;

( совершенствовании структуры и увеличение бюджетного финансирования высшего образования;

( усилении социальной направленности системы образования;

( обеспечении экономической самостоятельности и разнообразия форм образовательных учреждений, ресурсной привлекательности системы образования путем внесения поправок в Бюджетный и Налоговый Кодексы РФ, другие нормативно-правовые акты, налоговое стимулирование лиц, инвестирующих в образование;

( повышении государственного статуса, государственной поддержки и профессионального уровня работников образования;

( принципиальном обновлении научно-методического обеспечения образования: перестройки организации педагогической науки, обеспечении непрерывности процессов обновления образования;

( приведении нормативной правовой базы сферы образования в соответствии с задачами ее модернизации.

II этап. 2004 ( 2005гг. – На этом этапе для субъектов управления системой образования было важно начать широкую практическую реализацию мер по решению задач, обозначенных на 1-ом этапе. Ранее эти меры были лишь экспериментальными. Их анализ и корректировка позволили развернуть новые модели содержания образования, его организации и финансирования. Внедрение инноваций показало необходимость совершенствования механизмов управления образовательной системой. В результате произошла модернизация структуры органов управления образованием. Кроме того, на данном этапе остро встал вопрос, который раньше осознавался лишь работодателями, а именно - образование должно быть ориентировано на рынок труда и требования социально-экономического развития страны.

III этап. 2006 - 2010гг. – На этом этапе предполагается обобщить первые результаты модернизации сферы высшего образования. Критериями успеха могут рассматриваться:

( рост ресурсообеспеченности образования в результате эффективного перенаправления сложившихся финансовых потоков;

( повышение качества высшего образования;

( рост социального статуса и улучшение качественного состава педагогического корпуса;

( обеспечение рынка труда необходимыми квалифицированными кадрами.

Далее в параграфе дается научная оценка Национальной Доктрине развития образования и делается вывод о том, что при всей ее перспективности и продуманности основных направлений она не мотивирует вузы к саморазвитию, самофинансированию и самоуправлению, хотя и декларирует, по сути, либеральную парадигму управления.

Говоря о новой парадигме управления системой образования, в диссертации отмечается, что сфера научно-педагогической деятельности отличается преобладанием эволюционного подхода над революционно-новаторским. Прогресс в этой области сопровождается преемственностью представлений и терпимостью к различным направлениям научно-педагогического поиска. Традиции и инновации в управлении системой образования находятся во взаимодействии, которое рассчитано на эволюционное развитие системы образования, распространение того, что проверено практикой. Это особенно важно, когда речь идет о качестве образования и его фундаментальности.

Парадигма отечественного высшего образования рассматривает в качестве приоритета интересы личности, адекватные современным тенденциям общественного развития. Если прежние концепции были рассчитаны на такие символы обучения, как знания, умения, общественное воспитание, то символами нового взгляда на образование становятся компетентность, эрудиция, индивидуальное творчество, самостоятельный поиск знаний и потребность их совершенствования, высокая культура личности. Однако утверждение о том, что образование призвано отвечать интересам развития личности должно быть конкретизировано на уровне практических задач управления системой образования, а не носить декларативный характер. В связи с этим приоритетами управления являются:

• гармонизация отношения человека с природой;

• стимулирование интеллектуального развития, использование современных методов научного познания для обогащения индивидуального мышления;

• социализация человека через его погружение в культурную, в том числе техногенную и компьютеризированную среду;

• формирование и реализация потребности в новом уровне научной грамотности, учитывающем интегративные тенденции развития науки и техники;

• создание условий для приобретения широкого базового образования, позволяющего достаточно быстро переключаться на смежные области профессиональной деятельности.

загрузка...