Delist.ru

Модернизация управления системой высшего профессионально образования в Российской федерации: теоретико-прикладной анализ (05.03.2007)

Автор: Белгородский Валерий Савельевич

С точки зрения конфликтологического подхода (Р.Коллинз), образование способствует сохранению и углублению социального неравенства; оно рассматривается как воплощение групповых конфликтов.

Н. Смелзер говорит о целесообразности объединения функционалистского и конфликтологического подхода с целью всестороннего и реалистичного объяснения процесса образования. Функционалисты, как и представители конфликтологического подхода, рассматривают образование в качестве подсистемы общества. Соответственно выделяются функции образования как социальной системы (например, социологии). В зависимости от ценностей, господствующих в обществе, она может быть направлена на сплочение общества, а может способствовать разъединению людей, если общество находится в состоянии кризиса, если в нем присутствует социальная напряженность.

Поэтому при анализе вопросов управления системой образования необходимо учитывать социальный и культурный контексты состояния общественной системы в целом, а также противоречивый характер функций системы образования.

Вместе с тем в диссертации доказывается ограниченность функционалистского и конфликтологического подходов, так как при анализе взаимодействия образования и общества мало внимания уделяется процессам изменения самой системы образования, в частности, возрастанию значения инновационной функции, проявляющейся во все большем влиянии и на структурные преобразования в обществе, и на жизненные стратегии индивидов.

Основные противоречия в сфере управления системой образования связаны с изменениями философско-мировоззренческого определения смысла и ценностей образования на рубеже веков, с формированием новой образовательной парадигмы, связанной с развитием постиндустриального общества, как общества информации и знаний.

Теоретическую основу для исследования тенденций управления системой образования при переходе к постиндустриальному обществу составляют, прежде всего, непосредственно концепции постиндустриального общества (Д. Белл).

Анализ современной ситуации на основе этой концепции, показал, что общая проблема современного управления системой образования заключается в том, что подавляющее большинство мировых образовательных систем ориентируется на воспроизводство и стабилизацию, а не на развитие. С этих позиций совершенствование образовательного процесса превращает его в более эффективный инструмент достижения устаревших целей воспроизводства.

Трансформация управления системой образования предполагает изменение его целей: от выполнения людьми определенной социальной функции к реализации ими своей человеческой сущности, переход от репродуктивной к креативной цивилизации.

Далее в параграфе анализируются изменения целевых функций образования, и сопоставляются парадигмы «поддерживающего» и «инновационного» образования.

В параграфе 1.2. «Система высшего профессионального образования как объект социологического анализа» система ВПО рассматривается с точки зрения трех подходов: потребностного (как важнейшая духовная потребность), институционального (как социальный институт) и системного (как самостоятельная система и как подсистема общества)

В ходе анализа многозначности термина «высшее образование» дается рабочее определение понятия. Высшее профессиональное образование – это система передачи знаний, в которой формируется и развивается субъект труда высшей квалификации в соответствии с социальным заказом общества.

В диссертации доказывается, что современное образование должно иметь своей целью не только формирование профессиональных, но и нравственных качеств. Политическая миссия современного образования заключается в том, что оно должно стать инструментом общественного согласия, интеллектуальной основой гражданской консолидации, способом понижения избыточного социально-политического напряжения. Внешние по отношению к образованию вопросы трансформируются в систему требований, удовлетворение которых - социальный заказ - и рассматривается в качестве основных целей образовательной практики.

Как социальный институт ВПО имеет организационную структуру, управление которой иерархизировано, законодательно обусловлено и детерминировано социально-экономическими условиями развития общества.

В параграфе анализируются связи образования с иными сферами общественной жизни и обосновывается вывод о том, что главными факторами трансформации системы образования являются:

приобретение знанием статуса основного капитала в обществе и диверсификация источников финансирования образования;

изменение роли государства в сфере образования;

развитие новых информационных технологий.

Специфика образования как товара является основанием для предпочтения смешанного регулирования сферы образования только государственному или только частному.

В то же время основным субъектом управления системой ВПО остается государство, а точнее его полномочные представители (например, Минобрнауки). Именно под их руководством разрабатывается государственная образовательная политика, как часть социально-экономической и политической стратегии развития общества.

Подробно анализируя содержание государственной образовательной политики, тенденции развития системы ВПО, в диссертации доказывается, что взаимосвязь между государством и образованием, степень авторитета и влияния государственных органов управления зависит от степени централизации контроля над образованием.

Высшее образование как социальный институт общества относится к тем социальным явлениям, которые поддаются управлению путем целенаправленных действий на основе решений по поводу проведения определенной образовательной политики.

Характеристика высшего образования как социального института не только позволяет глубже понять его социальную природу, но и выделить его специфические функции, к которым, в первую очередь, следует отнести: профессиональную (вторичную) социализацию и развитие субъекта труда высшей квалификации, в том числе подготовку руководителей для всех сфер общественного производства; социально – селективную функцию; функцию социальной мобильности; функцию репродукции достигнутых научных знаний, опыта культурных нормообразований - репродуктивно-познавательная функция; функцию генерации новых знаний, духовности общества в целом, его отдельных членов.

Реализуя свои функции как социального института общества, высшее образование способно оказывать и реально оказывает глубокое воздействие на социальные процессы и духовную сферу общества. В силу этого оно выступает не только объектом, но и субъектом управления.

Характеризуя систему высшего образования как субъект управления, в диссертации имеется в виду направляемый, регулируемый процесс формирования специалиста, включающий определенные усилия преподавателей по поддержанию желательных тенденций в развитии личности путем активизации внешних и внутренних факторов образовательного процесса и нейтрализацию отрицательных влияний.

С этой точки зрения высшее образование - это специфически регулятивный процесс, определенный вид духовно-практической деятельности по формированию профессионала в том или ином виде деятельности, т.е. это вид управления формированием и развитием профессиональных качеств личности. Это управление изменениями в личности.

Кроме того, сами участники образовательного процесса могут принимать непосредственное участие в управлении отдельным вузом, всей системы высшего образования, выступая инициаторами законодательных актов, участниками выработки управленческих решений и прогнозов. Мера такого участия отражает степень демократичности высшего образования как социального института общества, и является одним из показателей демократичности общества в целом.

Наконец, система образования, включая и высшую школу, выступает в качестве субъекта управления по отношению к процессам, идущим внутри нее самой и имеющим значительные и не всегда в полной мере учитываемые социальные последствия. В ходе своего развития любое общество, любой его социальный институт проходит определенные стадии внутренней самоорганизации. Эти стадии определяет объективная тенденция, связанная с регуляцией социальных отношений и разрешением возникающих противоречий развития.

В диссертации особо подчеркивается, что именно образование выступает в качестве упреждающего элемента всего процесса развития как целого. Если образование следует за наукой, которая в свою очередь определяется техникой и производством, то в своей основной задаче - готовить участников производственной, творчески-технической и научной деятельности динамически развивающегося общества, образование является ведущим фактором прогресса. Образование изменяется вместе с развитием общественной жизни, в зависимости от прогресса науки, производства, техники, но указанная обусловленность не исключает относительной самостоятельности образования, которое в силу своих специфических черт изменяется значительно медленнее и постепеннее, чем другие материальные и духовные процессы. Образование изменяется в качественно своеобразном, как бы замедленном темпе.

Прогресс науки революционизирует любую систему знаний и в определенном смысле разрушает ее, обеспечивая беспрепятственное утверждение нового. Образование же стабилизирует его, вводит новое знание в сложившуюся, уже существующую систему. Кроме того, любая система образования должна обслуживать как текущие, так и перспективные потребности общества, что порождает ее внутренние противоречия между стабильностью, традиционностью и подвижностью, изменчивостью.

Это противоречие постоянно разрешается и вновь возникает на каждом этапе развития общества и соответственно на каждом этапе развития системы образования и профессиональной подготовки. Образование, таким образом, - стабилизирующий фактор, поскольку строится на имеющемся опыте, на уже сложившейся системе знаний и одновременно упреждающий элемент развития общества, в значительной степени обеспечивающий знания, умения и творческую активность человека.

В диссертации подробно анализируются противоречия в системе современного ВПО и делается вывод о том, что характер этих противоречий определяется социальными условиями, в которых осуществляется взаимодействие субъектов и объектов управления ВПО, поиск путей разрешения социального противоречия высшей школы уходит, как правило, во внутренние его аспекты.

В параграфе 1.3. «Роль высшего профессионального образования в развитии общества» анализируются многочисленные подходы к определению функций образования, его практической полезности в разных общественно-исторических формациях. Наряду с традиционными функциями в диссертации обосновывается возникновение новой сервисной функции образования.

В зависимости от типа общественной системы социальная роль и функции ВПО проявляются различным образом. Это прослеживается на примере изменения социально-дифференцирующей и социально-структурирующей функций образования. В традиционных, закрытых социальных системах с сословно-иерархической структурой важнейшими «каналами» социальной мобильности и факторами социальной дифференциации являются такие из них, как социальное происхождение, личные связи. Образование по сравнению с ними играет менее значимую роль. В этой связи попытки российских реформаторов в дореволюционное время придать образованию большую значимость в определении социального статуса не имели желаемого результата.

В индустриальном обществе сословные перегородки размываются и повышается значение социально-дифференцирующей функции образования. В постиндустриальном обществе на первый план выдвигается сфера услуг, ведущая роль принадлежит знанию, университетам, ученым, менеджерам, получению и распространению информации. Развитие глобальных информационных сетей кардинально меняет образ жизни людей.

В целом, по мере общественного развития роль образования в процессах структурирования социального пространства возрастает. Хотя, с одной стороны, образование способствует усилению социальной мобильности, делая общество менее стабильным. С другой стороны, образование способствует закреплению социального неравенства и по сути не расширяет возможностей профессиональной и других форм мобильности.

В современной России высшее образование продолжает носить массовый характер, и не всегда совпадающий с потребностями рынка труда. Это делает социальную организацию общества все более неустойчивой, увеличивает энтропию. С другой стороны, сужаются возможности для освоения престижных специальностей, некоторые из них доступны в основном тем, кто имеет связи или деньги. Поэтому образование продолжает выступать фактором социальной дифференциации индивидов в обществе. Кроме того, ВПО сегодня выполняет сервисную роль и является средством освоения новых стилей.

В современном российском обществе сохраняются черты традиционного общества, в то же время есть признаки перехода от индустриальной к постиндустриальной стадии развития. Поэтому осуществление социальных функций образования является противоречивым процессом. Система образования в период трансформаций российского общества неизбежно претерпевает изменения. Совершенствуясь, развиваясь, она тем самым оказывает влияние на характер происходящих социальных процессов. Особенно заметной становится ее инновационная функция.

Во второй главе «Управление системой высшего профессионального образования: история и современность» анализируется сущность управления в системе ВПО, проводится ретроспективный анализ государственной политики в области ВПО, дается научная оценка модернизации управления системой ВПО в современной России.

В параграфе 2.1. «Сущность управления в системе высшего профессионального образования» в результате анализа различных подходов к определению управления системой образования, разрабатывается собственное определение.

Управление системой образования - это системный процесс воздействия субъектов управления на объекты управления, направленный на обеспечение оптимального функционирования и совершенствование системы образования в целях всестороннего развития личности обучающегося индивида, в интересах человека, общества, государства.

загрузка...