Delist.ru

Модернизация управления системой высшего профессионально образования в Российской федерации: теоретико-прикладной анализ (05.03.2007)

Автор: Белгородский Валерий Савельевич

– определена оптимальная структура личности руководителя вуза в условиях инновационной деятельности.

Надежность, достоверность и обоснованность результатов исследования обусловлены: исходными непротиворечивыми методологическими и теоретическими предпосылками исследования; использованием комплекса методов, адекватных предмету и задачам исследования; репрезентативностью выборки испытуемых; возможностью воспроизведения модели исследования управления системой ВПО в других научных исследованиях; экспериментальной и практической проверкой результатов диссертации в различных органах управления образованием; экспертной оценкой результатов исследования ведущими специалистами в области управления.

Кроме того, научные выводы и практические рекомендации автора основываются на нормативных актах Российской Федерации по вопросам государственного управления, аналитических материалах органов управления образованием.

Основные положения, выносимые на защиту

1. Система высшего профессионального образования в России начала переживать глубокий кризис потому, что традиционные административно-бюрократические способы управления ею, установленные жесткие принципы организации структур, ориентация на техносознание, на потребительский подход уже не способствовали решению проблем развития воспроизводства в системе образования. Кроме того, кризис в системе образования связан с общим духовно-идеологическим кризисом в стране.

2. Исторически государственная политика в области ВПО была ориентирована на формирование утилитаристского характера высшей школы. В этой связи не удивительно, что идеологической основой современных реформ в системе ВПО стал неолиберальный экономизм, ориентированный на преобладание экономической выгоды ( с той лишь разницей, что ранее была важна экономическая выгода для государства, а теперь – для отдельных участников управленческого процесса внутри системы ВПО). Управление системой ВПО стало рассматриваться исключительно в терминах рыночного предложения и спроса, минимизации роли государства. В этих условиях была утеряна прогностическая функция управления и ситуативные интересы стали первичнее перспективных задач, что в итоге может привести к потере конкурентоспособности российского образования.

3. Реформы в системе управления системой образования привели к структурно-функциональным изменениям, не улучшив социально-экономического и духовно-идеологического состояния самой системы, ее подсистем и действующих в ней групп и индивидов. Более того, реформы не изменили сознания участников управленческого процесса, хотя управление должно способствовать движению от изменений в сознании к изменению структурно-функционального и экономического развития, а не наоборот.

4. В условиях острой конкуренции в мировой экономике Россия может оказаться перед опасностью маргинализации, так как участники процесса управления системой ВПО в большинстве своем не готовы к использованию выгод от формирования и применения знаний. Государство должно нести ответственность за создание среды, стимулирующей вузы к инновационной деятельности, гибкой реакции на потребности глобальной конкурентной экономики, основанной на знании, на использовании высокоразвитого человеческого капитала, а не эксплуатации природных ресурсов.

5. Развитие «образования без границ», как один из процессов глобализации, особо затрагивает интересы российской системы ВПО в контексте проблемы миграции интеллектуального капитала. Расширение такой миграции приводит к потере российского потенциала в секторах, имеющих решающее значение для развития страны. Причем решении этой проблемы вышло из-под контроля правительства РФ и иных субъектов государственного управления системой ВПО. Недостаточность кадрового потенциала высшей школы во многом связана и с отсутствием эффективного решения социально-экономических проблем кадров. В такой ситуации минимизация роли государства в системе ВПО преждевременна.

6. Успешное управление системой ВПО возможно, в первую очередь, на основе управления ее конкретными социальными механизмами и подсистемами. При этом следует помнить, что сеть социальных механизмов в системе образования находится в сложных структурно-функциональных зависимостях. Задача субъектов управления - выявить на основе серьезного социологического анализа содержание и характер взаимодействия различных подсистем и элементов системы ВПО, структурно-функциональных зависимостей, определяющих действие механизмов, соотнести функциональные последствия (реальные и возможные) с общими объективными социальными целями, обусловленными социальным процессом развития.

7. Методологической основой современного управления системой ВПО должна стать философия преодоления бессубъектности и понимания того, что главной целью реформ является не трансформация безликих структур, а реализация таких направлений реформ, которые будут способствовать формированию высококвалифицированного специалиста с новым типом мышления (готового к непрерывному образованию, адаптированного к условиям жизнедеятельности в различных культурных, экономических и политических системах общества).

8. В условиях развития гражданского общества, либерализации общественных и экономических отношений изменяется субъектно-объектная структура управления системой ВПО. Социальные институты, группы и индивиды, традиционно считающиеся объектами управления (студенческие коллективы, преподавательские объединения, работодатели и др.) выступают сегодня в качестве активных субъектов управления системой ВПО и/или в качестве полноправных партнеров управленческого процесса. Нежелание учитывать данный факт ведет к дезорганизации в системе образования и конфликтам в управлении ею.

9. Повышение роли управленческого воздействия в условиях модернизации системы ВПО и нестабильности социальной системы в целом имеет своим следствием повышение социальной ответственности субъектов управления системой ВПО. Осознание такой ответственности является одним из самых трудных вопросов, решение которых целиком и полностью зависит от духовной силы субъектов управления системой ВПО.

Научно-теоретическая значимость исследования заключается в следующем:

изучены и систематизированы теоретико-методологические подходы, отечественные и зарубежные концепции исследования образования;

проанализирована система ВПО и ее особенности как объекта социологического исследования в условиях реформирования российского общества;

исследована социальная, духовная, экономическая, политическая сущность управления современной системой ВПО;

проведен ретроспективный анализ государственной политики в сфере ВПО и определена ее направленность на формирование утилитаристского характера ВПО на протяжении всей истории его существования;

раскрыта диалектика модернизации управления системой ВПО в современной России;

проанализированы приоритеты и интересы управления системой ВПО, разработаны научные рекомендации по реализации каждого из них;

определены состояние и тенденции развития кадрового потенциала высшей школы, выявлены проблемы его воспроизводства;

исследована личность руководителя вуза в условиях инновационного управления.

Материалы диссертационного исследования способствуют развитию научно-теоретических основ управления системой ВПО.

Практическая значимость результатов исследования заключается в том, что они могут быть использованы:

– в практике государственного управления при разработке идеологических основ, концепций, федеральных программ реформирования системы высшего профессионального образования, нормативно-правовых актов; теоретических и методологических основ комплексного анализа моделей отношений в образовательной сфере;

– в практике деятельности федеральных, региональных, муниципальных органов управления образованием, развития внутривузовских систем управления, при разработке методик и рекомендаций по оптимизации их деятельности;

– в процессе подготовки менеджеров социальной сферы в целом и системы образования в частности; материалы диссертации могут быть включены в учебные пособия по курсам социологии, социологии управления, социологии образования, социологии организаций и др.

Апробация диссертационной работы

Основные научные положения, результаты и выводы диссертационной работы нашли свое отражение в ряде публикаций и были доложены на международных, всероссийских, межрегиональных научно-практических конференциях.

Материалы диссертационного исследования апробировались на «круглых столах», в ходе дискуссий с представителями Министерства образования и науки РФ, в выступления автора на Совете ректоров вузов Российской Федерации.

Материалы исследования составили основу совершенствования внутривузовской системы управления в Московском государственном университете дизайна и технологий.

Диссертация обсуждалась и была рекомендована к защите в ИСПИ РАН.

Структура диссертации определяется общей концепцией и логикой фундаментального социологического исследования и включает введение, четыре главы, заключение, список использованной литературы, приложения; диссертация иллюстрирована рисунками, схемами, таблицами, диаграммами, графиками.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

В первой главе «Концептуальные основы социально-управленческого подхода к исследованию системы высшего профессионального образования» рассматриваются теоретические и методологические основы социологического исследования системы образования, определяется специфика социально-управленческого подхода и анализируется роль высшей школы в современном российском обществе.

В параграфе 1.1. «Теоретико-методологические основы социологического исследования системы образования» анализируются работы ученых в области социологии управления и социологии образования, начиная с основоположников социологии О. Конта, Г. Спенсера, Э. Дюркгейма до наших современников. Особо отмечается методологическое значение работы Дж. Дьюи «Демократия и образование» (1916), положившей начало синтезу проблем образования и проблем управления обществом.

В рамках теории стратификации существенен подход М. Вебера, который рассматривает образование как один из критериев социального престижа, связанного с социальным статусом. Связь образования с социальной мобильностью исследовал П. Сорокин. Для диссертационного исследования стало важным его положение о том, что высшая школа (контролирующая процесс социального тестирования, отбора и распределения индивидов внутри различных страт, слоев) является тем социальным механизмом, который обеспечивает социальный порядок в обществе. Исследования этих авторов и ряда других ученых, проанализированных в диссертации, приводят к мысли о противоречивости функции образования – передавать социальный статус от поколения к поколению и в то же время изменять его.

В контексте проблем современного российского образования интересна идея Р. Будона об образовании, как средстве социального контроля, которое изменяется вместе с изменениями экономических условий жизнедеятельности людей. Именно в этом качестве образованию отводится значимая роль в обеспечении социального порядка в обществе, что является одной из важнейших задач государственного управления.

С другой стороны, П. Бурдье считает, что высшая школа вносит свой вклад в символическое укрепление основополагающих социальных оппозиций, являясь метом производства наиболее действенных принципов и одновременно самых легитимных классификаций. А по мнению Б. Саймона, современные современные системы образования – это та область, где не только пересекаются, но нередко сталкиваются интересы и цели различных классов, социальных слоев и групп.

Иными словами с точки зрения функционалистского подхода образование рассматривается как социальный институт, призванный обеспечивать, поддерживать существующий социальный порядок. Благодаря образованию культурные ценности сохраняются и передаются от поколения к поколению. Но образование, с другой стороны, способствует социальным изменениям, которые происходят в результате внедрения новых технологий и переоценки существующих знаний.

загрузка...