Delist.ru

Модернизация управления системой высшего профессионально образования в Российской федерации: теоретико-прикладной анализ (05.03.2007)

Автор: Белгородский Валерий Савельевич

В первую очередь, следует сказать об ученых, чьи труды содержат классические подходы к исследованию вопросов управления в социальной сфере. Это Ф. Гилберт, Э. Май, Ф. Ротлисберген, Ф. Тейлор, А. Файоль, Г. Эмерсон.

В контексте дискуссий о роли государства в управлении системой образования, нельзя не отметить идеи З. Бжезинского, К. Поппера, Ф. Хайека, которые резко выступают против любого вмешательства государства в управление социальными институтами свободного общества, в том числе и образованием. Попытки сторонников неолиберальных реформ распространить эти идеи на реформирование отечественной системы образования обусловливают серьезную дискуссию среди научной общественности.

Роль образования в развитии общества исследовали с разных позиций П. Бурдье, М. Вебер, В. фон Гумбольдт, Э. Дюркгейм, К. Керра, Р. Коллинз, О. Конт, К. Маннгейм, К. Маркс, Л. Морган, Дж. Ньюмен, Х. Ортега-и-Гассет, Т. Парсонс, Бр. Саймон, П. Сорокин, Т. Спенсер, Ф. Теннис, А. Турен, Л. Уайт, Л. Уорд, Дж. Флауд, А. Флекснер, Ф.М. Хатчинс и другие.

Среди отечественных ученых отметим важное значение идей Н.А. Бердяева, В.С. Библера, В.С. Иконникова, П.Н. Милюкова, Н. Кареева, С.М. Соловьева, которые рассматривали образование как сложный социокультурный феномен.

Весьма глубокие, фундаментальные исследования проблем образования проводились российскими учеными в 1960-70-е годы (М. Руткевич, В.Н. Турченко, В.Н. Шубкин, Ф.Р. Филиппов). Их идеи составляют методологическую базу большинства современных научных работ. По сути, названные ученые впервые в отечественной социологии обратили внимание на роль управления в развитии высшего профессионального образования.

В ряде отечественных социологических исследований основательно исследованы теоретико-методологические и прикладные проблемы социального управления, вопросы управления различными сферами жизни общества, включая социологические аспекты управления образованием и ее основополагающим звеном – общеобразовательной школой.

Научный и практический интерес для диссертационного исследования представляют публикации последних лет, отражающие результаты развития образования на региональном и муниципальном уровнях, подготовки и переподготовки управленческих кадров для этих учреждений.

В итоге, к концу XX века исследования проблем образования связывались с работами таких представителей социологии, как Н.А. Аитов, Я.У. Астафьев, И.Д. Багаева, С.Я. Батищев, А.П. Беляева, И.В. Бестужев-Лада, А.А, Дерач, О.В. Долженко, Г.Е. Зборовский, А.М. Зимин, В.И. Иванов, М.С. Каган, А.И. Китов, Л.Н. Коган, М.И. Кондаков, Н.В. Кузьмина, Н.С. Ладыжец, В.С. Лазарев, В.Т. Лисовский, И.Б. Марцинковский, В.Б. Миронов, Г.И. Михалевская, В.Л. Ногаев, А.А. Овсянниов, А.А. Орлов, А.И. Пригожин, А. Прохоров, Н.С. Розов, В.Рузин, М.Н. Руткевич, В.С. Собкин, А.Г. Соколов, М.Х. Титма, Ж.Т. Тощенко, В.Н. Турченко, Ф.Р. Филиппов, В.Д. Шадриков, В.Н. Шубкин, Э.Г. Юдин, Е.А. Якуба и др. Российские социологи исследовали функциональное значение системы образования в процессах трансформации социальной структуры регулирования социальной мобильности.

Необходимость инновационного управления образованием отмечали Э.М. Андреев, Н.А. Абдульзанова-Славская, Н.Г. Алесеев, Б.С. Гершунский, Ю.Н. Емельянов, И.С. Злобин, Е.С. Кузьмин, Ф. Кумбс, А.В. Миронов, В.Г. Раковский, Б.Т. Пономаренко, В.С. Степин, П.Г. Щедровицкий, З.А. Янкова. Эти ученые рассматривали образование как разновидность социального процесса в связи с чем отмечали особую значимость управления образованием на базе гармонизации социологических теорий и социальной практики в контексте тенденций развития мирового и отечественного образования.

Исследования проблем именно высшей школы были проведены Т.З. Петровой, Л.Я. Рубиной, В.Г. Харчевой; социальные проблемы образования в 1990-е гг. рассматривали Ф.Г. Зиятдинова, А.И. Левко, В.В. Сериков, В.Г. Харчева, Ф.Э. Шереги и др.

Особый интерес представляют работы ученых, в которых исследуется опыт модернизации управления высшими учебными заведениями и даются сопоставительные оценки эффективности организационных структур управления. Сюда следует отнести работы таких авторов, как Э.М. Андреев, В.И. Байденко, Г.А. Балыхин, С.И. Григорьева, В.И. Добреньков, И.М. Ильинский, Н.А. Матвеева, А.В. Миронов, В.Я. Нечаев, Н.Д. Сорокина и др.

Таким образом, число научных исследований по проблемам образования весьма велико. Большинство из них отражают специфику своего времени и их использование для разработки научно-обоснованных моделей и рекомендаций по управлению в современных условиях, как минимум, некорректно. Те исследования, которые проводились в последние 2-3 года носят сугубо эмпирический характер и не претендуют на теоретико-методологический статус.

Цель данной диссертации – теоретико-методологический анализ управления системой высшего профессионального образования в контексте реформирования российского общества.

Задачи исследования:

на основе анализа научной базы исследований в области образования определить концептуальные основы социально-управленческого подхода к изучению системы ВПО;

рассмотреть систему ВПО в качестве объекта социологического анализа;

проанализировать изменения роли ВПО в развитии современного общества;

определить сущность и значение управления в системе ВПО и разработать его теоретико-методологические основы для современной высшей школы;

проанализировать историю развития государственной политики в области образования, определить ее закономерности и детерминанты;

исследовать причины, суть, цели и направления модернизации управления системой ВПО;

проанализировать основные приоритеты управления системой ВПО в контексте международного сотрудничества России в области образования и трансформации социально-экономической системы внутри страны;

дать научно-экспертную оценку организации управленческого воздействия на структуру и содержание высшего образования и разработать рекомендации по его оптимизации;

исследовать состояние нормативно-правового обеспечения управления системой ВПО и разработать рекомендации по его совершенствованию;

исследовать проблемы кадровой политики в управлении системой ВПО;

определить сущность, значение и динамику кадрового потенциала вузов; разработать модель рациональной структуры кадрового состава;

проанализировать социально-психологические особенности личности руководителей вузов в условиях инновационного управления;

выявить проблемы воспроизводства и факторы развития кадрового потенциала современной высшей школы.

Объектом диссертационного исследования является система высшего профессионального образования Российской Федерации.

Предметом исследования: система управления высшим профессиональным образованием в условиях социально-экономического и политического реформирования российского общества.

Теоретико-методологические основы исследования составили общенаучные принципы познания общественных явлений, диалектический, исторический и логический методы, структурно-функциональный, системный анализ, теории социальных изменений.

Методологическая позиция автора данного исследования формировалась под воздействием классических теорий: структурно-функциональной и системной (Т. Парсонс() теорий; конфликтной (Р. Дарендорф, К. Маркс); теории социального действия (М. Вебер, Т. Парсонс), символического интеракционизма (Г. Блоумер, Дж. Мид, Ч. Кули,), феноменологической социологии (Г. Гарфинкель, Э. Гуссерль, А. Шюц); теории социального обмена (Д. Хоманс). Отдельно отметим, что методологически определяющее значение для данного диссертационного исследования имели социокультурная концепция П. Сорокина (при рассмотрении института образования) и концепция рациональной бюрократии М. Вебера (при рассмотрении проблем управления системой ВПО).

Эмпирическая база исследования

В диссертации вторичной обработке подвергались материалы социологических исследований, проводимых Центром социологических исследований МГУ, Аналитическим центром Ю. Левады, ФОМ, и др. Под руководством автора диссертации проводилось исследование оптимальной структуры личности руководителя вуза в условиях инновационного управления. В диссертации были использованы материалы государственной и ведомственной статистики за 1997–2003 гг.

Методы эмпирического исследования: наблюдение, анкетный опрос, экспертный опрос, анализ документов.

Основные результаты, полученные лично соискателем, и их научная новизна:

– управление системой ВПО в России рассмотрено в контексте мировых проблем развития образования в условиях глобализации и формирования информационного общества;

– выявлена исторически обусловленная специфика государственной политики в области ВПО, влияющая на идеологию управления современной системой ВПО;

– определены и научно обоснованы идеологические ошибки реформы системы ВПО и предложена методологическая основа управления системой ВПО;

– разработана рациональная структура кадрового потенциала высшей школы, включающая в качестве составляющих научный, инновационный, возрастной, количественный потенциалы;

– выявлена диалектика модернизации управления российской системой ВПО;

загрузка...