Delist.ru

Совершенствование методов обоснования требований по регулированию автомобильных перевозок опасных грузов (04.03.2010)

Автор: Мороз Дмитрий Геннадьевич

d(Xi, Xj)= d(Xi, Xk) + d(Xk, Xj), где Xj; Xi и Xk - любые три вектора из Еk.

Таблица 1

Факторы кластеризации и их веса (фрагмент)

№ ООН Наименование Факторы кластеризации и их веса

«Ограничение количества» LQ «Освобождение количества» Е Транспортная категория

АММОНИЯ ПИКРАТ сухой или с массовой долей воды менее 10% LQ0 E0 1 (B1000C)

0005 ПАТРОНЫ ДЛЯ ОРУЖИЯ LQ0 E0 1 (B1000C)

0014 ПАТРОНЫ ДЛЯ ОРУЖИЯ ХОЛОСТЫЕ или ПАТРОНЫ ДЛЯ СТРЕЛКОВОГО ОРУЖИЯ ХОЛОСТЫЕ LQ0 E0 4 (E)

Значение d(Xi, Xj) для Xjи Xi называется расстоянием между Xjи Xi и эквивалентно расстоянию между Gi и Gj соответственно выбранным характеристикам (F1, F2, Fi,…,Fk).

В качестве метрики квазирасстояния между объектами Gj и G(j+1) употребляются евклидово расстояние, значение которого определяется по формуле:

где d(Gj ; G(j+1)) – евклидово расстояние между объектами Gj и G(j+1);

– координаты объектов Gj и G(j+1) соответственно по квазиоси Fi.

Рис. 4. Координаты объектов

Для кластеризации видов ОГ применяем итерационно-аналитический центроидный метод «ближайшего соседа», один из методов, которые принято называть методами минимальной дисперсии. Суть его состоит в следующем.

При нулевой итерации все Gj представляют собой отдельные кластеры. В построенной симметрической матрице евклидовых расстояний размерностью n Х n по каждой j-той строке определяется минимальное расстояние Sj.

где a – любое целое число из интервала [(– j + 1);(n – j)].

Два наименования груза Gj и G(j+a), расстояние между которыми минимально (Sj), объединяются в один кластер (алгоритм «ближайшего соседа»). Таким образом, кластеров становится в два раза меньше.

Расстояние между центрами кластеров i и t, координаты которых равны среднему арифметическому из координат элементов (отсюда название метода - центроидный), входящих в состав того или иного кластера:

где Zit – координата по i-той квазиоси некоего образованного кластера Qt;

m – количество элементов (видов груза Gj) в некоем образованном кластере Qt.

Таким образом, описан первый шаг работы итерационно-аналитического алгоритма. На следующих этапах (итерациях) повторяется процедура аналитического объединения грузов Gj и (или) образованных на более ранних этапах (итерациях) кластеров Qt между собой до того момента, пока критерий оптимальности разбиения будет находиться в допустимых.

В результате произведенных расчетов было выделено три кластера (блока) видов ОГ (табл. 3). Подобное ранжирование ОГ позволяет определить уровень потенциальной опасности конкретного вида груза по отношению к возможному ущербу для населения, объектов техносферы и окружающей среды.

Таблица 2

Кластеризация видов грузов (фрагмент)

Рис 5. График средних для каждого кластера

Для обоснования факторов кластеризации, а также для определения вероятности наступления аварии или инцидента был применен «балловый» метод оценок. Полученные результаты могут быть использованы для принятия управленческих решений.

Четвертая глава диссертации посвящена анализу результатов и практической реализации научно-методических разработок.

Полученные в диссертационном исследовании результаты оценки рисков при перевозке ОГ используются для:

Формализации объектов технического регулирования при разработке технических регламентов.

Создания стандарта предприятия, обеспечивающего безопасность перевозки ОГ.

Обоснования и расчета тарифов при перевозках ОГ автомобильным транспортом и определения величины страховых ставок.

Разработки схемы организационно-технических и технологических мероприятий по повышению безопасности и качества в условиях автотранспортных предприятий, осуществляющих перевозки ОГ.

Согласно предложенной методики оценки вероятности возникновения аварии или инцидента, описанной во второй главе, проведем расчет. Значения для расчета построены на типичном примере возникновения аварии при перевозке опасного груза. Для расчетов рассматриваем перевозку ОГ из различных кластеров согласно предложенному ранжированию.

, что значительно выше предельно допустимой границы зоны контролируемого и приемлемого риска, полученное значение риска попадает в зону неприемлемого риска. Следовательно, перевозку ОГ подобных видов необходимо определять как объект технического регулирования.

Предложенный подход к ранжированию ОГ по степени потенциальной опасности для жизни и здоровья граждан, объектов техносферы и окружающей среды методом кластерного анализа позволяет судить о том, что характеристики одного из элементов присущи всей системе. То есть полученные результаты вычислений для видов ОГ, входящих в один кластер, схожи в достаточной степени, чтобы говорить о единообразии поученных выводов для всей совокупности элементов. Таким образом, полученные выводы и результаты при расчете вероятности возникновения риска и ущерба от перевозки опасного груза, входящего в определенный кластер, позволяют говорить, что для всего кластера присуще определенная вероятность риска и схожесть величин удельных ущербов. Следовательно, перевозки всех видов ОГ, отнесенных к первому кластеру относятся к объектам технического регулирования.

Определение перевозки конкретного вида опасного груза как объекта технического регулирования дает возможность создания технического регламента о перевозке ОГ (табл. 3). Введение технического регламента решает несколько задач. С одной стороны, повышается контроль и надзор при перевозках, с другой, повышается безопасность и снижается вероятность возникновение аварий или инцидента.

Таблица 3

Формализация процессов перевозок отдельных видов ОГ как объектов технического регулирования.

Наименование № ООН Кластер Принадлежность к объектам технического регулирования

АММОНИЯ ПИКРАТ 0004 1 Да

загрузка...