Delist.ru

Совершенствование методов обоснования требований по регулированию автомобильных перевозок опасных грузов (04.03.2010)

Автор: Мороз Дмитрий Геннадьевич

Предметом исследования является процесс создания и совершенствования системы нормативно-правого и технологического обеспечения безопасности перевозок ОГ.

Методы исследования. В диссертационной работе использовались анализ и синтез, сравнение, обобщение, математическое моделирование, системный и кластерный анализ и другие научные методы исследования.

Научная новизна:

Разработка моделей оценки величины потенциального ущерба жизни и здоровью граждан, объектам техносферы и окружающей среды и вероятности риска возникновения аварии или инцидента при перевозках опасных видов грузов автомобильным транспортом.

Методика кластеризации ОГ по критерию степени потенциальной опасности и ущерба для жизни и здоровья граждан, объектов техносферы и окружающей среды.

Разработка механизма формализации объектов технического регулирования в сегменте рынка перевозки ОГ автомобильным транспортом.

Апробация работы

Основные результаты исследования доложены, обсуждены и одобрены: на ежегодных научно-исследовательских конференциях МАДИ в 2007, 2008 и 2009 годах; на конференции «Исполнение законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия при перевозках ОГ. Актуальные вопросы и пути их решения», проводимой под эгидой Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека 11 декабря 2007 года.

Отдельные результаты исследования использованы: в учебном процессе МАДИ для специальности «Организация перевозок и управление на транспорте» по дисциплине «Городской транспортный комплекс»; в разработке научно-исследовательской работы по теме «Комплексная оценка состояния и определение основных направлений развития грузового автомобильного транспорта в Московской области».

Публикации

По материалам диссертационной работы опубликовано 7 статей, общим объемом 3,5 печатных листа. В рекомендованных ВАК РФ изданиях опубликовано 4 работы..

Структура и объем работы

Работа состоит из введения, четырех глав, основных выводов, списка литературы и приложений. Объем диссертации – 155 страниц машинописного текста, количество рисунков 16, таблиц 8. Библиографический список состоит из 102 наименований.

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

В первой главе диссертационной работы проведен анализ современного состояния системы рынка транспортных услуг, выявлены основные особенности и проблемы функционирования автотранспортного комплекса. Принцип обеспечения безопасности на транспорте на основе управленческих, нормативных, оптимизационных и информационных технологий должен иметь приоритетное значение.

Даны общая характеристика перевозок ОГ в Российской Федерации и зарубежный опыт, проведен анализ нормативной правовой базы, регламентирующей перевозку ОГ автомобильным транспортом, системы управления перевозками ОГ, проблем системы государственного надзора и контроля перевозок ОГ.

Учитывая высокую потенциальную опасность для жизни и здоровья граждан и окружающей природной среды, перевозки ОГ автомобильным транспортом требуют использования специальных мер, обеспечивающих минимизацию числа аварий или инцидентов с опасными грузами, а также принятие оперативных мер по их ликвидации. Основой такого рода мер является соответствующая нормативная база.

В результате проведенного анализа системы организации перевозок ОГ можно констатировать, что на долю автомобильного транспорта приходится около 65% объемов перевоз ОГ по данным Министерства транспорта РФ.

В рамках исследования сделан вывод, что одним из путей решения проблемы безопасности перевозок ОГ является выделение объектов технического регулирования и создание специального технического регламента.

Представлена сравнительная классификация методов оценки риска с последующим выбором наиболее подходящего метода для реализации задач, решаемых в рамках диссертационного исследования.

В работе за основу приняты положения вероятностного метода анализа риска, содержащего как оценку вероятности возникновения аварии, так и расчет относительных вероятностей. Расчетные математические модели в этом подходе, как правило, можно значительно упростить в сравнении с детерминированными схемами расчета.

Общий алгоритм анализа, оценки и расчета рисков при перевозке ОГ на автомобильном транспорте, связанного с опасностью для жизни и здоровья населения, потерей или повреждения объектов техносферы и окружающей среды, состоит из ряда последовательных действий, направленных на определение уровня риска, вероятностного ущерба от возникновения аварии или инцидента и определения минимальных, но исчерпывающих требований безопасности к конкретному виду перевозок, позволяющих достигнуть допустимого или контролируемого уровня риска.

Во второй главе.

В системе перевозок ОГ процесс оценки и расчета рисков должен осуществляться в соответствии со следующими этапами: определения потенциальной опасности процесса; определение и идентификация исходных данных в рассматриваемой системе; оценка риска; сопоставление полученных данных с допустимыми значениями; определение операций и критериев безопасности; корректировка результатов.

В общем виде на рис. 1 представлен алгоритм выполнения диссертационного исследования.

Рис. 1 Алгоритм выполнения диссертационного исследования

Основой для определения риска по каждому виду опасности (опасность жизни и здоровья населения (N), объектов техносферы (T), объектов окружающей среды(S)) является функционал F, связывающий общую вероятность Pоб возникновения неблагоприятного события с учетом факторов влияния и общую величину ущерба Uо по всем видам опасности, возникшего в случае возникновения этого неблагоприятного события

Под вероятностью Pоб возникновения аварии или инцидента для рассматриваемого процесса перевозки опасного груза понимается сумма вероятностей наступления неблагоприятного события для жизни или здоровья населения, для объектов техносферы и окружающей среды

Общий ущерб Uоб определяется как сумма ущербов, наносимых населению N, объектам техносферы T и окружающей среде S.

Ущербы U по (3) и соответственно вероятности P по (2) определяются в общем случае большим числом показателей. На современном этапе технического регулирования величины U и R от неблагоприятных событий можно оценивать по двум показателям: экономическим – в рублях (условных единицах) и человеческих потерях (летальных или нелетальных исходах).

Вероятность PN,T,S возникновения аварии или инцидента для рассматриваемого процесса понимается как вероятность наступления неблагоприятного события с учетом коэффициентов опасности k и уровня уязвимости g перевозимого груза для жизни или здоровья населения, объектов техносферы и окружающей среды, а также уровня эффективности L применяемых требований к обеспечению безопасности процесса с учетом степени их исполнения.

Определение коэффициентов kN и kS проведем на основе модификации методики оценки относительной эколого-экономической опасности i-го вещества для биосферы. В нашем случае под биосферой понимаем системы человек и окружающая среда. Исходя из этого соображения kN = kS.

Тогда расчет коэффициента произведем по формуле:

где Ci - концентрация i-го компонента в опасном грузе;

          Wi - коэффициент относительной эколого-экономической опасности для i-го загрязняющего вещества или группы веществ.

потенциальной величины ущерба от возникновения аварии или инцидента при перевозке рассматриваемого вида груза (определение кластера груза рассмотрено в 3 главе). В общем случае коэффициент kT может быть рассчитан следующим образом:

Уровень уязвимости территории перевозки груза по отношению к окружающей среде определяется табличным методом

потенциальной величины ущерба от возникновения аварии или инцидента при перевозке рассматриваемого вида груза

Тогда общий риск при определенной вероятности P возникновения аварии или инцидента и заданном уровне эффективности L требований к обеспечению безопасности определяется выражением

В число основных видов ущербов U от неблагоприятных событий следует включить: для населения N: UNж – гибель людей (летальный исход); UNп – поражение, нанесение увечий людям (нелетальный исход); для объектов техносферы T: UTy – уничтожение объекта техносферы; UTп – частичное поражение; объекта техносферы; для окружающей среды S: USу – уничтожение объекта природной среды; US2 – повреждение, поражение объекта окружающей среды.

загрузка...