Повышение пропускной способности при проектировании съездов городских транспортных развязок (03.10.2008)
Автор: Матяхин Дмитрий Сергеевич
МАРТЯХИН Дмитрий Сергеевич ПОВЫШЕНИЕ ПРОПУСКНОЙ СПОСОБНОСТИ ПРИ ПРОЕКТИРОВАНИИ СЪЕЗДОВ ГОРОДСКИХ ТРАНСПОРТНЫХ РАЗВЯЗОК (05.23.11 – Проектирование и строительство дорог, метрополитенов, аэродромов, мостов и транспортных тоннелей) А в т о р е ф е р а т диссертации на соискание ученой степени кандидата технических наук Москва 2008 Работа выполнена на кафедре изысканий и проектирования дорог Московского автомобильно-дорожного института (государственного технического университета). Научный руководитель – доктор технических наук, профессор Евгений Михайлович Лобанов Официальные оппоненты – доктор технических наук, профессор ИрГТУ, Александр Юрьевич Михайлов кандидат технических наук зав.отд. ФГУП «Росдорнии», Борис Борисович Анохин Ведущая организация – ГУП «НИиПИ Генплана г.Москвы». Защита состоится «6» ноября 2008 г. В 14.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.126.02 ВАК Минобразования и науки РФ в Московском автомобильно-дорожном институте (государственном техническом университете) по адресу: 125319, г. Москва, Ленинградский проспект, 64, ауд. 42. Справки по телефону: (095) 155-93-24. С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке МАДИ (ГТУ). Отзывы в двух экземплярах, заверенные печатью организации, просим направлять по адресу: 125319, г. Москва, Ленинградский проспект, 64, ауд. 42. Ученому секретарю диссертационного совета Д 212.126.02 ВАК. Автореферат разослан «___» октября 2008 г. Ученый секретарь диссертационного совета Борисюк Н.В. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ Актуальность темы. Последнее время в крупных городах складывается довольно сложная транспортная обстановка. Причиной тому обвальный рост парка автомобилей, с одной стороны, и недостаточно развитая улично-дорожная сеть, с другой. Значительное снижение пропускной способности и безопасности движения городских улиц возникает в зоне пересечений, особенно на участках слияния и переплетения транспортных потоков. Пропускная способность съездов снижается из-за недостаточной плавности участков входа и выхода, недостаточной ширины проезжей части, радиусов закруглений и высокой интенсивности движения на главном направлении. Ввиду того, что нормы и методы проектирования транспортных развязок основаны на данных о составе потока и интенсивностях движения 60-х годов XX века, опыт проектирования в условиях плотных транспортных потоков недостаточен и малоизучен. В нормативной литературе рекомендации даны в основном для невысоких интенсивностей движения и состава потока с большой долей грузовых автомобилей, вследствие чего в современных условиях происходит ошибочная оценка пропускной способности пересечений. Использование опыта зарубежных стран требует адаптации к нашим дорожным условиям и составу транспортного потока. В связи с этим возникает необходимость разработки новых современных научных методик и проверки имеющихся теоретических и практических решений (в том числе и зарубежных) на основе изучения реальных режимов движения. Таким образом, пропускная способность пересечений является сложным показателем, зависящим от скорости движения, распределения автомобилей по длине дороги, состояния покрытия, размеров геометрических элементов, состояния и типа автомобиля и т.п. Степень влияния всех этих факторов может быть установлена только путем проведения наблюдений за режимом движения автомобилей на дорогах. Цель диссертационной работы. Целью настоящей работы является повышение пропускной способности при проектировании съездов городских транспортных развязок в условиях движения плотных транспортных потоков. Задачи исследований. Для достижения поставленной цели в работе необходимо решить следующие основные задачи: исследование распределения интервалов между автомобилями в зоне пересечений; исследование распределения граничных интервалов и интервалов разъезда из очереди; исследование распределения скоростей движения на транспортных развязках; изучение влияния дорожных условий и состава потока на режимы движения в зоне транспортных развязок; определение влияния зон слияния и переплетения на пропускную способность транспортных развязок. Научная новизна работы Установлена зависимость скорости движения транспортного потока от интенсивности движения, уровня загрузки, плотности и состава транспортного потока. Получена функция распределения интервалов между автомобилями в плотном транспортном потоке. Установлена зависимость граничных интервалов времени и интервалов разъезда из очереди для плотных транспортных потоков от интенсивности движения. Практическая ценность диссертационной работы заключается в использовании полученных закономерностей распределения интервалов в транспортном потоке в зоне пересечений, величин граничных интервалов и скоростей движения для определения пропускной способности съездов при проектировании новых транспортных развязок или реконструкции существующих, а также в разработке новой методики расчета пропускной способности съездов городских транспортных развязок в условиях плотных транспортных потоков. |