Delist.ru

Разработка организационно-экономического механизма программно-целевого планирования ремонта объектов жилищного фонда (03.06.2008)

Автор: Плохих Алексей Николаевич

2. Средства регионального и местного бюджета г.Липецка 446000 150000 148000 148000

3. Средства собственников помещений в многоквартирных домах 44800 7500 14800 22500

4. Кредитные ресурсы 15000 5000 5000 5000

Итого 922700 283000 273400 266300

В основу расчета положены следующие принципы: средства Фонда выделяются по утвержденной методике и составляют порядка 40%, средства местного бюджета – 55%, средства собственников – 5%. К 2011 году структура финансирования будет меняться: средства Фонда снижаться, средства местного бюджета – возрастать, средства собственников – достигать 10%.

С целью консолидации финансовых ресурсов в работе предлагается создание муниципального фонда капитального ремонта в г.Липецке для обеспечения софинансирования городской программы капитального ремонта.

Сравнение плановых и фактических затрат позволяет сделать выводы об эффективности расходования ограниченных финансовых ресурсов.

Более эффективному расходованию консолидированного бюджета на проведение ремонтов будет способствовать реализация финансово обеспеченной и научно обоснованной ремонтной политики. Организационно-экономический механизм реализации ремонтной политики для г.Липецка приведен на рис. 6.

Рис.6. Организационно-экономический механизм реализации ремонтной

Для формирования производственной программы содержания и текущего ремонта и титульного списка по капитальному ремонту жилых зданий, необходимо знать:

количество, сметную стоимость проводимых ремонтов за определенное

фактическое состояние всех объектов жилого фонда;

- потребность в осуществлении ремонтных работ с разбивкой по

элементам жилых зданий;

- динамику изменений в состоянии всех объектов жилого фонда.

Эти данные необходимы для принятия решений о выделении ресурсов на ремонты и для формирования производственной программы и титульного списка. Всю перечисленную информацию может получить заинтересованный пользователь с соответствующим уровнем доступа из электронной базы данных по жилищному фонду, сформировав в ней соответствующие запросы.

Сравнение плановых и фактических затрат позволяет сделать выводы об эффективности расходования ограниченных финансовых ресурсов.

При помощи разработанных в рамках диссертационного исследования информационных модулей в управляющих организациях ведется учет и анализ затрат на ремонты, формируются такие отчетные документы как производственная программа по выполнению плана капитального ремонта на любой определенный временной отрезок. Это позволяет уточнять фактическое состояние жилищного фонда, корректируя величины физического износа по элементам жилых зданий с учетом ранее проведенных ремонтных работ, что позволяет планировать вид, характер и стоимость необходимых ремонтов. Поадресный учет затрат позволяет повысить производительность труда в управляющей организации, сделать финансовые потоки прозрачными, выявить недобросовестных подрядчиков, сократив тем самым убытки от финансирования ремонтных мероприятий.

На рис. 7 представлен процесс отбора объектов для выполнения ремонтов на основе расчетных обозначены величины показателя физического износа и фактического технического состояния.

Объекты жилищной недвижимости, попавшие в треугольник ABC, подлежат первоочередному в данный момент времени капитальному ремонту.

Приоритет при отборе зданий принадлежит тем объектам, у которых физический износ выше. Этим объясняется форма треугольника при отборе зданий. То есть наиболее выгодным вариантом будет отбор большего количества зданий, подлежащих комплексному капитальному ремонту, а среди зданий, подлежащих выборочному капитальному ремонту - тем, у которых износ больше.

Таким образом, отбор зданий для проведения капитального ремонта, а также сноса, модернизации или реконструкции, в пределах выделенных средств справедливо производить, начиная двигать треугольник АВС справа налево, до тех пор, пока не перестанет выполняться условие

– сумма расчетных средних потребностей в финансировании выборочного и комплексного капитального ремонта, руб.;

– сумма выделенных средств j–источников, предназначенных для осуществления выборочного и комплексного капитального ремонта, руб.

Рис. 7. Графический метод отбора объектов для проведения

капитального ремонта на основе показателя физического износа

Практическую значимость механизма распределения средств на текущий и капитальный ремонты имеет в том случае, когда есть возможность распределять средства не только по зданиям, но и конкретно по элементам зданий, что особенно важно при проведении выборочного капитального ремонтов. Это будет способствовать более эффективному расходованию средств на приобретение материалов для ремонта, что в целом обеспечивает экономию финансовых средств.

III. ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ:

1. Обеспечение системы ремонтно-реконструкционных мероприятий, являющейся одним из ключевых направлений реформирования жилищно-коммунального комплекса, имеет важную социально-экономическую значимость и рассматривается как основной фактор жизнеобеспечения и сохранения качества жилищного фонда. Как показал анализ, в сфере эксплуатации жилищного фонда, особенно в переходный период, когда государственные расходы и средства предприятий и организаций существенно сократились, а рыночные механизмы привлечения средств населения, частных инвестиций, ресурсов кредитных организаций только разрабатывались, происходит значительное накопление недоремонта жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры, а степень физического и морального износов достигают критического состояния.

2. Важнейшим методом обеспечения сохранности жилищного фонда и улучшения условий проживания населения выступает капитальный ремонт, как форма простого воспроизводства жилищного фонда, неразрывно взаимообусловленная с процессом расширенного воспроизводства (реконструкции, модернизации и строительства нового жилья). Проведенный анализ регионального и зарубежного опыта капитального ремонта выявил структурные признаки и элементы дополнительного улучшения, «добавленного качества» отремонтированным жилым домам, что позволило автору существенно расширить задачи и результаты капитального ремонта с учетом развития инновационных и модернизационных функций.

3. Принципиально новые возможности роста объемов капитального ремонта жилья открываются в связи с созданием на федеральном уровне Фонда содействия реформированию ЖКХ и передаче на безвозмездной основе лимитов финансирования в субъекты РФ, что дает мощный импульс для развития организационно-экономических механизмов привлечения капитала, реализации региональных и муниципальных программ, обеспечивающих консолидацию различных источников финансирования, активизации процессов обновления существующей жилой застройки.

4. С учетом развития института частной собственности на жилье, создания рыночной инфраструктуры управления многоквартирными домами в диссертации разработана модель планирования капитального ремонта, учитывающая наличие в многоквартирном жилом доме различных форм собственности (муниципальной, государственной, частной) и позволяющая осуществлять программно-целевую установку по уровню качества жилищного фонда с последующей реализацией задач на уровне многоквартирных домов и местного самоуправления.

5. Новые возможности планирования капитального ремонта методами рыночного регулирования открываются в связи с повышением роли органов регионального и муниципального управления в решении проблем финансово-экономического обеспечения, сбалансированности пропорциональности объемов и видов ремонтов, позволяющих осуществить выход на систему планового воспроизводства жилья, возможности охвата программами всех потребностей в ремонте для жилищного фонда, независимо от форм собственности. Реализация программно-целевых подходов к организации капитального ремонта позволяет системно увязать интересы и обязательства государства в лице органов власти, собственников помещений, управляющих организаций с обеспечением мер поддержки собственников в проведении капитального ремонта, а также взаимообусловить процессы формирования балансовых моделей потребностей и наличия ресурсов, выделенных на капитальных ремонт – с одной стороны, и оптимизацию долгосрочных стратегических планов с моделями годового планирования ремонтов – с другой стороны.

6. Проблема обеспечения надежности и долговечности жилищного фонда ставит задачу привлечения внебюджетных источников финансирования капитального ремонта, как важнейшую стратегическую задачу. Разработанный в ходе исследования на примере жилищного фонда в г.Липецке прогноз объемов капитального ремонта характеризуется соотношением бюджетных ресурсов федерального и регионального уровней, средств местного бюджета, собственников помещений, кредитных ресурсов, а также степенью реализации государственных обязательств и социальной поддержки в проведении капитального ремонта малообеспеченных семей. В целом доминантным фактором реализации программы капитального ремонта выступают финансовые ресурсы, система организационно-технологического обеспечения ремонтов и социальной поддержки процессов их проведения. С целью более активного привлечения средств внешних инвесторов необходима отработка моделей государственно-частного партнерства в реализации программ капитального ремонта многоквартирных домов.

7. Выполнение программ капитального ремонта базируется на информационно-аналитическом обеспечении и мониторинге технического состояния жилых домов. В работе разработана и апробирована в практике планирования жилищного хозяйства г.Липецка информационная система и реализован программный модуль «Учет затрат на ремонты», который позволили вести поадресный учет проводимых ремонтов с разбивкой по видам работ, конструктивным элементам, подрядным организациям, объему материальных ресурсов и т.д. Годовой экономический эффект при внедрении предложенной системы в ООО ГУК «Правобережная» г.Липецка за счет экономии рабочего времени по оценке состояния технического состояния здания, определении числа домов, требующих в приоритетном порядке капитального ремонта, использовании программного обеспечения, составил около 500 тыс. руб. в год.

По теме диссертации опубликованы следующие работы:

1. Плохих А.Н. Организационно-экономический механизм управления ремонтами жилого фонда муниципального образования // Вестник Тамбовского университета. Сер. Гуманитарные науки (включен в перечень журналов ВАК) – 2007. – № 5. – Тамбов, 2007 – 0,5 п.л.

2. Плохих А.Н. Особенности учета проводимых ремонтов в управляющих организациях как фактор, влияющий на сохранность жилого фонда // Сборник статей международной конференции. – Липецк: ЛГТУ, 2006 – 0,1 п.л.

3. Погодаев А.К., Плохих А.Н. и др. Концепция создания информационной системы по стратегическому управлению техническим состоянием жилищного фонда города // Вести высших учебных заведений Черноземья: научно-технический и производственный журнал – Липецк, 2005. – №2. – 0,5 п.л., лично автором – 0,33 п.л.

4. Плохих А.Н, Шайтанов В.А. Применение метода ФСА в сфере управления ремонтами жилых зданий региона // Вопросы современной науки и практики. – Тамбов, 2006. – №4. – 0,4 п.л., лично автором – 0,3 п.л.

загрузка...