Delist.ru

Разработка организационно-экономического механизма программно-целевого планирования ремонта объектов жилищного фонда (03.06.2008)

Автор: Плохих Алексей Николаевич

ПЛОХИХ АЛЕКСЕЙ НИКОЛАЕВИЧ

РАЗРАБОТКА ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО

МЕХАНИЗМА ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ РЕМОНТА ОБЪЕКТОВ ЖИЛИЩНОГО

Специальность 08.00.05 – Экономика и управление народным хозяйством

(экономика, организация и управление

предприятиями, отраслями, комплексами

(строительство))

автореферат

на соискание ученой степени

кандидата экономических наук

Москва 2008

Работа выполнена в Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования Липецком государственном техническом университете

Научный руководитель

доктор технических наук,

профессор, советник РААСН

Корнеев Александр Дмитриевич

Официальные оппоненты: доктор экономических наук,

Фалькевич Николай Антонович

кандидат экономических наук

Хуснутдинов Ринат Алмазович

Ведущая организация – Воронежский государственный архитектурно-строительный университет

Защита состоится 3 июня 2008г. в 16.30 на заседании диссертационного совета Д 212.138.05 при ГОУ ВПО Московском государственном строительном университете по адресу: 113114, г. Москва, Шлюзовая наб, д. 8., ауд. 329

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ГОУ ВПО Московского государственного строительного университета по адресу: 129337, г. Москва, Ярославское шоссе, д. 26.

Автореферат разослан «__ » ___________ 2008 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета

Исаева Г.Л.

I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. Решение проблемы формирования рынка доступного жилья в рамках национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" сводится не только к росту объемов строительства и повышению качества содержания жилья. Приоритетный национальный проект и ФЦП «Жилище» направлены, прежде всего, на обеспечение доступности жилья для отдельных категорий граждан, перед которыми государство несет определенные обязательства. В том числе и перед теми, кто в XXI веке живет в домах, построенных в 60-е годы прошедшего столетия. За последние пять лет объем ветхого и аварийного жилья удвоился и превысил 100 млн.м2.

По официальным оценкам Росстроя ежегодные расходы на модернизацию жилищного фонда составляют более 70 млрд.руб. Должно быть обеспечено коренное реформирование жилищно-коммунального комплекса (ЖКК), от состояния и функционирования которого в решающей степени зависит обеспечение безопасности жизнедеятельности и создания комфортных условий проживания граждан. На современном этапе ЖКК муниципальных образований выступает как важнейшая жизнеобеспечивающая подсистема регионального развития, создающая условия для качественного предоставления жилищно-коммунальных услуг гражданам.

Проведенный в работе комплексный анализ состояния жилищного фонда и объектов коммунальной инфраструктуры, объемов и структуры выполненных ремонтных работ, действующей системы финансирования ЖКК, условий развития конкурентной среды и механизмов реализации принципов государственно-частного партнерства, а также реализации Жилищного Кодекса РФ позволил выделить три важных взаимосвязанных аспекта стратегического развития жилищно-коммунального комплекса, включающих доступность приобретения жилья и его эксплуатации, повышения качества и эффективности жилищно-коммунального обслуживания населения, а также создание условий для реализации проектов воспроизводства и обновления жилищной недвижимости за счет комплексной реконструкции районов существующей застройки и капитального ремонта жилищного фонда.

В настоящее время высокий физический износ жилых домов и объектов инженерной инфраструктуры не может гарантировать безаварийное функционирование жилищно-коммунального хозяйства и обеспечение безопасности проживания.

Во всех без исключения регионах требуется проводить мероприятия по капитальному ремонту и сносу ветхих аварийных домов. Такие мероприятия невозможны без масштабных инвестиций, однако региональные и местные бюджеты не располагают необходимыми средствами.

Федеральный Закон №185-ФЗ от 21.07.07 «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» направлен на создание правовых и организационно-экономических условий предоставления бюджетам субъектов РФ целевых средств на проведение капитального ремонта многоквартирных домов и переселения граждан из аварийного и ветхого жилья на безвозвратной и безвозмездной основе.

Вместе с тем, нереализованные потребности в проведении капитального ремонта в многоквартирных жилых домах требуют конкретизации содержания планирования ремонтов, адаптированного к рыночным условиям на уровне органов местного самоуправления, отработки организационных механизмов консолидации финансовых ресурсов на капитальный ремонт многоквартирных домов за счет средств бюджетов, привлечения целевых средств Фонда, средств собственников помещений и других инвестиций.

Актуальность темы диссертации обусловлена необходимостью решения органами местного самоуправления задач по совершенствованию действующего организационно-экономического механизма планирования ремонта объектов жилищного фонда

Исследованию различных аспектов совершенствования организации и планирования в сфере жилищно-коммунального хозяйства посвящены работы ряда отечественных ученых. Организационные формы управления жилищным фондом рассматриваются в трудах В.Н.Баринова, В.В. Бузырева, А.В. Горемыкина, П.Г. Грабового, Д.М. Жукова, Л.Р. Маиляна, В.Я, Мищенко, Ю.П. Панибратова, А.П. Прокопишина, Ю.Ф. Симионова, Е.Б. Смирнова, A.M. Стражникова, Д. Фридмана. Вопросы экономической оценки данной проблемы отражены в работах В.И. Бабакина, Е.М. Блеха, А.Н. Кирилловой, Б.М. Колотилкина, Г.А. Порывая, А.Г. Ройтмана, СР. Хачатряна, B.C. Чекалина, В.З. Черняка. Известны также работы Х.М. Гумбы, М.И. Каменецкого, И.Г, Лукмановой, А.А. Олтяну, А.И. Солунского, Г.М. Хайкина, Л.Н. Чернышова, С.Г.Шеиной и др., посвященные экономическим проблемам в строительной и жилищно-коммунальной сферах.

Вместе с тем, анализ результатов реформирования жилищно-коммунального хозяйства в РФ показал, что имеется немало дискуссионных вопросов, отражающих недостаточную степень познания затронутой проблемы. Многие аспекты регулирования этого сегмента национальной экономики остаются не в полной мере разработанными. Так, до настоящего времени при формировании программ капитального ремонта не учитываются происходящие процессы трансформации форм собственности в ЖКХ, нет ясности в терминологии текущего и капитального ремонтов, недостаточно проработаны модели управления многоквартирными домами, учитывающие приоритеты интересов хозяйствующих субъектов, связанных с ремонтными работами. Отсутствие разработанных схем организации софинансирования капитального ремонта в жилищной сфере регионов в условиях различных форм собственности на жилье, новой структуры источников финансирования, необходимость повышения эффективности использования финансовых ресурсов, недостаточность научной разработанности данной проблемы обусловили выбор автором темы диссертационной работы, определили ее цель, задачи и структуру.

Целью диссертационной работы является разработка организационно-экономического механизма и методических рекомендаций по планированию ремонта жилищного фонда в условиях реформирования жилищно-коммунальных комплексов муниципальных образований.

В соответствии с поставленной целью автором решаются следующие задачи:

загрузка...