Delist.ru

Снижение рисков при обеспечении безопасности и сохранности перевозимых грузов в смешанных автомобильно-железнодорожных сообщениях. (03.03.2009)

Автор: Машинистов Юрий Анатольевич

Цель диссертационного исследования состоит в обосновании и разработке теоретических положений и методов повышения безопасности и сохранности перевозок грузов в смешанных автомобильно-железнодорожных сообщениях.

Указанная цель исследования определила постановку следующих задач диссертационного исследования:

Анализ современной системы управления безопасностью и сохранности перевозимых грузов на автомобильном и железнодорожном транспорте России.

Исследование международного опыта построения структуры государственного контроля за безопасностью перевозок.

Построение математической модели определения эффективности методов безопасности перевозок грузов в смешанных автомобильно-железнодорожных сообщениях на основе методов динамического программирования.

Расчёт эффективности созданной модели оптимизации затрат на обеспечение безопасности перевозок в смешанных автомобильно-железнодорожных сообщениях с использованием логистических технологий.

Методы исследования. В процессе диссертационных исследований использовались анализ и синтез, сравнение, обобщение, математическое моделирование, системный анализ и другие научные методы исследования.

Методологическими основами диссертационных исследований явились положения экономической теории, теории гражданских правоотношений в области транспорта, теорий международного менеджмента и бизнеса, маркетинговых исследований, теории логистики, экономики промышленного производства и транспорта, управления и государственного регулирования.

В качестве источников информации использовались труды фундаментального и прикладного значения известных зарубежных и отечественных ученых, законодательные, нормативные и программные документы РФ по вопросам безопасности на транспорте.

Научная новизна полученных результатов состоит в следующем:

определены базовые, правовые понятия систем управления обеспечением безопасности в смешанных автомобильно-железнодорожных сообщениях;

разработана математическая модель для оптимизации затрат на обеспечение безопасности перевозок в смешанных автомобильно-железнодорожных сообщениях, в которой экономический эффект обеспечения безопасности транспортного узла является квадратичной функцией от затрат на обеспечение различных компонентов безопасности. При этом линейная часть целевой функции выглядит как сумма слагаемых затрат на соответствующие меры безопасности;

выявлены основные факторы риска влияющие на уровень безопасности при взаимодействиях автомобильного и железнодорожного транспорта в транспортных узлах;

сформулировано научное определение понятия "Системы управления безопасности "(СУБ), уточняющее суть этого базового понятия транспортной отрасли;

построена математическая модель для расчёта эффективности методов безопасности с квадратичной функцией для автомобильно-железнодорожного транспортного узла на основе методов динамического программирования;

сформулирована методика расчёта эффективности созданной модели безопасности перевозок с использованием логистических технологий.

Достоверность полученных результатов диссертационной работы основывается на изучении реальных процессов, происходящих на транспорте России и зарубежных стран на основе взаимодействия автомобильного и железнодорожного транспорта в смешанных перевозках, что позволило построить математическую модель определения эффективности методов безопасности перевозок грузов в смешанных автомобильно-железнодорожных сообщениях на основе методов динамического программирования.

Практическая значимость полученных результатов состоит в возможности их использования для формирования единой базы СУБ, точного прогнозирования и, как следствие, предотвращения несчастных случаев, краж и хищений на транспорте, в эффективной экономической защите экспедиторов и перевозчиков, выполняющих автомобильные и железнодорожные перевозки в России и зарубежом, посредством определения эффективных методов безопасности перевозок грузов на основе методов динамического программирования.

Конкретные результаты данной работы могут быть использованы для методического обеспечения успешного функционирования транспортных организаций на внутреннем и международном рынке транспортных услуг, в учебном процессе высших и средних учебных заведений.

Апробация результатов исследования. Основные результаты исследований излагались в докладах на научном семинаре отдела транспорта ВИНИТИ РАН, на научно-техническом совете Института проблем транспорта и логистики, на семинарах и конференциях, на кафедре логистики транспортных систем МАДИ, МИИТа, на международных научно-практических конференциях НП «Гильдия Экспедиторов» в городах Москве, Санкт Петербурге, Ярославле, Хельсинки, Коувола (Финляндия) и др.

Публикации. По результатам выполненных в диссертации исследований опубликовано 14 печатных работ общим авторским объемом 9,4 печ. л., в том числе 3 статьи в изданиях, допущенных ВАКом к публикации материалов диссертаций.

Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, четырёх глав и заключения, библиографического списка использованных источников и трёх приложений. Основной текст диссертации помещен на 151 странице и включает в себя 8 таблиц и 20 рисунок. Библиографический список использованных источников содержит 157 наименований на русском, английском и немецком языках.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обоснована актуальность темы диссертационного исследования, определены цель и задачи, указаны степень научной новизны, теоретическая и практическая значимость результатов исследования.

В первой главе проанализировано современное состояние системы управления безопасностью грузовыми перевозками в России, США и Германии.

Транспорт оказывает огромное влияние на развитие производственной и строительной отраслей; торговли и управления недвижимостью; сельского хозяйства и науки, а также целого ряда других отраслей, устойчивое развитие которых зависит от наличия надежного и дешевого транспорта.

Транспорт превратился в один из ключевых элементов национальной безопасности, экономики и культуры и в настоящее время используется как для получения доступа к мировым рынкам, так и для обеспечения внутренних потребностей при решении многих проблем национальной экономики, при этом принцип обеспечения безопасности на транспорте на основе логистических технологий должен быть поставлен во главу угла.

Правительством РФ, Министерством транспорта РФ, ОАО «РЖД» особое внимание уделяется мерам по повышению безопасности, предупреждению и страхованию рисков на транспорте. При этом учитываются все виды угроз: техногенного, природного и социального характера. В 2007 году Государственной думой Федерального собрания РФ одобрен и подписан Президентом РФ закон «О транспортной безопасности», а также принят ряд других законов по проблемам безопасности. Важнейшим направлением повышения безопасности транспорта в условиях осуществления структурной реформы должно стать создание эффективной системы государственного регулирования и предупреждения рисков.

Учитывая постоянный рост объемов перевозок и необходимость создания эффективной системы гарантированного продвижения внешнеторговых и внутренних грузопотоков в установленные сроки при полной сохранности грузов, необходимо разработать специализированную программу контроля в логистических цепочках поставок:

во-первых, применение методов интегральной логистики и единых стандартов для идентификации подвижного состава и грузов, транспортных процессов;

во-вторых, создание межотраслевой базы данных участников железнодорожных и автомобильных перевозок;

в- третьих, необходима организация реальной системы мониторинга и контроля грузов с использованием современных методов идентификации и оценки рисков;

в-четвёртых, необходимо применение современных технологий, обеспечивающих эффективный контроль за всеми технологическими ресурсами и событиями на основе машиночитаемых идентификаторов.

Рассматривая вопросы перевозок, следует учесть слова Президента Российской Федерации: «Мы не в меньшей степени должны заниматься и другими стратегически важными регионами Российской Федерации. Имею в виду Дальний Восток, Калининградскую область, другие приграничные территории. Здесь необходима концентрация государственных ресурсов на расширение транспортной, телекоммуникационной и энергетической инфраструктур (включая создание трансконтинентальных коридоров). И именно эти регионы должны стать опорными при сотрудничестве России с сопредельными государствами – нашими соседями».

В процессе реформирования транспортной отрасли страны государство предусматривает:

государственные гарантии поддержки функционирования и развития систем обеспечения безопасности транспорта;

установление государственного контроля в области безопасности движения за производителем, импортерами и владельцами транспортных средств любых форм собственности видов деятельности;

своевременное принятие соответствующих мер по адекватному наказанию нарушителей данных норм и правил на транспорте;

усиление технической оснащенности и координация действий по обеспечению антитеррористической защищенности на транспорте.

В настоящей работе предложена единая структура (рис. 1) и методология оценки риска для обеспечения безопасности движения на автомобильном и железнодорожном транспорте, направленная на гармонизацию а, в конечном счете, стандартизацию подходов для определения приемлемого уровня рисков для технических и операционных систем (рис. 2).

загрузка...