Delist.ru

ВЛИЯНИЕ ОСНОВНЫХ ДОРОЖНЫХ ФАКТОРОВ НА БЕЗОПАСНОСТЬ ДВИЖЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ВЬЕТНАМА (03.02.2011)

Автор: Буй Хоанг Лам

Реализация работы. Основные положения и результаты диссертационной работы использованы при разработке рекомендаций по обеспечению безопасности движения на особо опасных участках автомобильных дорог Вьетнама и в научной работе Иститута стратегии развития транспорта и коммуникаций Минтранса СРВ.

Апробация работы. Основные положения и результаты исследований были доложены и получили одобрение на XVII Международной научно-технической конференции «Информационная среда вуза», 2010, г.Иваново, на 67-й и 68-й научно-методических и научно-исследовательских конференциях МАДИ 2009 и 2010 годов, а также докладывались на заседаниях Проблемной лаборатории организации и безопасности дорожного движения – ПЛОБД МАДИ.

На защиту выносятся:

Результаты анализа и оценка состояния сети автомобильных дорог

Результаты исследования тенденций и причин возникновения ДТП на автомобильных дорогах Вьетнама.

Результаты оценки влияние дорожных факторов на формирование участков концентрации ДТП.

Методика выявления участков концентрации ДТП на автомобильных дорогах Вьетнама.

Комплекс мероприятий по устранению и профилактике участков концентрации ДТП.

Практические рекомендации по повышению безопасности движения на участках концентрации ДТП с учётом специфических условий Вьетнама.

Публикация. По теме диссертации опубликованы две печатные работы, в том числе 1 работа в журнале из Перечня, утвержденного ВАК РФ.

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, четырёх глав, общих выводов, изложена на 164 страницах машинописного текста, содержит 46 рисунков и 49 таблиц, библиографический список из 166 наименований.

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обоснована актуальность темы, поставлена цель и сформулированы задачи диссертационного исследования, показаны научная новизна и практическая значимость работы.

В первой главе диссертации выполнен обзор и анализ состояния дорожной сети, состава транспортного потока, уровня аварийности, особенностей условий движения транспортных средств. Общая сеть дорог страны достаточно хорошо развита, плотность сети дорог составляет 21,82 км/км2 и 0,97 км/1000 населения (не включая сельские и специальные дороги). Однако их качественное состояние ещё низкое. Только 72,7% государственных, 35,9% провинциальных, 14% уездных и сельских дорог имеют твердое покрытие. Остальные дороги имеют щебеночное покрытие или являются грунтовыми дорогами. Изучено влияние элементов дорог на возникновение ДТП на опасных участках автомобильных дорог. Основными элементами автомобильных дорог, автомагистралей и дорог высших категорий, которые влияют на режим и безопасность движения транспортного потока, являются: проезжая часть, ширина обочин, расстояние видимости, радиус кривой в плане, величина продольного уклона, величина угла пересечения дорог.

В настоящее время во Вьетнаме отсутствуют какие-либо нормативные рекомендации по выявлению и практическому применению мероприятий по устранению и профилактике участков концентрации ДТП и обеспечению безопасности движения на них. В связи с этим весьма актуальными являются исследования влияния элементов дорог и оценка степени опасности для движения на таких участках.

Для разработки мероприятий, направленных на обеспечение безопасности движения при проектировании, а также на стадии эксплуатации автомобильных дорог, большое значение имеет анализ возникновения дорожно-транспортных происшествий, установление связи с отдельными факторами дорожных условий, совершенствование методов прогнозирования аварийности. Анализ данных ДТП на различных категориях дорог позволил установить динамику изменения основных показателей ДТП за 1990-2007 гг., приведенных на рис.1. С 1990 г. до 2000 г. количество погибших непрерывно увеличивается, но не существенно. Количество погибших резко увеличилось в 2002 году и составило 12800 чел. и до сих пор количество погибших не ниже 11 тысячи человек в год.

Рис. 1. Изменение количества ДТП на дорогах Вьетнама за 1990-2007 гг.

Зависимость влияния ширины проезжей части дорог на относительное число дорожно-транспортных происшествий представлена на рис. 2.

Рис. 2. Влияние ширины проезжей части на относительное число дорожно-транспортных происшествий

Число ДТП резко возрастает при ширине проезжей части менее 7 м. Зависимость относительного числа ДТП от ширины проезжей части может быть описана следующим уравнением:

nв = 35,8В-1,7648, (1)

при условии 4,0 м < В < 9,0 м,

где nв – количество ДТП на один км дороги в год; В – ширина проезжей части, м.

Зависимость влияния ширины обочины на относительное число дорожно-транспортных происшествий представлена на рис. 3. Число ДТП резко возрастает при ширине обочины менее 2 м. Зависимость числа ДТП на один км в год от ширины обочины достаточно хорошо описывается уравнением:

nw = 2,7077w-0,6112, (2)

где nw – число ДТП на один км в год; w – ширина обочины в метрах (уравнение применимо при 1,0 м< w <4,0 м).

Рис. 3. Влияние ширины обочины на плотность ДТП

Зависимость влияния расстояния видимости на относительное число дорожно-транспортных происшествий представлена на рис. 4. Число ДТП резко возрастает при расстоянии видимости менее 300 м.

Количество ДТП на один км дороги в год (nd) при разных расстояниях видимости (d) может быть вычислено по формуле:

nd = 37,95d-0,6028, (3)

при 25 м < d < 800 м.

Рис. 4. Влияние расстояния видимости на относительное число ДТП

Величина продольного уклона оказывает существенное влияние на аварийность (рис. 5). Количество происшествий непрерывно возрастает с увеличением величины продольного уклона. Наиболее резкий рост имеет место при продольных уклонах более 30‰.

Рис. 5. Зависимость относительного числа ДТП от величины продольного уклона

Зависимость количества ДТП на один км дороги в год (ni) от величины продольного уклона (i) может быть выражено уравнением:

ni = 0,2783 + 0,6098i – 0,054i2, (4)

при 5 ‰ < i <70 ‰.

Участки кривых малого радиуса в плане являются местами концентрации дорожно-транспортных происшествий. На них возникает 10...12% общего количества ДТП. Вероятность возникновения происшествия тем выше, чем меньше радиус кривой (рис. 6). Наиболее опасными являются кривые в плане радиусом менее 500 м. Зависимость количества ДТП на один км дороги в год (nR) от величины радиуса кривой в плане (R) может быть описана следующим уравнением

nR = 83,732R-0,5059, (5)

при 100 м < R < 3000 м.

загрузка...