Delist.ru

Метод оценки техногенной опасности транспортных потоков на улично-дорожной сети города (02.10.2008)

Автор: Жданов Вячеслав Леонидович

) (выражения (11)).

, (11)

– значение пространственно-временной емкости ТП соответственно после и до внедрения на данном объекте УДС i-го мероприятия по снижению уровня интегрального техногенного риска ТП, (м·с)-1, m – количество одновременно внедряемых мероприятий.

В целях практической реализации исследований разработан программный вычислительный комплекс (ПВК) по исследованию и прогнозированию интегрального техногенного риска ТП на опорной УДС г. Кемерово. Обработка и анализ данных осуществлялись в среде геоинформационной системы (ГИС) MapInfo Professional (демо-версия). Основой ПВК выступает геоинформационная модель городской транспортной сети. Графическая часть данных для построения картограмм интегрального техногенного риска ТП, сформированная в MapInfo на основе слоя сети улиц, заключена в 2-х векторных слоях: «Перекрестки» и «Перегоны». В слое «Перекрестки» представлены ГИС-модели перекрестков в виде объектов типа «точка» с атрибутами, значениями которых являются величины интегрального техногенного риска ТП для перекрестков опорной УДС. В слое «Перегоны» в узло-дуговой топологии представлены ГИС-модели перегонов в виде объектов типа «полилиния», значения атрибутов которых хранят величины интегрального техногенного риска ТП для перегонов опорной УДС. Для представления результатов анализа на картах-схемах использовались векторные фоновые слои, отображающие в ГИС строения, границу города и гидрографию.

Рис. 8. Начальное рабочее окно ПВК

Рис. 9. Главные рабочие окна построения картограммы рисков

Рис. 10. Главные рабочие окна расчета и прогноза уровня риска при внедрении мероприятий по его уменьшению

На рис. 8 – 10 показаны основные рабочие окна ПВК, логическая и структурная связь между которыми определяется его алгоритмом.

Использование при разработке ПВК среды ГИС MapInfo Professional обеспечивает возможность дополнять опорную УДС г. Кемерово новыми объектами, отображать их на картограммах интегрального техногенного риска ТП и проводить для них все необходимые расчеты.

Практическая реализация методики по оценке уровня опасности ТП на городской УДС и разработанного на ее основе ПВК осуществляется в рамках проектирования новой транспортной схемы, работы по созданию которой ведутся в настоящее время для развивающегося ДТК г. Кемерово.

ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И ВЫВОДЫ

1. Введено понятие техногенной опасности ТП на УДС, учитывающей дорожную аварийность и загрязнение атмосферного воздуха, количественной мерой которой является уровень интегрального техногенного риска ТП.

2. Разработана методика оценки опасности городских ТП, на основании которой установлена достоверная зависимость уровня техногенного риска от пространственно-временной емкости ТП, характеризующей его упорядоченность, максимальное значение которой в городских условиях составляет 0,03340 (м·с)-1.

3. Установлена достоверная зависимость уровня интегрального техногенного риска ТП на УДС города от пространственно-временной емкости ТП

(R=0,915; R?=0,837);

(R=0,938; R?=0,880).

4. По уровню техногенного риска (по отношению к максимальному значению) ТП могут находиться в одном из четырех диапазонов:

? для перегонов: ? для перекрестков:

? 0,29 безопасный уровень;

? 0,53 допустимый уровень;

? 0,77 опасный уровень;

> 0,77 очень опасный уровень.

5. Проведенные экспериментальные исследования характеристик ТП на УДС г. Кемерово показали достоверность разработанной методики оценки опасности городских ТП.

6. Разработан программный вычислительный комплекс по исследованию и прогнозированию уровня техногенного риска городских ТП, на основе которых оценена эффективность мероприятий по его снижению. Установлено, что применительно к УДС г. Кемерово уширение на перегонах ул. Соборная, ул. Радищева, пр. Химиков, пр. Кузнецкий, ул. Волгоградская обеспечивает снижение уровня интегрального техногенного риска ТП на 77%; запрещение левого поворота на перекрестке по ул. Терешковой – на 14%; реконструкция и оптимизация светофорного регулирования на наиболее загруженных перекрестках – на 44%.

Основные положения диссертационной работы изложены в следующих публикациях:

В изданиях по перечню ВАК:

1. Жданов, В.Л. Разработка интегральных критериев оценки воздействия автомобильного транспорта на окружающую среду / В.Л. Жданов, Л.С. Жданов // Вестн. КузГТУ. – 2005. – № 4.1. – С. 74–77.

2. Жданов, В.Л. Интегральная оценка безопасности транспортных потоков на улично-дорожной сети / В.Л. Жданов, Ю.В. Трофименко // Транспорт: наука, техника, управление. – 2008. – № 7. – С. 46–51.

В прочих изданиях:

3. Жданов, В.Л. Формирование параметров экологической характеристики транспортных потоков / В.Л. Жданов, Л.С. Жданов // Вестн. КузГТУ. – 1999. – № 2. – С. 78–82.

4. Жданов, В.Л. Экспериментальное исследование транспортных потоков на улично-дорожной сети г. Кемерово / В.Л. Жданов, Л.С. Жданов // Вестн. КузГТУ. – 1999. – № 4. – С. 35–38.

5. Жданов, В.Л. Повышение достоверности оперативных оценок экологических характеристик транспортных потоков / В.Л. Жданов // Прогрессивные методы эксплуатации и ремонта транспортных средств: тез. докл. 4-й Российской науч.-практ. конф., Оренбург, 1999 г. / Оренбургский гос. ун-т. – Оренбург, 1999. – С. 45–47.

6. Жданов, В.Л. Обоснование параметра оперативной оценки экологической нагрузки городских транспортных макроисточников / В.Л. Жданов // Вестн. КГТУ. Вып. 31 «Транспорт». – 2003. – С. 9-17.

7. Жданов, В.Л. Возможность интегральной оценки воздействия автомобильного транспорта на окружающую среду / В.Л. Жданов // Транспортные системы Сибири: материалы Всероссийской науч.-техн. конф. с международным участием, Красноярск, 20-21 ноября 2003 г. / Красноярский гос. техн. ун-т. – Красноярск, 2003. – С. 72–74.

8. Жданов, В.Л. Натурные исследования и анализ параметров транспортных потоков на улично-дорожной сети г. Кемерово / В.Л. Жданов // Вестн. КГТУ. Вып. 35 «Технология и организация перевозок, управление и безопасность на транспорте». – 2004. – С. 132-138.

9. Жданов, В.Л. Экологический мониторинг транспортных потоков / В.Л. Жданов // Современные технологии управления в автотранспортных системах: сб. науч. тр. к 30-летию факультета «Управление», Москва, 19-20 апреля 2007 г. / МАДИ (ГТУ). – М., 2007. – С. 196-200.

10. Жданов, В.Л. Основные тезисы энергоэнтропийного подхода при формировании концепции транспортного риска / В.Л. Жданов // Современные пути развития машиностроения и автотранспорта Кузбасса: тр. I Всероссийской науч.-техн. конф., Кемерово, 24-25 октября 2007 г. / Кузбасский гос. техн. ун-т. – Кемерово, 2007.– С. 385–395.

11. Жданов, В.Л. Структура транспортного потока как источника опасности на городской улично-дорожной сети / В.Л. Жданов // Политранспортные системы: материалы V Всероссийской науч.-техн. конф., в 2-х ч., ч. 1, Красноярск, 21-23 ноября 2007 г. / Сиб. Федер. ун-т, Политехн. ин-т. – Красноярск, 2007. – С. 88–96.

12. Жданов, В.Л. Анализ информативного признака емкости транспортного потока как критерия оценки уровня его интегральной опасности / В.Л. Жданов // Вестн. КузГТУ. – 2008. – № 3. – С. 112–115.

Подписано в печать 02. 10. 2008 г.

загрузка...