Delist.ru

Метод оценки техногенной опасности транспортных потоков на улично-дорожной сети города (02.10.2008)

Автор: Жданов Вячеслав Леонидович

ЖДАНОВ ВЯЧЕСЛАВ ЛЕОНИДОВИЧ

МЕТОД ОЦЕНКИ ТЕХНОГЕННОЙ ОПАСНОСТИ

ТРАНСПОРТНЫХ ПОТОКОВ

НА УЛИЧНО-ДОРОЖНОЙ СЕТИ ГОРОДА

Специальность 05.22.10 – Эксплуатация автомобильного транспорта

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата технических наук

Москва 2008

Работа выполнена в государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Московский автомобильно-дорожный институт (государственный технический университет)» (МАДИ–ГТУ) на кафедре техносферной безопасности

Научный руководитель доктор технических наук, профессор

Трофименко Юрий Васильевич

Официальные оппоненты доктор технических наук, профессор

Зырянов Владимир Васильевич

кандидат технических наук

Бадалян Артур Мишаевич

Ведущая организация ООО «Кузбасский центр дорожных

исследований»

Защита диссертации состоится «18» ноября 2008 года в 10 00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.126.04 ВАК РФ при государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Московский автомобильно-дорожный институт (государственный технический университет)» по адресу: 125829, ГСП–47, Москва, А–319, Ленинградский проспект, 64, ауд. 42.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Московского автомобильно-дорожного института (государственного технического университета)

Отзывы на автореферат в двух экземплярах с подписью, заверенной печатью организации, просим направлять в адрес диссертационного совета

Автореферат разослан «____» _________ 2008 года

Телефоны для справок (495) 155-93-24

Ученый секретарь

диссертационного совета

Д 212.126.04 ВАК РФ при МАДИ (ГТУ)

доктор технических наук, профессор Максимов В. А.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы. В стесненных условиях движения транспортных потоков (ТП) на городской улично-дорожной сети (УДС) особое значение приобретает установление допустимых границ по степени опасности их функционирования. Фундаментом для обоснования подобных границ должны служить количественная мера уровня опасности ТП и критерии ее оценки. При этом особое значение приобретает системный подход к определению понятия транспортной опасности, когда ее различные аспекты рассматриваются в неразрывной взаимосвязи между собой.

В связи с этим исследования в области определения структуры подобных критериев представляются несомненно актуальными. Это позволит оперативно решать задачу оптимизации процесса функционирования дорожно-транспортного комплекса (ДТК) с точки зрения снижения уровня его опасности в любом конкретном городе с учетом специфики развития его автомобильного парка и УДС.

Целью исследований является повышение достоверности оперативных оценок уровня интегральной (техногенной) опасности городских ТП и формирование критериев оценки степени эффективности мероприятий на УДС города по повышению безопасности движения.

Объектом исследований служат транспортные потоки на городской УДС как источники транспортной опасности (прежде всего, в селитебных районах), меняющейся при изменении условий движения.

Предметом исследований является процесс формирования количественной меры уровня техногенной опасности городских ТП под воздействием сложившихся условий движения и закономерности ее изменения при реализации внешних мероприятий, направленных на повышение безопасности движения.

Научная новизна. Установлены общие закономерности процесса формирования параметров опасности ТП на городской УДС, а также степень влияния на него динамических характеристик ТП. Как источник опасности ТП рассматривается в качестве иерархической двухуровневой системы, что дало возможность более детально исследовать механизм негативного воздействия автомобильного транспорта (АТ) на селитебные районы городской УДС, где центральным звеном являются ТП. На основе такого подхода разработано выражение функции количественной меры техногенной опасности городских ТП.

Практическая ценность заключается в создании практической методики оценки уровня опасности городских ТП и разработке на ее основе программного вычислительного комплекса (ПВК) по исследованию и прогнозированию количественной меры данного уровня. Разработанные теоретические предпосылки и методические средства для контроля и оценки уровня техногенной опасности ТП могут быть использованы на практике при регулировании дорожного движения с целью снижения уровня негативного воздействия ТП на природную и социальную среду города.

Реализация результатов работы. Полученные результаты, разработанные методики и ПВК используются в Отделе транспорта и связи Управления жизнеобеспечения городского хозяйства Администрации г. Кемерово при создании новой транспортной схемы города, ОГИБДД ГУВД г. Кемерово, ГП КО «Кузбассдорфондпроект» при мониторинге уровня опасности ТП на УДС г. Кемерово. Результаты исследования используются при подготовке учебно-методического материала для специальностей 190701.01 «Организация перевозок и управление на транспорте (Автомобильный транспорт)», 190702 «Организация и безопасность движения» и 190601 «Автомобили и автомобильное хозяйство» Кузбасского государственного технического университета (КузГТУ).

Апробация работы. Основные результаты исследований и отдельные положения диссертации доложены, обсуждены и одобрены на 4-й Российской научно-технической конференции «Прогрессивные методы эксплуатации и ремонта транспортных средств» (г. Оренбург, 1999 г.), 3-й международной научно-практической конференции «Природные и интеллектуальные ресурсы Сибири» (г. Кемерово, 1999 г.), всероссийской научно-технической конференции с международным участием «Транспортные системы Сибири» (г. Красноярск, 2003 г.), московской научно-практической конференции «Современные технологии управления в автотранспортных системах», посвященной 30-летию факультета «Управление» МАДИ (ГТУ) (г. Москва, 2007 г.), 1-й всероссийской научно-технической конференции «Современные пути развития машиностроения и автотранспорта Кузбасса» (г. Кемерово, 2007 г.), 4-й Германо–Российской конференции по безопасности дорожного движения (г. Бергиш Гладбах, Германия, 2008 г.). Также ключевые аспекты диссертации представлены на международной выставке-ярмарке «Транссиб-Экспо» (г. Кемерово, 2001 г.), на Кузбасской политехнической выставке «Политех-Экспо» (г. Кемерово, 2002 г.).

Публикации. По материалам диссертационной работы опубликовано 12 научных статей, из них 2 работы опубликованы в изданиях, рекомендованных ВАК РФ.

Структура и объем диссертации. Работа состоит из введения, четырех глав, выводов и рекомендаций, содержит 223 страницы печатного текста (в том числе 16 таблиц и 32 иллюстрации), список литературы из 207 источников и 78 страниц приложения.

На защиту выносятся следующие основные положения:

Страницы: 1  2  3  4  5