Delist.ru

Инновационная политика коммерческих банков (02.10.2007)

Автор: Зверев Олег Алексеевич

С? – затраты j-го ресурса (кадры, оборудование, программное

обеспечение, материалы, финансы и т.д.) на осуществление

i-го мероприятия;

Аj – лимит j-го ресурса на развитие инновационного комплекса.

Найденная с помощью целочисленного линейного программирования структура организационно-экономических мероприятий позволяет одновременно определить избыточные и дефицитные ресурсы, сформировать перечень дополнительных и перспективных мероприятий в рамках инновационной политики.

Оценка эффективности внедрения экономико-организационных инноваций имеет свои особенности. В экономической литературе оценка успешности инноваций производится с использованием классических финансовых показателей для проектной деятельности – NPV, IRR и срока окупаемости инвестиций. Однако организационно-экономические инновации – это не совокупность отдельных проектов, а непрерывный процесс инициирования организационного развития, в результате которого рождаются и претворяются в жизнь новые организационные структуры, методы управления.

Организационно-экономические инновации можно считать определенным базисом, который служит основой для появления новых услуг и технологий. Поэтому применять «проектные» показатели к измерению эффективности организационно-экономических инноваций некорректно.

Организационные и экономические инновации относятся к нематериальному активу, но его рост напрямую определяет рыночную стоимость банка. По издержкам инвестирования в нематериальные активы очень трудно оценить их ценность для банка. Дело в том, что инвестирование в нематериальные активы, например, в разработку системы тотального управления качеством (TQM) или обучение персонала статистическим методам контроля качества, имеет для банка потенциальную, но не текущую рыночную стоимость. Внутренние процессы, такие как разработка нового продукта и технологии, «прописка» его в БИС, мониторинг качества обслуживания клиентов и другие организационно-экономические мероприятия необходимы, чтобы трансформировать потенциальную стоимость нематериальных активов банка в конкретную выгоду для клиентов и банка. Если совершенствование внутренних бизнес-процессов не будет связано с предложением конкретных потребительных стоимостей клиенту или ростом финансовых результатов банка, то потенциальная стоимость новых организационных и экономических инноваций как нематериальных активов останется в зоне скрытого инновационного потенциала.

Наиболее приемлемым для оценки организационно-экономических инноваций может служить показатель относительного роста рыночной стоимости инновационного комплекса («market value» – MV), изменение которого может сравниваться с относительным ростом капитализации банка за определенный период времени:

MV=P/W, (2)

W= ? ? Cіj dj,

j=1 і=1

где MV – текущая рыночная стоимость инновационного комплекса;

P – показатель прибыли (балансовая);

W   – средневзвешенная стоимость капитала, вложенного

в инновационный комплекс банка:

где dj – удельный вес j-го источника.

В основе показателя MV лежит утверждение о том, что именно организационно-экономические инновации являются тем ключевым ресурсом банка, который обеспечивает ему долговременные конкурентные преимущества и позволяет превысить среднеотраслевой рост капитализации банковской системы в целом. Отношение прироста стоимости инновационного комплекса к приросту стоимости банка должно быть величиной положительной.

Для инвесторов и акционеров рыночная стоимость является тем показателем, который определяет величину их потенциальных доходов. Поскольку ожидаемые владельцами будущие дивиденды и доходы от акций основываются на реальной стоимости банка или его способности генерировать денежные потоки, рост рыночной стоимости инновационного комплекса может считаться одним из важнейших показателей оценки деятельности банка со стороны акционеров.

Масштабы и эффективность финансовых и организационно-экономических инноваций сегодня зависят от уровня развития корпоративного управления. Инновационные стратегии должны выступать как часть всей системы корпоративного управления банка. Таким образом, заинтересованными участниками реализации корпоративных инновационных стратегий банка становятся, в широком понимании, как непосредственно собственники, наемные менеджеры и члены советов директоров, так и «заинтересованные круги» в лице государства, инвесторов, наемного персонала банка, а также клиентов банка.

Важность решения вопроса о взаимоотношениях всех участников инновационного процесса, с точки зрения принципов корпоративного управления, диктуется тем, что инновационные стратегии в области организационно-экономического развития банка, как правило, затрагивают права собственников и механизм управления банка, т.е. в определенном смысле сущностные аспекты развития банка. От того, какие организационно-экономические инновационные стратегии будут приняты банком, зависит существование его как конкурентоспособной системы.

Развитию принципов корпоративного управления мешает сложившаяся в период стихийной приватизации практика взаимоотношений между административным персоналом, владельцами банка и наемными работниками. Организация корпоративного управления подразумевает помимо интеграции интересов владельцев, менеджеров и клиентов эффективное взаимодействие отдельных составляющих организационно-экономического развития банка: стратегическое и текущее планирование, распределение доходов, мотивация персонала. В диссертации разработана последовательность интеграции важнейших сфер банковского менеджмента, для того чтобы принципы корпоративного управления могли бы работать более продуктивно.

В контексте корпоративного управления важное значение имеет социальная направленность инновационной политики. В диссертации выявлена неразрывная связь маркетинговой и инновационной стратегии. Но такая взаимосвязь может носить и негативный характер, когда под ряд маркетинговых акций начинает «подгоняться» инновационная политика и внедряются инновации сомнительного характера. Примерами таких инноваций могут служить различные схемы ускоренного кредитования, привлечение средств населения через посреднические структуры с использованием малоапробированных финансовых инструментов; создание «псевдоинноваций», в основе которых лежит ребрендинг.

Часто под видом организационно-экономических инноваций проводится политика увольнения персонала и смена собственников. Такие инновации проводятся под лозунгом реорганизации бизнес-процессов, но при этом они никак не связаны с повышением эффективности деятельности банка.

Игнорирование принципов корпоративного управления, в конечном счете, приводит к снижению экономических показателей. Данные эмпирических исследований деятельности ряда банков показывают наличие прямой связи между уровнем корпоративного управления и его рыночной стоимостью. Таким образом, эффективно функционирующая система корпоративного управления дает мощный импульс развитию инновационной деятельности в банке.

СПИСОК ОСНОВНЫХ РАБОТ, ОПУБЛИКОВАННЫХ

ПО ТЕМЕ ДИССЕРТАЦИИ

Монографии

1. Зверев О.А. Современные инновации в области организационно-экономического развития коммерческого банка. – М.: «Палеотип»,. 2008. – 11,75 п.л.

2. Зверев О.А., Нестеренко А.В. Теория и практика внедрения инновационных бизнес - технологий в розничном коммерческом банке. – М.: «Палеотип», 2008. –12 /10п.л.

Статьи в журналах и изданиях, рекомендуемых ВАК

3. Зверев О.А. Инновационные технологии банковского ритейла. // Деньги и кредит, 2007, № 12. - 0,5 п.л.

4. Зверев О.А. Банки и организационно-управленческие инновации // Банковское дело, 2007, № 12. – 0,5 п. л.

5. Зверев О.А. Современные экономико-организационные инновации в банковском менеджменте// Банковские услуги, 2007, № 10. – 0,8 п.л.

6. Зверев О.А. Инновационные технологии обслуживания клиентов. Обзор материалов научно-практического семинара «Инновационный путь развития банковской системы» март 2007г.: Финансовая академия при Правительстве РФ // Деньги и кредит, 2007, № 8. – 0,1 п.л.

7. Зверев О.А. Современные методы продаж банковских услуг. Обзор материалов научно-практического семинара «Деятельность банков на финансовом рынке: российская практика и мировой опыт» // Научный альманах фундаментальных и прикладных исследований: Финансовая академия при Правительстве РФ. – М., ФиС, 2007. – 0,12 п.л.

8. Зверев О.А., Куваев М.К. Повышение качества банковских услуг как условие интеграции российских банков в мировую банковскую систему // Научный альманах фундаментальных и прикладных исследований: Финансовая академия при Правительстве РФ. – М., ФиС, 2006. – 0,2/0,1 п.л.

9. Зверев О.А., Дьяков А.П. Проблемы развития рынка пластиковых карт в России в аспекте интернационализации платежных систем // Финансы и кредит, 2006, № 34. – 0,3/0,1 п.л.

10. Зверев О.А. Организация, планирование и контроль прямых продаж в банке // Финансы и кредит, 2004, № 18. – 0,3 п.л.

11. Зверев О.А. Конкуренция на рынке розничных банковских услуг и задачи банковского менеджмента // Финансы и кредит, 2004, № 13. – 0,5 п.л.

Страницы: 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10