Delist.ru

Инновационная политика коммерческих банков (02.10.2007)

Автор: Зверев Олег Алексеевич

- создание условий для наиболее полного и своевременного удовлетворения потребностей клиентов банка в новых услугах;

- конкурентоспособность банка по показателям качества обслуживания и эффективности банковской деятельности;

- достижение устойчивости на рынке за счет баланса между традиционными продуктами и внедрением перспективных инноваций;

- взаимодействие внутренних и внешних элементов системы инновационного развития, которое основывается на эффективной системе маркетинга нововведений, отборе инновационных проектов из числа альтернатив и мотивации персонала.

Вовлечение большого числа российских банков в работу с частными клиентами приводит к обострению конкуренции. Как показывает практика зарубежных стран, обычные ценовые методы конкуренции (т. е. снижение тарифов на услуги) в долгосрочном плане не являются эффективным способом привлечения и удержания клиентов. Поэтому такие организационно-экономические мероприятия, как дифференциация продуктов, правильная сегментация рынка, новые методы продаж, становятся основными факторами повышения конкурентоспособности банка.

Внутриотраслевая банковская конкуренция в инновационной сфере является важнейшим фактором, определяющим как доходность и рентабельность, так и сам профиль и статус банка. Так, на этапе разработки своей конкурентной стратегии каждый банк должен решить, насколько активно он будет использовать инновации в своей деятельности и насколько имеет смысл распространять свои усилия на все рыночные сегменты, т.е. быть в полном смысле слова инновационным банком. Необходимо грамотно взвесить преимущества и недостатки альтернативных инновационных стратегических решений, которые могут повлиять на положение банка на рынке.

Вторая группа проблем, исследуемых в диссертации, связана с определением влияния финансовых и организационно-экономических инноваций на развитие финансовых рынков и на эффективность бизнес-процессов внутри банков.

В диссертации разработана схема взаимодействия отдельных составляющих финансовых субрынков, предназначенная для высшего уровня управления банка, которая позволяет учитывать влияние современных инновационных инструментов на устойчивость финансового рынка в целом. Основные направления развития финансовых рынков по опыту развития зарубежной банковской сферы, определяющие характер инновационных преобразований в банках, можно объединить в три группы.

Во-первых, глобализация финансовых рынков, предопределяющая переход к унифицированным финансовым услугам.

Во-вторых, либерализация и дерегуляция национального рынка финансовых услуг, способствующие появлению новых конкурентов среди банков и небанковских кредитных организаций, являющихся постав-щиками относительно дешевых услуг.

В-третьих, переход к мировым интегрированным информационным системам, дающим возможность сформировать единую глобальную банковскую сеть.

Финансовые рынки стран, относящихся к категории «emerging market» – развивающиеся рынки, часто становятся ареной общемировых финансовых кризисов, вызванных активным внедрением финансовых и организационно-экономических инноваций в условиях несформировавшегося банковского законодательства и низкой финансовой культуры. Банки должны учитывать нестабильность новых рынков и всегда планировать риски, связанные с незрелостью экономических отношений, в своих инновационных стратегиях.

Включение в инновационные стратегии внедрения ряда новых финансовых инструментов и в последующем потеря контроля над рисками могут привести к утрате ликвидности нескольких крупных участников рынка, а в последующем и банковской системы в целом. Вследствие того, что регулирующие органы осуществляют слабый контроль за внедрением финансовых инструментов, эти нововведения таят в себе немало опасностей для стабильности всей экономической системы. Маркетинг инноваций должен ответить на вопрос, как отразится внедрение новых финансовых инструментов или управленческих технологий непосредственно на результатах банковской деятельности.

Темпы инновационного развития в банковской сфере во многом определяются состоянием экономики и уровнем жизни населения. Рост реальных доходов населения и компаний, увеличение разнообразия финансовых инструментов обеспечили банкам больший доступ к денежным средствам. На этом фоне банки постоянно расширяют внедрение новых услуг и ищут возможность для внедрения новых финансовых технологий. В связи с этим возникает вопрос о необходимости повышения роли государственного регулирования в области финансовых и организационно-экономических инноваций в банковской сфере для предотвращения кризисных ситуаций в национальной экономике.

Естественное движение к совершенствованию государственного регулирования основано на растущем международном признании того факта, что слабый банковский надзор за внедрением финансовых инноваций чреват хрупкостью рынка и потенциальными кризисами. Основные аргументы в пользу существования государственного регулирования и наличия мегарегулятора финансовой системы связаны с защитой потребителя, возможным системным риском и психологической опасностью, возникающей при предоставлении государственных гарантий.

Опасность для потребителя часто связана с действиями крупных финансовых и банковских организаций, имеющих преимущества благодаря экономии на масштабах, что характерно для крупных сетевых банков. В этой связи роль мегарегулятора заключается в предотвращении злоупотреблений новыми финансовыми инструментами со стороны крупных монополистов, которые способны обеспечить широкую диффузию новшеств на значительную часть рынка.

2ет российские банки активно развивают свою инфраструктуру для поддержки инновационной деятельности. Однако современная рыночная ситуация, в которой они находятся, чрезвычайно динамична и требует от каждого банка быстрой и точной реакции на происходящие изменения. Рано или поздно реорганизация бизнеса становится неизбежной, и менеджерам банка приходится задумываться о том, как изменить текущие бизнес-процессы, чтобы повысить эффективность банковской деятельности.

Основные организационно-экономические инновации представлены в табл. 1.

Таблица 1

Современные организационно-экономические инновации,

используемые в практике коммерческих банков

№ Название

инновации Краткая

характеристика Объекты банковского

менеджмента

1. Реинжиниринг

Бизнес-процессов Радикальные изменения

в ключевых

бизнес-процессах с целью

достижения существенного повышения производительности, качества и

сокращения затрат

времени Реорганизация

процессов,

разукрупнение,

сокращение затрат

времени, горизонтальная организация, анализ

эффективности

расходов

2. Процессно-ориентированное

управление Отслеживание общих и

загрузка...