Delist.ru

Инновационная политика коммерческих банков (02.10.2007)

Автор: Зверев Олег Алексеевич

- разработать концептуальные положения о формировании инновационной политики банков на основе стратегического планирования, а также определить основные инструменты механизма управления инновационной деятельностью в банках;

- проанализировать современные зарубежные и отечественные финансовые и организационно-экономические инновации, направленные на повышение эффективности деятельности и способствующие динамичному развитию банковской системы в целом и отдельных банков;

- раскрыть современную методологию исследования инновационного процесса в области организационно-экономического развития банковских структур;

- определить экономические, институциональные условия создания благоприятной среды и стимулов для внедрения финансовых и организационно-экономических инноваций;

- выявить особенности внедрения инноваций в банковской системе России и исследовать зарубежный опыт использования эффективных моделей экономико-организационного развития с оценкой перспектив их применения на ближайшую перспективу в практике российских банков;

- выработать основные принципы системного подхода к управлению инновационными процессами в коммерческом банке и на основе этого определить показатели оценки эффективности внедрения финансовых и организационно-экономических инноваций;

- определить место маркетингового инструментария при формировании стратегии экономико-организационного развития банка;

- изучить методологию формирования эффективной системы продаж банковских услуг как заключительную стадию внедрения финансовых и организационно-экономических инноваций.

Объектом исследования служат социальные и экономические отношения, возникающие между различными субъектами инновационного процесса в области организационно-экономического развития банка и внедрения финансовых инноваций.

Предметом исследования явились отдельные подсистемы инновационного комплекса банка и взаимозависимости, возникающие между ними в процессе формирования и реализации инновационной политики.

Методологической и теоретической основой диссертационного исследования послужили результаты работ отечественных и зарубежных исследователей в области инновационной деятельности, нормативно-правовые акты федеральных и региональных органов исполнительной власти, посвященные вопросам инновационного развития, совершенствования управления в финансово-банковских учреждениях.

При решении поставленных задач использованы принципы и методы: теории системного подхода; экономико-статистического моделирования; инновационного менеджмента; сравнительного технико-экономического анализа; экспертных оценок; морфологического анализа.

В процессе работы применялись законы диалектической логики и общенаучные методы: научная абстракция, классификация, сравнения, анализ, синтез, индукция, дедукция. Совокупность используемой методологической базы позволила обеспечить достоверность, обоснованность теоретических выводов и практических решений.

В ходе диссертационного исследования изучена общая и специализированная литература по управлению инновационной деятельностью в различных сферах экономики.

Ряд методологических положений и выводов, содержащихся в диссертации, иллюстрирован расчетными таблицами, графическими схемами, подготовленными на основе статистических данных Центрального банка и Федеральной службы государственной статистики РФ.

Научная новизна работы заключается в разработке методологии инновационной политики коммерческих банков на основе интеграции базовых подсистем инновационного менеджмента: оптимизации финансовых потоков, инновационного маркетинга, организации эффективных продаж новых банковских продуктов и внедрения принципов корпоративного управления.

В числе наиболее важных результатов, полученных лично автором, определяющих научную новизну проведенных исследований, можно выделить следующие:

разработана методология исследования механизма инновационной деятельности в банковской отрасли, основанная на теории инновационных циклов и особенностях их проявления в банковской системе, кумулятивном характере финансовых и организационно-экономических инноваций, специфике протекания процессов диффузии банковских инноваций;

впервые раскрыто содержание организационно-экономической составляющей инновационного комплекса, выявлена ее двойственная природа, состоящая в том, что организационно-экономические инновации выступают как объекты инновационной политики и как необходимое условие эффективного внедрения финансовых и продуктовых инноваций;

дано теоретическое обоснование понятия «инновационный потенциал банка», рассматриваемый с позиции ресурса и запаса, представленный тремя уровнями: используемый, базовый и скрытый потенциал, а также выявлены факторы, влияющие на соотношение этих уровней в зависимости от эволюционного и революционного характера инновационной политики банка;

определены особенности и экономические последствия внедрения финансовых и организационно-управленческих инноваций в аспекте глобализации, а также установлена связь инновационных процессов в банковской сфере с риском возникновения кризисных ситуаций на финансовых рынках, обоснована необходимость мегарегулятора в области внедрения финансовых и организационно-управленческих инноваций;

на основе подробной типологии и систематизации организационно-экономических инноваций выделены инновации и дана их характеристика с позиции использования как элементов процессно-стоимостного подхода, являющегося важнейшим направлением совершенствования банковской системы в соответствии со Стратегией развития банковского сектора РФ на период до 2008 года;

разработаны методологические подходы к регулированию финансовых потоков в процессе внедрения банковских инноваций, на основе которых можно оптимизировать схему бюджетирования инновационного процесса;

сформулированы положения, позволяющие определить текущую рыночную стоимость инновационного комплекса банка, исходя из оценки базового инновационного потенциала банка как ключевого ресурса, обеспечивающего ему долговременные конкурентные преимущества и среднеотраслевой рост капитализации банка, превышающий уровень капитализации банковской системы в целом;

на основе целочисленного линейного программирования предложена модель оптимизации структуры организационно-экономических инноваций, с помощью которой можно одновременно определить избыточные и дефицитные ресурсы и перечень дополнительных и перспективных мероприятий, включаемых в инновационную политику;

определены пути решения проблемы сочетания активной инновационной политики банка с обеспечением устойчивости банков на финансовых рынках на основе использования концепции маркетинга и исходя из этого разработаны методические положения по использованию результатов структурных маркетинговых исследований при формировании эффективной инновационной политики коммерческого банка;

разработаны методология формирования стратегии продаж и методический механизм функционирования системы продаж банковских продуктов как заключительной стадии инновационного цикла продукта, предложена модель интеграции инновационного процесса и системы продаж для различных вариантов организации банковского бизнеса: розничные продажи (банковский ритейл), индивидуальные продажи (Private Banking);

раскрыт механизм формирования и развития интегрированных систем маркетинговой информации при внедрении инновационных клиентоориентированных технологий в розничный банковский бизнес в рамках системы многоканального банковского обслуживания (СМБО);

на основе внедрения принципов корпоративного управления в практику российских коммерческих банков с целью обеспечения единства интересов различных участников инновационного процесса предложена схема интеграции различных уровней банковского менеджмента в процессе разработки и реализации инновационной политики.

К числу наиболее существенных результатов, определяющих значимость проведенных исследований, относятся:

- концепция инновационной политики коммерческого банка как составляющая стратегического планирования и совокупности мероприятий по обеспечению конкурентоспособности банка за счет внедрения новых финансовых и организационно-экономических инструментов;

- методология использования стратегического маркетинга с целью формирования эффективной инновационной политики банка;

- механизм продаж новых банковских продуктов, адаптированный к разным моделям организации банковского бизнеса;

- методы и инструменты инновационного менеджмента, используемые для решения проблемы развития процессного подхода в банковской сфере;

- оценка эффективности функционирования инновационного комплекса банка;

- концепция построения инновационной политики коммерческого банка на основе принципов корпоративного управления.

Теоретическая и практическая значимость работы заключается в том, что разработанная типология и характеристика финансовой и организационно-экономической составляющей инновационной политики позволяет сформировать самостоятельное направление в теории банковского менеджмента.

Практическая значимость проведенной работы состоит в возможности использования ее положений и выводов при формировании инновационной политики банков, в текущей инновационной деятельности кредитных институтов различных форм собственности, определении стратегических возможностей развития банка на основе эффективного использования инновационного потенциала банка.

Разработанные в диссертации методические подходы могут найти применение:

- при формировании модели корпоративного управления организационно-экономическим развитием коммерческого банка;

загрузка...